СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В,
судей Кореневой И.В. и Орловой И.А,
при секретаре Красавцевой Т.Л,
рассмотрев в судебном заседании 30 июля 2018 года дело по апелляционной жалобе ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 03 мая 2018 года, которым постановлено:
обязать Федеральное казенное учреждение Исправительная колония - 22 УФСИН России по Республике Коми в месячный срок со дня вступления решения в законную силу произвести предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) осужденных к лишению свободы, привлекаемых администрацией исправительного учреждения к оплачиваемому труду, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда":
Карелова А.В,
Федорова А.В,
Клюкина В.В,
Чурсанова Е.А,
Буркова А.А,
Харитонова Д.Ю,
Юсупова Е.А,
Соколова Р.А,
Головушкина И.Л,
Мурзакузиева С.Г,
Кириллова Ю.А,
Зинина А.А,
Подгорного М.Ю,
Чернобородюка С.В,
Котюх В.И,
Шарова А.Н,
Паршукова Н.Е,
Ангела В.В,
Гаевого С.В,
Окунева С.В,
Демакова В.В,
Кузнецова К.В,
Павликова В.М.;
взыскать с Федерального казенного учреждения Исправительная колония - 22 УФСИН России по Республике Коми государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа "... " размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В, прокурора Чершкуте Я.В, представителя ФКУ ИК-22, УФСИН России по РК Клубета А.М, судебная коллегия установила:
Печорский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония-22 УФСИН России по Республике Коми (далее - ФКУ ИК-22 УФСИН России по РК) об устранении требований санитарно-эпидемиологического законодательства путем проведения обязательных предварительных и периодических осмотров работников.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено УФСИН России по Республике Коми.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представители ответчика, третьего лица в судебном заседании иск не признали.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель ответчика со ссылкой на его незаконность и необоснованность
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной Печорской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки соблюдения законодательства в ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства:... осужденных, трудоустроенных в столовой жилой зоны ФКУ ИК-22, не прошли медицинское обследование в объемах, предусмотренных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 302 от 12.04.2011.
"Дата обезличена" по итогам проверки вынесено представление об устранении выявленных нарушений закона.
Установлено, что в связи с сокращением должностей в "Дата обезличена" приказами освобождены от выполнения трудовых обязанностей следующие осужденные, поименованные в иске: Антипов Б.М, Гриценюк К.Н, Сидоренков А.А, Волков С.Н, Землянухин Д.Ю, Лебедев Р.И, Перицкий А.Э. Жижев С.Н, Вокуев А.А.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь общими принципами гражданского судопроизводства, положениями Уголовно-исправительного кодекса РФ, Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", исходил из того, что проведение предварительных и периодических медицинских осмотров необходимо в целях охраны здоровья осужденных и работников исправительного учреждения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, установления медицинских противопоказаний у осужденных к осуществлению ими определенной трудовой деятельности, на основании чего пришел к выводу о возложении на ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми обязанности устранить выявленные нарушения в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Выводы суда судебная коллегия находит ошибочными.
Трудовые отношения между отбывающими наказание и администрацией исправительного учреждения носят специфический характер и не подлежат безусловному регулированию трудовым законодательством, поскольку согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
Таким образом, осужденные привлекаются к труду в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку общественно полезный труд как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. ст. 11, 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.
В соответствии со ст. 104 УИК РФ трудовое законодательство распространяется на осужденных в части продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.
Действующим законодательством не урегулирован вопрос прохождения медицинского осмотра лицами, осужденными к лишению свободы и привлекаемыми к труду.
Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) осужденных не относится к понятию охраны труда.
Согласно п. 124 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 26.12.2016 N 295, на исправительное учреждение возложена обязанность осуществлять: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.
Определение трудоспособности осужденных к лишению свободы осуществляется исправительным учреждением, при определении которой учитывается состояние осужденного в соответствии с приказом Минюста России от 28.12.2017 N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы".
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы.
Согласно Уставу ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми является юридическим лицом и финансируется из средств федерального бюджета. Денежные средства на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) учреждению не выделяются.
При приеме на работу осужденные проходят предварительный медицинский осмотр врачами филиала медицинской части N 2 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России с записью в медицинскую карту, проводится визуальный осмотр, проверяется наличие флюорографии, кишечных заболеваний, симптоматика.
Таким образом, поскольку правоотношения, связанные с применением труда осужденных, не являются трудовыми, требования трудового законодательства, регулирующие, в том числе прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", на данные правоотношения не распространяются, в связи с чем оснований для удовлетворения требований у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного,
руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 03 мая 2018 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в Исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония -22 УФСИН России по Республике Коми об устранении требований санитарно-эпидемиологического законодательства путем проведения обязательных предварительных и периодических осмотров осужденных к лишению свободы, привлекаемых администрацией исправительного учреждения к оплачиваемому труду, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.