Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Епифановой С.А,
судей Курохтина Ю.А, Корнеевой А.Е,
при секретаре Долговой М.Ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N4 по Тамбовской области к *** о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогу и пени,
по апелляционной жалобе *** на решение Знаменского районного суда Тамбовской области от 18 апреля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N4 по Тамбовской области обратилась в суд с административным иском к *** о взыскании пени по транспортному налогу за период с 13.11.2014 г. по 13.12.2014 г. в размере *** руб, задолженности по земельному налогу за 2015 год в размере *** руб, пени по земельному налогу за период с 02.12.2016 г. по 19.02.2017 г. в сумме *** руб, указав следующее.
В соответствии со ст. 357 НК РФ *** является плательщиком транспортного налога за автомобиль ***, гос. номер ***. В связи с чем на основании п. 1, 2 ст. 362 НК РФ ей был начислен транспортный налог за 2013 года на общую сумму *** рублей и направлено налоговое уведомление *** о необходимости уплаты налога в срок до 05.11.2014 года. Однако данная обязанность была исполнена административным ответчиком 14.12.2014 года, то есть с просрочкой в 31 день, в связи с чем *** была начислена пеня в сумме *** руб. О необходимости уплаты пени в указанном размере ответчику было направлено требование N6176 от 16.06.2015 г.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 388 НК РФ *** является плательщиком земельного налога:
за ? долю земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** по направлению на юг-запад от ориентира;
*** доли земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***
земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***.
В связи с этим в соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ, п. 3, 4 ст. 394 НК РФ ей был начислен земельный налог за 2015 год на общую сумму *** руб, из них: *** руб. - налог за земельный участок с кадастровым номером ***; *** руб. - за земельный участок с кадастровым номером ***; *** руб. - за земельный участок с кадастровым номером ***.
В 2016 году налоговый орган направил ***. налоговое уведомление *** от 25.08.2016 г. со сроком уплаты - не позднее 01.12.2016. Однако ответчик уплатила налог только в размере *** руб. В связи с неуплатой оставшейся суммы земельного налога - *** руб, ***. была начислена пеня за период с 02.12.2016 года по 19.02.2017 г. в сумме *** руб... О необходимости уплаты земельного налога в размере *** руб, а также пени в сумме *** руб. ***. было направлено требование *** от 20.02.2017 со сроком уплаты - 17.04.2017. Однако до настоящего времени данное требование не исполнено.
В связи с образовавшейся у *** задолженностью налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка *** с заявлением о вынесении судебного приказа.
10 июля 2017 г. мировым судьей Знаменского района Тамбовской области был вынесен судебный приказ о взыскании с *** задолженности по налогу в размере 8 *** руб. Однако определением мирового судьи от *** данный судебный приказ был отменен в связи с обращением налогоплательщика с соответствующими возражениями.
Поскольку в процессе рассмотрения дела ***. уплатила пеню по транспортному налогу в сумме *** руб, то 03.04.2018 г. Межрайонная ИФНС N4 по Тамбовской области направила заявление об отказе от исковых требований в указанной части.
Определением Знаменского районного суда Тамбовской области от 18 апреля 2018 года отказ Межрайонной ИФНС России N4 по Тамбовской области от исковых требований к *** в части пени по транспортному налогу в размере *** руб. был принят судом, производство по делу в этой части прекращено.
Решением Знаменского районного суда Тамбовской области от 18 апреля 2018 года административные исковые требования Межрайонной ИФНС России N4 по Тамбовской области удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, *** принесена апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене судебного решения.
Указывает, что спорным налоговым периодом, за который налоговым органом не верно начислена задолженность, по земельному налогу, за земельный участок с кадастровым номером *** является период с 01 января 2015 года по 01 января 2016 года (в силу ч. 1 ст. 391 НК РФ), поскольку именно в 2016 году налоговый орган направил ей налоговое уведомление *** от 25.08.2016 г. со сроком уплаты - не позднее 01.12.2016.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** была утверждена *** (л.д. 40) и составляла *** руб.
Таким образом, считает, что налоговым органом не верно принята в расчет кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2015 года и произведен расчет земельного налога исходя из кадастровой стоимости *** руб, в то время как налоговая база в отношении спорного земельного участка за налоговый период - с 01 января 2015 года по 01 января 2016 года, должна определяться исходя из его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2016 года.
Кроме того, при расчете земельного налога неверно применена налоговая ставка в 1,5%, которая для земель населенных пунктов составляет 1%.
В возражениях на апелляционную жалобу, Межрайонная ИФНС России N4 по Тамбовской области считает обжалуемое судебное постановление законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу *** без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах - пункт 1 статьи 45 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения - п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог - п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, *** является собственником земельных участков, приведенных выше.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Согласно сведениям, поступившим в налоговый орган, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по указанному выше адресу, на 1 января 2015 года составила *** руб.
Исходя из кадастровой стоимости всех земельных участков с учетом конкретных ставок налога, установленных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, размер земельного налога за 2015 год на составил *** руб, из них: *** руб. - налог за земельный участок с кадастровым номером ***; *** руб. - налог за земельный участок с кадастровым номером ***; *** руб. - налог за земельный участок с кадастровым номером ***.
Из материалов дела также следует, что в адрес *** налоговым органом направлялось налоговое уведомление N *** от 25.08.2016 об уплате налога, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объекты налогообложения, и срок уплаты налога - до 01.12.2016.
В установленный в налоговом уведомлении срок К. не исполнила обязанность по уплате земельного налога.
На основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование N 1236 от 20.02.2017 об уплате налога, пени до 17.04.2017 (л.д. 13).
В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате земельного налога и пени.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как усматривается из материалов дела, в установленный законом срок налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
10.07.2017 мировым судьей судебного участка Знаменского района Тамбовской области вынесен судебный приказ о взыскании с ***. задолженности по налогу и пени.
Определением того же мирового судьи от 21.07.2017 судебный приказ по заявлению *** отменен.
Срок принудительного взыскания земельного налога и пени за 2015 год налоговым органом не пропущен.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с административного ответчика. недоимки по земельному налогу за 2015 год и пени.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о том, что расчет земельного налога за земельный участок с кадастровым номером *** в период с 01.01.2015 до 15.05.2015 должен производиться исходя из кадастровой стоимости в размере *** руб, а с 15.05.2015 исходя из кадастровой стоимости в размере *** руб. (дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН 15.05.2015), судебная коллегия исходит из следующего.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункты 1 и 4 статьи 391), налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393); сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396).
Положения статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, не регулировали порядок исчисления налоговой базы при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода.
При исчислении земельного налога за конкретный налоговый период применялась налоговая ставка с учетом кадастровой стоимости земельного участка исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, установленных на 1 января налогового периода.
Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 1 статьи 391 дополнен абзацем следующего содержания: "Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости".
Однако указанные дополнения согласно ч. 4 ст. 9 названного Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, то есть с 01.01.2018.
Соответственно, изменение кадастровой стоимости земельного участка, произошедшее в текущем налоговом периоде (2015 год) в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 N 212-О, из которой следует, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшего в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика, что свидетельствует о соблюдении законодателем конституционного принципа равенства и определенности налоговой нормы.
Такое правовое регулирование не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу и не выходит за пределы предоставленных федеральному законодателю дискреционных полномочий.
Таким образом, основания для перерасчета земельного налога за 2015 год вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода отсутствуют.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о взыскании с *** земельного налога за 2015 год в период с 01.01.2015 до 31.12.2015 исходя из кадастровой стоимости в размере *** руб, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы по существу не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не усматривает.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Знаменского районного суда Тамбовской области от 18 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу *** - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.