Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Быстрова О.В.,
судей Киселева Г.В. и Тепловой Т.В,
при секретаре судебного заседания Быкадоровой Д.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ГУ - УПФ РФ г.Невинномысску по доверенности Жилина Р.Г,
на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 05 апреля 2018 г,
по гражданскому делу по иску Керус И.Б. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) о признании деятельности педагогической, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, об оспаривании отказа в назначении пенсии, о признании права на досрочное назначение пенсии и возложении обязанности по назначению пенсии с момента возникновения права на нее,
заслушав доклад судьи Быстрова О.В,
УСТАНОВИЛА:
Керус И.Б. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФР по г.Невинномысску (межрайонное) о признании периода её работы в должности музыкального руководителя детского сада с 17.09.1992 по 29.08.1994 педагогической деятельностью, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии, об оспаривании отказа во включении в трудовой стаж указанного периода работы, о признании за ней право на назначение досрочной стразовой пенсии по основанию пп.19 п.1 ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях" и о возложении на ответчика обязанности назначить ей указанную пенсию с 17.11.2016.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 17.11.2016 она обратилась в ГУ УПФР по г.Невинномысску с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в связи с 25-летием педагогической деятельности. Однако, решением от 06.03.2017 ей было отказано в назначении указанной пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа, так как ее педагогический стаж в учреждениях для детей составил 23 года 01 месяц 12 дней. При подсчете продолжительности стажа педагогической деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781 (Список N781) не был включен в педагогический стаж период работы в должности музыкального руководителя детского сада "Аленушка" с 17.09.1992 по 29.08.1994, так как не подтверждена работа в объеме на одну ставку. С данным решением истица не согласна, поскольку согласно записи N10 в ее трудовой книжке, и архивным справкам администрации Кочубеевского муниципального района СК от 25.11.2016 N2450, от 25.11.2016 N2451, с 17.09.1992 по 29.08.1994 она работала музыкальным руководителем детского сада, получала заработную плату, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд. Истица полагает, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникло у нее на момент обращения - 17.11.2016.
Просила суд признать педагогической деятельностью, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по п.19 п.1 ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях" периоды работы в должности музыкального руководителя детского сада с 17.09.1992 по 29.08.1994; признать незаконным отказ ГУ УПФР по г.Невинномысску в назначении ей пенсии и возложить на ответчика обязанность включить в стаж ее работы, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей периоды работы в должности музыкального руководителя детского сада с 17.09.1992 по 29.08.1994; и признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии на основании пп.19 п.1 ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях" и возложить на ответчика обязанность назначить ей указанную пенсию с даты возникновения права на нее - с 17.11.2016.
Решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 05.04.2018 исковые требования удовлетворены частично.
Судом признан отказ Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ по "адрес" края (межрайонное) в назначении Керус И.Б. пенсии по старости, изложенный в решении N от 06.03.2017г. в части не включения в страховой стаж периода работы с 17.09.1992г. по 29.08.1994г. в должности музыкального руководителя детского сада "Аленушка" - незаконным.
На Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ по "адрес" края (межрайонное) возложена обязанность включить Керус И.Б. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п.19 ч.1 ст.30 Закона РФ от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 17.09.1992г. по 29.08.1994г. в должности музыкального руководителя детского сада "Аленушка".
Возложена на Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ по "адрес" края (межрайонное) обязанность назначить Керус И.Б. пенсию по старости на основании п.19 ч.1 ст.30 Закона РФ от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", с даты обращения за указанной пенсией, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении заявленных исковых требований Керус И.Б. в части признания периода работы в должности музыкального руководителя детского сада в период с 17.09.1992г. по 29.08.1994г. педагогической деятельностью, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по п. 19 ч.1 ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях" судом отказано.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ г.Невинномысску по доверенности Жилин Р.Г. обратился с апелляционной жалобой на постановленное решение, считая его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Считает, что ссылка истца на требования п. 4 Правил N 781 в отношении периода работы в должности музыкального руководителя не применима, поскольку именно в отношении этой должности законодателем предусмотрены специальные требования к норме отработанного времени, что обусловлено спецификой самой должности и организации учебно-воспитательного процесса в детском саду. Пунктом 5 этих же Правил предусмотрено, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Просит отменить решение полностью и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
В возражении представитель истца по доверенности Шевченко И.В. просила решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав, представителя ответчика по доверенности Лемкина П.Н, поддержавшего требования жалобы, просившего отменить решение суда, истца не признавшего требования жалобы, просившего решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как установлено материалами дела, решением ГУ УПФР по г.Невинномысску (Межрайонное) N N от 06.03.2017 в назначении данной пенсии истице отказано (л.д.9-14, 27-32), ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Как следует из оспариваемого решения пенсионного органа, не включение Керус И.Б. в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов работы с 17.09.1992 по 30.08.1994 в должности музыкального работника (музыкального руководителя) детского сада "Аленушка" мотивировано тем, что периоды работы в должности музыкального руководителя в образовательных учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностного оклада) независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Из справки, выданной администрацией Кочубеевского муниципального района СК от 25.11.2016 N2450, не усматривается, что истица работала в образовательном учреждении для детей, а также выполняла норму педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы.
