Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия
в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.
судей Переплесниной Е.М, Савина А.И.
при секретаре Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам истца, ответчика на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 03.04.2018 по иску Коробова Э. Н. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия об оспаривании решения и возложении обязанности по совершению действий.
Заслушав доклад судьи Переплесниной Е.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коробов Э.Н. обратился в суд с иском к УФСИН по РК о признании незаконным и отмене решения, оформленного протоколом N от 17.11.2017, которым ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Просил обязать УФСИН по РК поставить его на учет с совместно проживающими членами семьи (супругой и двумя сыновьями) для получения предусмотренной ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ указанной меры социальной поддержки. Ссылаясь на переживания, связанные с затягиванием решения вопроса по его заявлению и последующим отказом в его удовлетворении, просил взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично - признано незаконным и отменено решение комиссии УФСИН по РК от 17.11.2017 N в части отказа Коробову Э.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. УФСИН по РК обязано поставить Коробова Э.Н. с составом семьи 3 человека ( (... )) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 06.03.2017. В удовлетворении остальной части иска отказано.
С таким решением не согласны стороны.
Истец Коробов Э.Н. в апелляционной жалобе, поданной его представителем, просит отменить решение суда в части отказа в иске, удовлетворить его требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
Ответчик УФСИН по РК в апелляционной жалобе, поданной его представителем, просит решение суда отменить в части удовлетворения требований, в иске отказать, ссылаясь на увольнение истца 21.04.2017 - до принятия его на учет в качестве кандидата для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Его представитель Шибкова Н.В. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы истца, по доводам апелляционной жалобы ответчика возражала.
Представитель ответчика Демидова С.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагала подлежащей удовлетворению апелляционную жалобу УФСИН по РК, в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика просила отказать.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для его отмены.
Судом установлено, что с ХХ.ХХ.ХХ истец Коробов Э.Н. проходил службу в уголовно-исправительной системе в (... ).
06.03.2017 истец обратился в УФСИН России по РК с рапортом о предоставлении единовременной социальной выплаты на состав семьи три человека ( (... )) для приобретения или строительства жилого помещения с приложением соответствующих документов (л.д. (... )).
17.04.2017 на основании приказа N-лс Коробов Э.Н. уволен из уголовно-исполнительной системы по (... ) с 21.04.2017. Выслуга лет истца на дату увольнения составила в календарном исчислении (... ).
Из представленных в материалы дела документов, в том числе паспортов на имя Коробова Э.Н, (... ) свидетельств о регистрации по месту жительства в отношении их детей (... ) следует, что они зарегистрированы и проживают по адресу: (... ) (л.д. (... )). Указанное жилое помещение является (... ), его жилая площадь - (... ) кв.м, общая площадь - (... ) кв.м. (технический паспорт - л.д. (... )), находящемся в собственности (... ) (л.д. (... )). В отношении остальных членов семьи истца в ЕГРН отсутствует право собственности на объекты недвижимости на территории Российской Федерации.
04.10.2017 истец обратился с заявлением на имя начальника УФСИН России по РК с целью получения ответа по направленному им ранее пакету документов для предоставления единовременной социальной выплаты (л.д. (... )), в ответ на которое получил ответ от 09.11.2017 о том, что данные документы находятся на рассмотрении соответствующей комиссии (л.д. (... )).
Протоколом заседания комиссии УФСИН России по РК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по РК, подведомственных учреждений уголовно-исполнительной системы, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N от 17.11.2017 Коробову Э.Н. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, копия которого была направлена истцу 29.12.2017 (л.д. (... )).
В качестве причины отказа в постановке на такой учет указано, что Законом не предусмотрена возможность принятия на учет сотрудников, уволенных со службы.
Признавая данный отказ незаконным и возлагая на ответчика обязанность по постановке истца на соответствующий учет, суд первой инстанции правомерно исходил из установленных по делу обстоятельств и норм материального права, регулирующих рассматриваемые правовые отношения.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
При этом в соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369) принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок подачи сотрудником заявления в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, перечень необходимых документов, представляемых в комиссию вместе с заявлением, порядок рассмотрения комиссией заявления сотрудника о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты урегулированы в пунктах 5, 9, 14 указанных Правил.
Так, в соответствии с п. 14 Правил право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в п. 19 этих правил, имевшегося у них на день увольнения.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 13 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.12.2017, нормами Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, приобретение сотрудником учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, обратившимся в период прохождения службы с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, права на получение указанной меры социальной поддержки не поставлено в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника (подлежит рассмотрению в трехмесячный срок со дня подачи) комиссией ФСИН России - до или после его увольнения со службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Иное толкование нормативных положений, регулирующих порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, противоречащее положениям ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующим равенство прав и свобод граждан, ставило бы в неравное положение сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих право на единовременную социальную выплату на основании норм Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ на момент обращения в территориальную комиссию ФСИН с заявлением о постановке на учет на получение такой выплаты, но уволенных из органов уголовно-исполнительной системы на момент принятия решения по этому заявлению комиссией ФСИН России, по сравнению с действующими сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, обладающими таким же правом.
Учитывая, что у истца имеется право на получение рассматриваемой меры социальной поддержки в силу имеющейся у него необходимой выслуги лет - (... ); нуждаемости в улучшении жилищных условий - менее 15 кв.м жилой площади на члена семьи сотрудника; подачи заявления в комиссию УФСИН по РК в период прохождения истцом службы, правовых оснований для отказа Коробову Э.Н. в постановке его на соответствующий учет не имелось.
Судебная коллегия соглашается с мотивированными выводами суда первой инстанции о правомерности заявленных исковых требований в данной части, что не влечет его отмену по доводам апелляционной жалобы ответчика, которые являлись предметом исследования при рассмотрении дела, мотивированно опровергнуты в судебном решении, основаны на неверном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы истца о наличии оснований для удовлетворения его требований в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда также основаны на неверном толковании норм материального права. Правила ст. 151 Гражданского кодекса РФ на рассматриваемые правовые отношения не распространяются. Социальные гарантии сотрудников, к категории которых относится истец, предоставляются в соответствии со специальным правовым регулированием, предусматривающим, в том числе способы защиты нарушенных социальных прав (Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ, Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1); взыскание компенсации морального вреда при их нарушении законом не предусмотрено.
С учетом изложенного судебное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 03.04.2018 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы истца, ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.