Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Захаровой С.В,
судей Будько Е.В, Савинова К.А,
при секретаре Киселевой О.Р,
с участием: истца Зверева А.В, истца Перфеновой С.А, истца Рыбаковой Е.И, истца Черныш И.Н, истца Демариной О.П, представителя истцов Бородиной Н.Ю, представителя ответчика ГБУЗ НО "Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер" Конновой И.С,
рассмотрела в здании Нижегородского областного суда в открытом судебном заседании 07 августа 2018 года гражданское дело
по апелляционной жалобе Чехановой О.В, Черновой А.В, Даниловой Н.В, Дерябиной О.И, Косаревского В.К, Рыбаковой Е.И, Мулюкова Ф.А, Варюшкиной Т.В, Базякиной Н.В, Большовой С.П, Лукиной Н.Н, Савельевой Е.А, Савиной Н.П, Прокофьевой М.В, Мелеховой Л.Р, Панковой Т.А, Аникиной Е.Е, Золиной С.В, Карачаровой Г.А, Королевой Р.Н, Курякиной В.В, Белобородовой И.Л, Базиной Л.В, Рагузова С.А, Дмитришиной А.М, Давыдовой Е.В, Прончатовой Н.В, Демариной О.П, Дурандиной Е.Ф, Парфеновой С.А, Повар Л.С, Светловой Л.А, Черныш И.Н, Зверева А.В, Хохрякова Р.В, Крайновой Т.А, Дмитриевой Е.В, Смульского А.Н, Болтенко А.Э, Агаповой М.В, Березиной М.П, Цеповой Е.В, Борисовой И.С, Денисовой В.Е, Березиной Т.Д, Борисова В.Ю, Шкилева В.Ф, Хусаинова Р.Т, Тюкиной А.Н, Железновой Н. Г, Баранова Вячеслава Михайловича, Пестрякова Олега Александровича, Моккиева Валерия Владимировича, Скворцовой Евгении Николаевны, Соловьевой Елены Леонидовны, Новоселовой Раисы Николаевны, Иванюк Марата Евгеньевича, Кириловой Светланы Николаевны, Балакиной Татьяны Борисовны, Пожидаевой С.Н, Рандаревич Н.Н, Шибаевой Светланы Михайловны, Бушуевой Т.В, Коновой Р.Н, Хохряковой О.В, Желтовой И.А, Шихиной К.В, Хлыстовой В.В, Максименко А.С, Шевелева А.Ф, Алёшиной Е.Н, Бузыкиной Е.Н, Подмазовой Татьяны Валерьевны, Рыбаковой Евдокии Афонасьевны, Лебедева Д.Е, Варенцова Д.В, Колобяниной Н.В, Лобазовой И.А, Комкова А.С, Барышева В.П, Адушева В. П, Матюгиной М. В, Гусева В.М, Комковой Л.И, Цыбряевой Е.В, Дубининой Е.А, Лапина А.В, Жданова А.Н, Баранова И.А, Матюгина А.А, Матюгина А.В, Сахаровского С.А, Балановой Л.А, Тихоновой Г.Е, Агафоновой В.П, Лукиной А.И, Бурина Е.В, Полякова М.А, Кашичкина В.Н, Баранова В.А, Шальновой Т.С, Пиюнкиной Н.А, Панкратовой И.В, Фадеевой О.О, Холодновой О.Н, Андрияновой Н.К, Филипповой О.В, Андрияновой Ю.А, Полякова С.М, Гладышевой Т.В, Челушкиной М.М, Осинкиной Е.И, Левахиной Т.В, Садовой Е.А.
на решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 17 января 2017 года
по иску Чехановой О.В, Черновой А.В, Даниловой Н.В, Дерябиной О.И, Косаревского В.К, Рыбаковой Е.И, Мулюкова Ф.А, Варюшкиной Т.В, Базякиной Н.В, Большовой С.П, Лукиной Н.Н, Савельевой Е.А, Савиной Н.П, Прокофьевой М.В, Мелеховой Л.Р, Панковой Т.А, Аникиной Е.Е, Золиной С.В, Карачаровой Г.А, Королевой Р.Н, Курякиной В.В, Белобородовой И.Л, Базиной Л.В, Рагузова С.А, Дмитришиной А.М, Давыдовой Е.В, Прончатовой Н.В, Демариной О.П, Дурандиной Е.Ф, Парфеновой С.А, Повар Л.С, Светловой Л.А, Черныш И.Н, Зверева А.В, Хохрякова Р.В, Крайновой Т.А, Дмитриевой Е.В, Смульского А.Н, Болтенко А.Э, Агаповой М.В, Березиной М.П, Цеповой Е.В, Борисовой И.С, Денисовой В.Е, Березиной Т.Д, Борисова В.Ю, Шкилева В.Ф, Хусаинова Р.Т, Тюкиной А.Н, Железновой Н. Г, Баранова Вячеслава Михайловича, Пестрякова Олега Александровича, Моккиева Валерия Владимировича, Скворцовой Евгении Николаевны, Соловьевой Елены Леонидовны, Новоселовой Раисы Николаевны, Иванюк Марата Евгеньевича, Кириловой Светланы Николаевны, Балакиной Татьяны Борисовны, Пожидаевой С.Н, Рандаревич Н.Н, Шибаевой Светланы Михайловны, Бушуевой Т.В, Коновой Р.Н, Хохряковой О.В, Желтовой И.А, Шихиной К.В, Хлыстовой В.В, Максименко А.С, Шевелева А.Ф, Алёшиной Е.Н, Бузыкиной Е.Н, Подмазовой Татьяны Валерьевны, Рыбаковой Евдокии Афонасьевны, Лебедева Д.Е, Варенцова Д.В, Колобяниной Н.В, Лобазовой И.А, Комкова А.С, Барышева В.П, Адушева В. П, Матюгиной М. В, Гусева В.М, Комковой Л.И, Цыбряевой Е.В, Дубининой Е.А, Лапина А.В, Жданова А.Н, Баранова И.А, Матюгина А.А, Матюгина А.В, Сахаровского С.А, Балановой Л.А, Тихоновой Г.Е, Агафоновой В.П, Лукиной А.И, Бурина Е.В, Полякова М.А, Кашичкина В.Н, Баранова В.А, Шальновой Т.С, Пиюнкиной Н.А, Панкратовой И.В, Фадеевой О.О, Холодновой О.Н, Андрияновой Н.К, Филипповой О.В, Андрияновой Ю.А, Полякова С.М, Гладышевой Т.В, Челушкиной М.М, Осинкиной Е.И, Левахиной Т.В, Садовой Е.А.к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Нижегородский областной клинический
противотуберкулезный диспансер" о признании приказов недействительными и их отмене, признании недействительными дополнительных соглашений и их отмене, признании права на льготы, установлении льгот,
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Будько Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы указали, что являются работниками Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер".
Согласно штатному расписанию их должности относятся к общебольничному немедицинскому персоналу, бухгалтерии, аптеке, планово-экономическому отделу, юридическому отделу, отделу контрактной службы, отделу информационных технологий, отделу материально-технического снабжения, техническому отделу, административно-хозяйственному отделу, гаражу, пищеблоку и др.(прочему персоналу).
Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.
16.05.2014 года ООО "Служба аттестации рабочих мест" (в периодпроведения специальной оценки условий труда в Учреждении ООО "Служба аттестации рабочих мест" было переименовано в ООО "Альфа-Аттестация") в ГБУЗ НО "НОКПД" была проведена специальная оценка условий труда рабочих мест.
По результатам специальной оценки, учитывая ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" условия труда каждого из работников признаны вредными с итоговым классом 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, что даёт истцам право на следующие льготы:
1) 30-часовую рабочую неделю,
2) дополнительный отпуск 14 дней,
3) выплаты компенсационного характера за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а именно коэффициент за опасность инфицирования микробактериями туберкулеза К-0,6.
Специальная оценка условий труда проведена в соответствии с действующим законодательством.
Результаты специальной оценки труда ни работниками, ни Ответчиком не оспаривались.