Из справки администрации Кочубеевского района СК от 25.11.2016 (л.д.7, 43) следует, что Керус (Касьянова) И.Б. приказом от 07.09.1992 N принята на работу временно на 12 месяцев музыкальным руководителем детского сада "Аленушка" с ДД.ММ.ГГГГ, а приказом N от ДД.ММ.ГГГГ уволена с указанной должности по собственному желанию. Аналогичные сведения отражены и в трудовой книжке истицы серии АТ-IV N N (л.д.15-19).
Согласно сведениям архивной справки администрации Кочубеевского муниципального района СК от 25.11.2016 N2451 (л.д.8, 45), составленной на основании архивных документов СП АООТ "Балахоновское" за спорный период времени Керус (Касьянова) И.Б. получала заработную плату, размеры которой приведены в таблице данной справки.
Суд, удовлетворяя частично исковые требования, пришел к выводу, что согласно п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Между тем, согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пункт 3 указанной статьи предусматривает, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 статьи 28, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Судом установлено, что истица работала в должности музыкального работника (руководителя) в детском саду "Аленушка" с 17.09.1992 по 30.08.1994.
Разрешая спор, суд указал на то, что при определении стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости следует руководствоваться Перечнем учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 и разъяснениями Госкомтруда СССР от 17.05.1960 N 19, поскольку указанные акты предусматривали включение работы в должности музыкального руководителя в льготный стаж без каких-либо условий относительно нормы выработки, а последующие нормативные акты, регулирующие порядок назначения льготной пенсии по старости, ухудшают положение истицы в области пенсионного обеспечения, а потому применению не подлежат.
Между тем, суд не учел, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором указание на должность музыкального руководителя отсутствовала.
В то же время пунктом 3 вышеназванного Постановления, за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", но с 1.10.1993 указанный пункт признан утратившим силу.
Затем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Названным Списком должность музыкального руководителя поименована, при этом в пункте 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Таким образом, период с 1.10.1993 по 1.11.1999 законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда РФ от 15.01.2009 N86-В08-30.
При таких обстоятельствах вывод суда о необходимости включения вышеназванного периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от учебной нагрузки, является неправильным, так как Керус И.Б. не представлены сведения о размере занимаемой ставки, не указана выработанная норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, а в период, когда такая работа осуществлялась, нормы материального права, на которые сослался суд применению не подлежали.
Поскольку, судом допущена ошибка в толковании и применении норм материального права, на основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены состоявшегося судебного решения, и, полагает возможным вынести новое судебное постановление об отказе в иске в части признания отказа Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) в назначении Керус Ирине Борисовне пенсии по старости, изложенный в решении N795809/16 от 06.03.2017 в части не включения в страховой стаж периода работы с 17.09.1992 по 29.08.1994 в должности музыкального руководителя детского сада "Аленушка" - незаконным, возложении на Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) обязанность включить Керус Ирине Борисовне в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п.19 ч.1 ст.30 Закона РФ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 17.09.1992 по 29.08.1994 в должности музыкального руководителя детского сада "Аленушка", возложении на Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) обязанность назначить Керус Ирине Борисовне пенсию по старости на основании п.19 ч.1 ст.30 Закона РФ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", с даты обращения за указанной пенсией, то есть с 17.11.2016.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 05 апреля 2018 г. в части удовлетворения исковых требований о признании отказа Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) в назначении Керус И.Б. пенсии по старости, изложенного в решении N от 06.03.2017 в части не включения в страховой стаж периода работы с 17.09.1992 по 29.08.1994 в должности музыкального руководителя детского сада "Аленушка" - незаконным; возложении на Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) обязанность включить Керус И.Б. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п.19 ч.1 ст.30 Закона РФ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 17.09.1992 по 29.08.1994 в должности музыкального руководителя детского сада "Аленушка"; возложении на Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) обязанность назначить Керус И.Б. пенсию по старости на основании п.19 ч.1 ст.30 Закона РФ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", с даты обращения за указанной пенсией, то есть с 17.11.2016 - отменить.
Принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований Керус И.Б. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края (межрайонное о признании отказа Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) отказать.
Это же решение в остальной части оставить без изменения.
Апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.