Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Петровой О.А,
судей Братухина В.В. и Салиховой Э.И,
при секретаре Кулагиной Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 мая 2018 года, которым постановлено:
признать незаконным и отменить постановление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 26 февраля 2018 года N 180 в части отказа Иванченко Р. С. в признании нуждающейся в жилых помещениях.
Обязать администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" рассмотреть заявление Иванченко Р. С. о признании ее нуждающейся в жилых помещениях в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И, судебная коллегия
установила:
Иванченко Р.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - администрация ГО "Город Йошкар-Ола", администрация города) о признании незаконным постановления от 26 февраля 2018 года N 180 в части отказа Иванченко Р.С. в признании ее нуждающейся в жилых помещениях, возложении на административного ответчика обязанности принять Иванченко Р.С. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является ветераном Великой Отечественной войны, пользуется льготами и преимуществами, установленными для инвалидов Великой Отечественной войны, обратилась к административному ответчику с заявлением о постановке ее на жилищный учет. Письмом от "дата" ей сообщено о том, что постановлением администрации города от
26 февраля 2018 года N 180 ей отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях как не имеющей оснований, предусмотренных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и в соответствии со статьей 53 ЖК РФ.
Иванченко Р.С. считает оспариваемый отказ незаконным, поскольку в собственности жилых помещений не имеет, действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий, не совершала, пользуется жилым помещением, принадлежащим ее дочери Винокуровой О.Г. и внуку Винокурову Г.В, в котором на одного члена семьи (также с учетом проживающей там супруги внука - Винокуровой А.В.) приходится по "... ". Административным ответчиком при расчетах необоснованно в суммарную площадь жилых помещений, занимаемых ее семьей, была включена площадь квартиры, принадлежащей родителям Винокуровой А.В. При этом внук и его жена не признавались в установленном порядке членами семьи Иванченко Р.С.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация ГО "Город Йошкар-Ола" просит решение суда отменить, считая его вынесенным с нарушением норм материального права. Настаивает на правомерности своей позиции, в соответствии с которой членами семьи Иванченко Р.С. являются ее дочь, ее внук и его жена, которых она указала в своем заявлении о признании ее с семьей, состоящей из 4 человек, нуждающейся в жилых помещениях. С учетом суммарной площади жилых помещений, приходящихся на семью административного истца, в которую вошла также площадь квартиры, принадлежащей родителям Винокуровой А.В, площадь на одного члена семьи составила "... ", что превышает учетную норму площади жилого помещения. Кроме того, в собственность Винокуровой О.Г. было зарегистрировано жилое помещение площадью "... ", которое она реализовала в "... " года, то есть до этого времени на каждого члена семьи административного истца приходилось по "... " жилья.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Иванченко Р.С. приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить его без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Иванченко Р.С, заинтересованные лица Винокурова О.Г, Винокуров Г.В, Винокурова А.В, будучи надлежащим образом извещенными, не явились, администрация ГО "Город Йошкар-Ола" представителя не направила, согласно ходатайству, заявленному в апелляционной жалобе, представитель просил о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Проверив материалы административного дела, дел правоустанавливающих документов на жилые помещения по адресам:
"... ", обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, заслушав объяснения представителя Иванченко Р.С. Абдулаевой Ю.С, поддержавшей письменные возражения и просившей отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом первой инстанции установлено, что Иванченко Р.С, "... " года рождения, является инвалидом Великой Отечественной войны, зарегистрирована и проживает по адресу: "... ", в квартире общей площадью "... ", принадлежащей на праве общей долевой собственности ее дочери Винокуровой О.Г. и внуку Винокурову Г.В.
В квартире, кроме указанных лиц, проживает и зарегистрирована супруга внука - Винокурова А.В.
Администрацией ГО "Город Йошкар-Ола" принято заявление Иванченко Р.С. о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как инвалида Великой Отечественной войны. Административным истцом указан состав семьи 4 человека: она, дочь, внук, жена внука.
Письмом от "дата" Иванченко Р.С. сообщено о том, что постановлением администрации города от 26 февраля 2018 года N 180 ей отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях как не имеющей оснований, предусмотренных статьей 51 ЖК РФ и в соответствии со статьей 53 ЖК РФ.
Как следует из названного ответа, при подсчете суммарной общей площади жилых помещений, приходящихся на семью Иванченко Р.С, административным ответчиком, помимо квартиры, в которой проживают административный истец и заинтересованные лица, была учтена общая площадь квартиры, принадлежащей родителям Винокуровой А.В, где она была зарегистрирована до "дата", по адресу: "... ", и общая площадь квартиры, принадлежавшей Винокуровой О.Г, по адресу: г "... ", которую она продала "дата" ( "... " В связи с этим сделан вывод, что в 2017 году до вселения Винокуровой А.В. в квартиру по адресу: "... ", а также до реализации Винокуровой О.Г. квартиры по адресу: г "... ", на семью Иванченко Р.С. приходилось сверх учетной нормы площади жилого помещения.
Суд первой инстанции, рассматривая настоящий спор, руководствуясь подлежащими применению нормами ЖК РФ, пришел к выводу о незаконности отказа администрации города в признании административного истца нуждающейся в жилом помещении, поскольку административным ответчиком неверно определена обеспеченность Иванченко Р.С. жильем. Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что обеспеченность общей площадью должна рассчитываться только из общей площади квартиры по адресу: "... "
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, так как он основан на правильно установленных обстоятельствах и верном применении норм материального права.
В силу частей 1 и 2 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предусмотрена необходимость обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно частям 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением главы администрации города Йошкар-Олы от 09 июня 2005 года N 1386 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения" учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола" установлена в размере "... " общей площади на одного члена семьи.
Частью 2 статьи 51 ЖК РФ предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с положениями статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 2 части 1); не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок (пункт 3 части 1).
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (часть 2 статьи 54 ЖК РФ).
Суд первой инстанции, проанализировав основания отказа в принятии Иванченко Р.С. на жилищный учет, правильно установил, что обеспеченность административного истца жилой площадью с целью постановки на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий должна определяться без учета площади квартиры по адресу: "... ", поскольку родители Винокуровой А.В, которым принадлежит указанная квартира, членами семьи Иванченко Р.С. не являются. При этом сама Винокурова А.В. зарегистрирована и фактически проживает в жилом помещении по адресу: "... ", куда вселена собственником - своим супругом.
Также необоснованно учтены в качестве действий по ухудшению жилищных условий действия Винокуровой О.Г. по реализации принадлежавшей ей квартиры по адресу: "... ", поскольку данные действия совершены собственником жилого помещения в рамках реализации им соответствующих правомочий, а не самой Иванченко Р.С, которая также не могла повлиять на вселение Винокуровой А.В. в жилое помещение по адресу: "... ", не являясь собственником данной квартиры. Таким образом, административный истец действий, свидетельствующих о намеренном ухудшении ею своих жилищных условий, не совершала.
Судебная коллегия соглашается с оценкой судом первой инстанции представленных в дело доказательств.
Доводы жалобы административного ответчика о том, что административный истец в заявлении о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий сама указала, что членами ее семьи являются Винокурова О.Г, Винокуров Г.В. и Винокурова А.В, судебной коллегий признаются не влекущими отмену решения суда. Поскольку с заявлением о принятии на жилищный учет обратилась Иванченко Р.С. как инвалид Великой Отечественной войны, административный ответчик должен оценивать только ее действия, исходя из принадлежащих ей прав.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются соответствующими доказательствами, которым дана надлежащая оценка, при том, что апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену решения в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А. Петрова
Судьи
В.В. Братухин
Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.