С 19 января 2016 года по 19 февраля 2016 года в ГБУЗ НО "НОКПД" Контрольно-счетной палатой Нижегородской области была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения за 2015 год.
По результатам проведенной проверки Контрольно-счетной палатой Нижегородской области 13 апреля 2016 года вынесено представление N 01-11/359, в соответствии с которым аудиторы счетной палаты утверждают, что в Учреждении в нарушение ст. 15 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" установлены выплаты работникам, непосредственно не участвующим в оказании противотуберкулезной помощи. В целях принятия мер по устранению выявленных нарушений главному врачу ГБУЗ НО "НОКПД" предложено привести в соответствие с действующим законодательством локальные акты учреждения в части оплаты труда за работу с вредными и опасными условиями труда медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи.
Во исполнение представления Контрольно-счетной палаты и на его основании главным врачом ГБУЗ 110 "НОКПД" были вынесены:
- Приказ ГБУЗ НО "НОКПД" N 171 о/д от 24 мая 2016 года "Об утверждении Перечня структурных подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на компенсационные выплаты за работу в опасных для здоровья и вредных условиях труда", с 1 августа 2016 года выплаты компенсационного характера за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а именно коэффициент за опасность инфицирования микробактериями туберкулеза по должностям установлен в размере К-0,17
- Приказ ГБУЗ НО "НОКПД" N 172 о/д от 24 мая 2016 года "Об утверждении Перечня должностей медицинских и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда", занимаемые истцами должности из данного перечня исключены.
- Приказ ГБУЗ НО "НОКПД" N 175-о/д от 26 мая 2016 года "Об утверждении перечня должностей с вредными условиями труда, работа которых даст право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", с 1 августа 2016 года истцам установлена рабочая неделя продолжительностью 36 часов (7,2 часа ежедневно) и дополнительный отпуск - 7 календарных дней.
1 августа 2016 года вступили в силу дополнительные соглашения, заключенные между истцами и Ответчиком, на основании вышеуказанных приказов и Акта проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения Контрольно-счетной палаты Нижегородской области, Представления от 13.04.2016г. N 01-1/359, об изменении существенных условий труда, в соответствии с которыми истцам устанавливается продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю, дополнительный отпуск (за вредные условия труда) 7 календарных дней, выплаты за работу в опасных для здоровья и вредных условиях труда коэффициент - 0,17.
С данными решениями руководителя Учреждения истцы не согласны, считают их незаконными и подлежащими отмене.
Вышеуказанные выплаты компенсационного характера за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в соответствии со ст. 15 ФЗ от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" для всех сотрудников противотуберкулёзных учреждений Нижегородской области были введены Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2002г. N314 "О путях реализации областной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Нижегородской области на 1999-2004 годы".
Согласно абзацу четвертому ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", к лицам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, выполняющим работу с вредными и (или) опасными условиями труда и имеющим те же права па выплаты, сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, относятся и иные работники бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, признанные таковыми по результатам специальной оценки условий труда.
Согласно проведенной специальной оценки условий труда всех имеющихся в учреждении рабочих мест, условия труда каждого из истцов признаны вредными с итоговым классом условий труда 3.3, что дает истцам право на все перечисленные выше льготы.
Для работодателя результаты специальной оценки условий труда являются обязательными к исполнению.
Истцы считают, что ответчик, определяя условия труда работников, должен руководствоваться результатами проведенной специальной оценки условий труда рабочих мест, а не Представлением Контрольно-счетной палаты Нижегородской области, которая неправомочна изменять установленные в соответствии с действующим законодательством РФ условия труда работников, а может лишь проверять финансово-хозяйственную деятельность Учреждения.
Все должности, включенные в штатное расписание ГБУЗ НО "НОКПД", относятся к непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, следовательно, все сотрудники имеют право на дополнительную оплату труда, сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск.
