Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу защитника казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" Уваровой Ю. В. на постановление судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 01.06.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия",
установил:
постановлением судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 01.06.2018 КУ РК "Управтодор РК" (далее - Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
С таким постановлением не согласен защитник Учреждения, в поданной жалобе просит его отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что ГОСТ Р 50597-93 с 01.06.2018 утратил силу, в настоящее время действует ГОСТ Р 50597-2017, и выявленные снежно-ледяные отложения не превышают параметры, установленные п. 8.10 указанного государственного стандарта. Вывод судьи о наличии угрозы безопасности дорожного движения не мотивирован. Резолютивная часть постановления судьи не соответствует требованиям КоАП РФ. Состав правонарушения не доказан, поскольку повторной проверки и фиксации выявленных нарушений после истечения нормативного срока ликвидации скользкости не осуществлено.
Заслушав защитника Учреждения Гордееву К.С, поддержавшую жалобу и дополнившую ее доводы, проверив дело, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 200000 руб. до 300000 руб.
В силу п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - Основные положения), лица, ответственные за состояние дорог, обязаны: содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с п. 13.9 ТР ТС 014/2011 "Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог" очистка покрытия автомобильной дороги от снега должна осуществляться с проезжей части, остановок общественного наземного транспорта, тротуаров, обочин, съездов, площадок для стоянки и остановки транспортных средств. Допускается эксплуатация отдельных автомобильных дорог с присутствием по всей ширине проезжей части слоя уплотненного снежного покрова толщиной не более 100 мм. На снежном накате не допускается наличие колеи глубиной более 30 мм и отдельных гребней возвышений, занижений и выбоин высотой или глубиной более 40 мм. Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог в зависимости от их значения, класса и категории, а также интенсивности и состава движения устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
Согласно положениям раздела 3 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения" проезжая часть дорог должна быть чистой, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ, и не может составлять свыше 6 часов (п. 3.1.6).
В соответствии с п.п. 7.1 и 7.2 раздела 7 ГОСТ 33181-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания" наличие зимней скользкости на покрытии проезжей части автомобильных дорог после проведения мероприятий по снегоочистке не допускается.
Из материалов дела следует, что Учреждению на основании распоряжения Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 20.03.2008 N 176-р на праве оперативного управления передана автомобильная дорога регионального значения Республики Карелия "Подъезд к пункту пропуска Сювяоро".
Основанием привлечения Учреждения к административной ответственности послужили выявленные 27.03.2018 в 17 час. 10 мин. те обстоятельства, что Учреждение, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги с асфальтобетонным покрытием "Подъезд к пункту пропуска Сювяоро", в нарушение п. 13.9 ТР ТС 014/2011, раздела 3 ГОСТ Р 50597-93 на 2 километре автодороги допустило наличие снежно-ледяных отложений толщиной 4 см, которые не имеют отношения к проезжей части дороги и создают угрозу безопасности дорожного движения.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, фотографиями на электронном носителе, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автодороги, письменными объяснениями ведущего эксперта дорожного хозяйства Учреждения (... ) и директора ГУП РК (... ) государственным контрактом и договором субподряда на выполнение работ по содержанию автодорог, актом обследования дорожных условий в месте ДТП от 26.03.2018, иными материалами дела, объяснениями защитника в судебном заседании.
Вопреки доводам жалобы, из имеющихся в деле доказательств с очевидностью следует, что на проезжей части дороги с асфальтобетонным покрытием в весеннее время имеются снежно-ледяные отложения, создающие в нарушение ТР ТС 014/2011 колейность, отдельные возвышения и представляющие угрозу безопасности дорожного движения. После проведения работ по содержанию автодороги указанные недостатки не ликвидированы.
Доказательств принятия Учреждением всех зависящих от него мер по выполнению возложенной на него обязанности по содержанию автодороги, в дело не представлено.
Довод жалобы об отсутствии повторной фиксации нарушения после истечения нормативного срока ликвидации скользкости подлежит отклонению. 26.03.2018 в 13 час. 50 мин, то есть более чем за сутки до выявления правонарушения, должностным лицом ГИБДД совместно с представителем дорожно-эксплуатационной организации проводилось обследование дорожных условий на той же автодороге в связи с ДТП (л.д. 42). Кроме того, согласно объяснениям защитника, на той же автодороге 27.03.2018 подрядной организацией проводились работы по снегоочистке. Соответственно, оснований полагать о том, что шестичасовой срок ликвидации зимней скользкости к моменту выявления правонарушения не истек, не имеется.
Ссылка на положения ГОСТ Р 50597-2017 не имеет отношения к делу.
При таких обстоятельствах в действиях Учреждения правомерно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Назначенное административное наказание соответствует минимальной санкции статьи, оснований полагать о его излишней строгости не имеется с учетом наличия обстоятельства, отягчающего административную ответственность.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, не следует. Неточность, допущенная судьей при изложении резолютивной части постановления, носит редакционный характер и не вызывает неясности в содержании судебного акта, из которого с определенностью следует вывод судьи о признании Учреждения виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил
:
постановление судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 01.06.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
С.В. Щепалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.