Весь персонал Учреждения находится в очаге инфекции 1 группы, здание ГБУЗ НО "НОКПД" является местом лечения больных с бактериовыделением. Рабочие места истцов находятся непосредственно в здании стационара ГБУЗ НО "НОКПД". Прочий персонал в процессе выполнения своих трудовых функций передвигается по одной и той же территории с пациентами: лестничные марши, коридоры, помещения администрации, куда больные обращаются оп различным вопросам, переход между поликлиникой и стационаром, в котором располагается приемный покой и оформляются карты стационарных больных.
В письме Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области от 18.03.2016 г. N 05-4558 установлено, что все сотрудники Учреждения, в том числе и прочий персонал, находятся в очаге заражения туберкулезом.
Учитывая, что туберкулез является инфекционным заболеванием, передающимся аэрогенным (воздушно-капельным) путем, передача происходит через воздух, исключить заражение при данных условиях труда прочего персонала невозможно.
Согласно Приложению N 7, все работники учреждения относятся к 1V-Б группе диспансерного наблюдения и учета, как имеющие постоянный контакт с источником инфекции.
Приказом главного врача ГБУЗ НО "НОКПД" от 15.01.2015 г. N 51-1 о/д, в соответствии с дополнительным соглашением о внесении изменений в Коллективный договор от 15.01.2015 г, по согласованию с профсоюзным комитетом учреждения, согласован перечень должностей медицинских и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с в вредным условиями труда на 2015 г. Согласно утвержденному перечню все должности работников в учреждения отнесены к непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи.
Приказом главного врача от 01.12.2015 г. N 250-2о/д установлен коэффициент К-0,6, в том числе прочему персоналу.
Истцы в окончательном варианте в порядке ст. 39 ГПК РФ просили суд:
1. Признать Приказ ГБУЗ НО "НОКПД" N 207-1 о/д от 01.07.2016г. "Об утверждении режима рабочего времени в ГБУЗ НО "НОКПД" недействительным и отменить его.
2. Признать Приказ ГБУЗ НО "НОКПД" N 172 о/д от 24 мая 2016 года "Об утверждении Перечня должностей медицинских и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда" недействительным и отменить его.
3. Признать Приказ ГБУЗ НО "НОКПД" N 175-о/д от 26 мая 2016 года "Об утверждении перечня должностей с вредными условиями труда, работа которых даст право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" недействительным и отменить его.
4. Признать дополнительные соглашения, заключенные между работниками и Ответчиком об изменении существенных условий труда, вступившие в силу 1 августа 2016 года недействительными и отменить их.
5. Признать за истцами право на закрепленные трудовым законодательством РФ, а так же Приказом Министерства здравоохранения РФ N 225 от 30.05.2003г. "Об утверждении перечня должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда", Постановлением Правительства Нижегородской области от 08 сентября 2015 года N 571 "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области" льготы за опасность инфицирования микобактериями туберкулеза.
6. Обязать ответчика установить истцам льготы на основании проведенной специальной оценки условий труда в соответствии с итоговым подклассом 3.3 (вредные условия труда 3 степени), а именно:
1). 30-часовая рабочая неделя,
2). дополнительный отпуск 14 календарных дней,
3). выплаты компенсационного характера за работу во вредных и (или) опасных условиях труда - коэффициент за опасность инфицирования микробактериями туберкулеза К- не менее 0,17 и не более 0,6.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Контрольно-счетная палата Нижегородской области, Министерство здравоохранения Нижегородской области, Нижегородская областная организация Профсоюза работников здравоохранения РФ.
Истцы Косаревский В.К, Лапин А.В, Сахаровский С.А, Баланова Л.А, Тихонова Г.Е, Бурин Е.В. отказались от своих исковых требований к ГБУЗ НО "НОКПД" в полном объеме, о чем представили суду заявления, их представители Парфенова С.А. и Бородина Н.Ю. (по доверенностям) в судебном заседании отказались от исковых требований истцов Косаревского В.К, Лапина А.В, Сахаровского С.А, Балановой Л.А, Тихоновой Г. Е, Бурина Е.В. к ответчику ГБУЗ НО "НОКПД" в полном объеме заявленных требований, о чем расписались в протоколе судебного заседания.
Определением суда производство по делу по Косаревского В.К, Лапина А.В, Сахаровского С.А, Балановой Л.А, Тихоновой Г. Е, Бурина Е.В. к ответчику ГБУЗ НО "НОКПД" в полном объеме заявленных требований прекращено.
Решением Нижегородского районного суда г..Нижнего Новгорода от 17 января 2017 года в удовлетворении исковых требований Чехановой О.В, Черновой А.В, Даниловой Н.В, Дерябиной О.И, Косаревского В.К, Рыбаковой Е.И, Мулюкова Ф.А, Варюшкиной Т.В, Базякиной Н.В, Большовой С.П, Лукиной Н.Н, Савельевой Е.А, Савиной Н.П, Прокофьевой М.В, Мелеховой Л.Р, Панковой Т.А, Аникиной Е.Е, Золиной С.В, Карачаровой Г.А, Королевой Р.Н, Курякиной В.В, Белобородовой И.Л, Базиной Л.В, Рагузова С.А, Дмитришиной А.М, Давыдовой Е.В, Прончатовой Н.В, Демариной О.П, Дурандиной Е.Ф, Парфеновой С.А, Повар Л.С, Светловой Л.А, Черныш И.Н, Зверева А.В, Хохрякова Р.В, Крайновой Т.А, Дмитриевой Е.В, Смульского А.Н, Болтенко А.Э, Агаповой М.В, Березиной М.П, Цеповой Е.В, Борисовой И.С, Денисовой В.Е, Березиной Т.Д, Борисова В.Ю, Шкилева В.Ф, Хусаинова Р.Т, Тюкиной А.Н, Железновой Н. Г, Баранова Вячеслава Михайловича, Пестрякова Олега Александровича, Моккиева Валерия Владимировича, Скворцовой Евгении Николаевны, Соловьевой Елены Леонидовны, Новоселовой Раисы Николаевны, Иванюк Марата Евгеньевича, Кириловой Светланы Николаевны, Балакиной Татьяны Борисовны, Пожидаевой С.Н, Рандаревич Н.Н, Шибаевой Светланы Михайловны, Бушуевой Т.В, Коновой Р.Н, Хохряковой О.В, Желтовой И.А, Шихиной К.В, Хлыстовой В.В, Максименко А.С, Шевелева А.Ф, Алёшиной Е.Н, Бузыкиной Е.Н, Подмазовой Татьяны Валерьевны, Рыбаковой Евдокии Афонасьевны, Лебедева Д.Е, Варенцова Д.В, Колобяниной Н.В, Лобазовой И.А, Комкова А.С, Барышева В.П, Адушева В. П, Матюгиной М. В, Гусева В.М, Комковой Л.И, Цыбряевой Е.В, Дубининой Е.А, Лапина А.В, Жданова А.Н, Баранова И.А, Матюгина А.А, Матюгина А.В, Сахаровского С.А, Балановой Л.А, Тихоновой Г.Е, Агафоновой В.П, Лукиной А.И, Бурина Е.В, Полякова М.А, Кашичкина В.Н, Баранова В.А, Шальновой Т.С, Пиюнкиной Н.А, Панкратовой И.В, Фадеевой О.О, Холодновой О.Н, Андрияновой Н.К, Филипповой О.В, Андрияновой Ю.А, Полякова С.М, Гладышевой Т.В, Челушкиной М.М, Осинкиной Е.И, Левахиной Т.В, Садовой Е.А. к
Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер" о признании приказов недействительными и их отмене, признании недействительными дополнительных соглашений и их отмене, признании права на льготы, установлении льгот, в полном объеме заявленных исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе представителей истцов поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявителем указано на то, что все истцы участвуют в оказании противотуберкулезной помощи, в связи с чем имеют право на получение выплаты за опасность инфицирования при оказании указанной помощи населению. Вывод суда первой инстанции об обязательности исполнения представлений Контрольно-счетной палаты Нижегородской области является ошибочным и не может быть применен к истцам, указанная организация не является участником настоящего спора. Кроме этого, снятие коэффициента К-0,6 приведет к значительному снижению уровня заработной платы всего персонала Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер" и может вызвать дефицит медицинского и технического персонала учреждения.
В судебном заседании апелляционной инстанции истцы Зверев А.В, Перфенова С.А, Рыбакова Е.И, Черныш И.Н, Демарина О.П, их представитель Бородина Н.Ю. поддержали доводы своей апелляционной жалобы, просили решение отменить и исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер" указала на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из данного Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Согласно ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
На основании абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: не более 36 часов в неделю.
Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (часть вторая статьи 135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (часть первая статьи 147).
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, определяется Правительством Российской Федерации.
Размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи медицинским работникам федеральных бюджетных учреждений, медицинским работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а медицинским работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации - в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Установление сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда непосредственно участвующим в оказании больным туберкулезом противотуберкулезной помощи иным работникам федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляются по результатам специальной оценки условий труда.
Продолжительность рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышенный размер оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, а также работникам организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающим больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом согласно п. 5 ч. 1 ст. 5 ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" противотуберкулезная помощь - это совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и реабилитацию больных туберкулезом и проводимых в стационаре и (или) амбулаторно.
8 сентября 2015 года Правительством Нижегородской области принято постановление N571, утвердившее Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области, пунктом 4.3.6 которого предусмотрено, что размеры выплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда составляют: для медицинских и других работников больничных Учреждений, диспансеров (подразделений), непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, - не менее 0,17 и не более 0,6; для медицинских и других работников санаторно-профилактических Учреждений (подразделений), непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, - не менее 0,17 и не более 0,35.
Постановлением Правительства РФ от 25.12.2001 г. N892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в п. 4 предписано Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации утвердить перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда.
Во исполнение Федерального закона от 18 июня 2001 г. N77-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 г. N892 приказом Минздрава РФ, Минобороны РФ, МВД РФ, Минюста РФ, Минобразования РФ, Минсельхоза РФ, ФПС РФ N25/194/363/126/2330/777/292 от 30 мая 2003 г. утвержден Перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, а также работников организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающих больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда, согласованный с Министерством труда и социального развития Российской Федерации (далее - Перечень).
В п. 1 "Должности медицинских и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза в учреждениях (организациях) здравоохранения" Перечня в подп. 2 "наименование должностей (профессий)" указаны служащие и профессии рабочих, в подп. 1 "наименование учреждений (структурных подразделений)" указаны туберкулезные (противотуберкулезные учреждения здравоохранения (диспансеры, больницы, санатории).
Согласно п. 1 примечания к Перечню дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней предоставляется сотрудникам и работникам, предусмотренным данным Перечнем, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".
В силу п. 3 примечания к Перечню дополнительная оплата труда устанавливается работникам, предусмотренным настоящим Перечнем, учреждений (организаций) и структурных подразделений, осуществляющих оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом, в размере не менее чем 25 процентов должностного оклада (месячной тарифной ставки) в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".
На основании настоящего Перечня руководителем учреждения (организации) утверждается перечень сотрудников и работников учреждения, которым с учетом конкретных условий работы (лечение, проведение диагностических мероприятий, экспертизы, непосредственное обслуживание больных туберкулезом, контакт с больными туберкулезом и инфицированным микобактериями туберкулеза материалом, другие мероприятия) производится дополнительная оплата труда в размерах, предусмотренных в пункте 3 настоящих примечаний, в том числе и за каждый час работы в условиях, предусмотренных Перечнем.
Таким образом, исходя из анализа указанных правовых норм, следует, что право работников противотуберкулезных диспансеров, указанных в Перечне, на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней, сокращенную 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда за опасность инфицирования микобактериями туберкулеза возникает
при условии их непосредственного участия в оказании противотуберкулезной помощи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы состоят в трудовых отношениях с ГБУЗ НО "НОКПД": работают в различных должностях, представлены копии трудовых книжек истцов и копии трудовых договоров.
Согласно штатному расписанию должности истцов относятся к общебольничному немедицинскому персоналу, бухгалтерии, аптеке, планово-экономическому отделу, юридическому отделу, отделу контрактной службы, отделу информационных технологий, отделу материально-технического снабжения, техническому отделу, административно-хозяйственному отделу, гаражу, пищеблоку и др.(прочему персоналу).
Установлено, что ответчиком ГБУЗ НО "НОКПД" каждому из истцов было вручено уведомление "Об изменении существенных условий трудового договора" на основании ст. 74 ТК РФ.
В соответствии с Уведомлением выплаты компенсационного характера за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а именно коэффициент - за опасность инфицирования микробактериями туберкулеза К-0,6 с 01 августа 2016 года отменяются, с этой же даты устанавливается 36-часовая рабочая неделя, дополнительный отпуск (за вредные условия труда) составляет 7 календарных дней.
Истцы расписались в том, что они ознакомлены с Уведомлением, сделали отметку в том, что о принятом решении проинформируют в период действия уведомления.
Впоследствии истцы подали заявления на имя главного врача ГБУЗ НО "НОКПД", в которых указали, что предлагаемые изменения фактически ухудшают положение работника, из соображений сохранения рабочего места, согласны продолжить работу в измененных условиях, хотя такие изменения существенных условий труда являются незаконными и противоречат действующему законодательству, поэтому они намерены обратиться в суд с исковым заявление о защите своих трудовых прав. Подписанные документы о продолжении трудовых отношений в измененных условиях с 01 августа 2016 года просят не считать признанием законными действий работодателя по изменению существенных условий труда.
Между истцами и ГБУЗ НО "НОКПД" были заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, согласно которым работнику производятся выплаты компенсационного характера: за работу в опасных для здоровья и вредных условиях труда коэффициент был установлен в размере 0,17, и 0,21 - работникам, занятым на работах с несколькими условиями вредности или опасности. (Положение об оплате труда); Пункт рабочее время и время отдыха изложить в следующей редакции: Работнику устанавливается продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю, основной ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск (за вредные условия труда) продолжительностью 7 календарных дней.
Ранее по дополнительным соглашениям истцам был установлен коэффициент за работу в опасных для здоровья и вредных условиях труда в размере 0,6.
Таким образом, с 01.08.2016 г. работодателем истцам как работникам, непосредственно не участвующим в оказании противотуберкулезной помощи населению, установлены: повышенная оплата труда в виде коэффициента за работу в опасных и (или) вредных условиях труда К-0,17, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней, сокращенная продолжительность рабочего времени продолжительностью 36 часов, что соответствует положениям ст. 15 Федерального закона от 18.06.2001 г. N77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и результатам проведенной 16.05.2014 года в ГБУЗ НО "НОКПД" специальной оценки условий труда рабочих.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в ходе рассмотрения дела в нарушение ст.ст. 12, 56 ГПК РФ истцами не представлено доказательств непосредственного их участия при исполнении трудовых обязанностей в оказании противотуберкулезной помощи.
При таких данных суд первой инстанции обоснованно отказал истцам в удовлетворении исковых требований о признании действий работодателя незаконными, признании права на получение выплат компенсационного характера за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а именно коэффициента - за опасность инфицирования микобактериями туберкулеза К-0,6, установление продолжительности рабочего времени 30 часов в неделю и дополнительного отпуска (за вредные условия труда) продолжительностью 14 календарных дней.
При разрешении спора суд обоснованно исходил из того, что компенсации и гарантии, устанавливаемые вышеприведенными нормами права, носят специальный характер и предоставляются исключительно за работу во вредных и опасных условиях труда, при этом квалифицирующим признаком работы, отвечающей установленным требованиям, является
непосредственное участие в оказании противотуберкулезной помощи, сопряженное с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, наличие которого при осуществлении истцами трудовых обязанностей в ГБУЗ НО "НОКПД" не доказано.
Как верно указал суд, сам факт нахождения рабочих мест истцов в очаге заражения туберкулезом не является основанием для признания их лицами, непосредственно оказывающими помощь больным туберкулезом.
Довод заявителя жалобы о том, что судом дана ненадлежащая оценка результатам проведенной 16.05.2014 г. специальной оценки условий труда истцов, установившей вредный биологический класс условий труда с подклассом 3.3, отклоняется судебной коллегией как необоснованный, поскольку представленные истцами доказательства, в том числе карты аттестации рабочего места по условиям труда, оценены судом в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, в совокупности с иными имеющимися в материалах дела доказательствами.
В соответствии с положениями ч.4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства опровергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, изложены в обжалуемом судебном решении. Оснований для переоценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает.
Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N566-О-О, от 18 декабря 2007 года N888-О-О, от 15 июля 2008 года N465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из содержания обжалуемого решения следует, что правила оценки доказательств судом первой инстанции соблюдены.
Несовпадение результата оценки доказательств суда с мнением заявителей жалобы обстоятельством, влекущим отмену решения, не является.
Довод заявителей апелляционной жалобы о том, что вывод суда первой инстанции об обязательности исполнения представлений Контрольно-счетной палаты Нижегородской области является ошибочным и не может быть применен к истцам, так как указанная организация не является участником настоящего спора, судебной коллегией отклоняется, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что Контрольно-счетной палатой Нижегородской области в соответствии с планом работы, утверждённым решением Коллегии контрольно-счетной палаты Нижегородской области от 29.12.2015 N 17, была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности ГБУЗ НО "НОКПД за 2015 год в период с 19 января 2016 года по 19 февраля 2016 года.
В ГБУЗ НО "НОКПД действовало два положения об оплате труда: разработанное с учетом мнения профсоюзного комитета и утвержденное в 2014 году в соответствии с Положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2008 N 462; с 01.10.2015 года, разработанное в соответствии с Положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области, участвующих в экспериментальном проекте по совершенствованию системы оплаты труда, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 08.09.2015 N 571.
Пунктом 4.2.2. Типового положения об оплате труда от 15.02.2008 N 462 предусмотрено, что размер выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда составляет от 0,1 до 1,05. Перечень учреждений, подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на данную выплату, указан в приложении 2 к настоящему Положению. Размер выплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за исключением указанных в Перечне, составляет: для медицинских и других работников больничных учреждений, диспансеров (подразделений), непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, - не менее 0,25 и не более 0,75.
Пунктом 4.3. Типового положения об оплате труда от 08.09.2015 N 571 установлено, что выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда работникам Учреждений производятся по результатам специальной оценки условий труда или действующих результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, кроме медицинских работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи.
Контрольно-счетной палатой Нижегородской области вынесено представление N 01-1 1/359 от 13 апреля 2016 года, в котором указано, что в Учреждении в нарушение ст. 15 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" установлены выплаты работникам, непосредственно не участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, в котором так же предложено "... привести в соответствие с действующим законодательством локальные акты учреждения в части оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи... ".
В соответствии с ч. 2 ст.2 Федерального закона N 6-ФЗ от 07.02.2011 года (в ред. от 04.03.2014) "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункта 8 статьи 3 Федерального закона N 6-ФЗ, Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица.
В силу ст.12 Федерального закона N 6-ФЗ, для реализации предоставленных законом полномочий контрольно-счетный орган муниципального района субъекта Российской Федерации самостоятельно осуществляет планирование своей деятельности посредством разработки и утверждения планов работы.
На основании ч.1 ст. 16 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона N 6-ФЗ, при проведении контрольных мероприятий контрольно-счетными органами составляются акты, которые доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций.
Согласно ст. 26 Федерального закона РФ N 41-ФЗ от 05 апреля 2013 года "О счетной палате Российской Федерации", при выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности объектов аудита (контроля), наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, при создании препятствий для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также по результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата вправе направить руководителям объектов аудита (контроля) представления для принятия мер по устранению выявленных недостатков и нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации. Представление Счетной палаты должно быть выполнено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его внесения в объект аудита (контроля). Срок рассмотрения представления может быть продлен по решению Коллегии Счетной палаты, но не более одного раза.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что представление Счетной палаты обязательно для исполнения, является правильным.
Остальные доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, в принятом по делу решении им дана надлежащая правовая оценка.
По указанным выше основаниям судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, а выводы суда полагает правильными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 17 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителей - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.