Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Киселева Г.В.
судей Шурловой Л.А, Чернышовой Н.И.
при секретаре Павловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Литвиновой Е.А. на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 27 апреля 2018 года по делу по исковому заявлению Литвиновой Е.А. к ГУ -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, по докладу судьи Шурловой Л.А.
установила:
Литвинова Е.А. обратилась в суд с настоящим иском, впоследствии уточненным, требования мотивировав тем, что в 2017 году ее льготный пенсионный стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения составил более 30 лет. 15.06.2017 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением N 391044/17 от 29.092017г. отказано в ее назначении из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Так, по мнению ответчика, специальный стаж ее трудовой деятельности составил 27 лет 2 месяца 25 дней, поскольку не засчитан период ее работы с 06.07.1992 по 16.05.1997 г. в Ставропольской городской поликлинике N 9, так как 06.07.1992 поликлиника преобразована в арендное предприятие "Городская поликлиника N9", далее переименована с 19.02.1996 в Общество с ограниченной ответственностью "Ставропольская городская поликлиника N 9", в то время как, Списком соответствующих работ, должностей, специальностей и учреждений предусмотрены такие организационно-правовые формы места работы, как учреждения здравоохранения. Однако в указанный период истец осуществляла лечебную деятельность. Так, истец отмечает, что согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, -указано в графе наименование учреждений п.9 "Поликлиника всех наименований".
Просит признать незаконным и отменить решение ответчика Государственного учреждения - управление Пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) N 391044/17 от 29.09.2017г. в части невключения в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы:
с 06.07.1992 по 09.08.1994 года и с 17.11.1995 по 16.05.1997 года в должности медицинской сестры в арендном предприятии "Городская поликлиника N9" и в ООО "Городская поликлиника N 9", обязать включить в специальный стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения указанные периоды работы, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 15.06.2017г, взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате юридической помощи 15 000 руб, расходы по оплате государственной помощи в размере 300 руб.
Решением Невинномысского городского суда от 27 апреля 2018 года в удовлетворении исковых требований Литвиновой Е.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ по городу Невиннмысску Ставропольского края (межрайонное) - отказано.
В апелляционной жалобе истец Литвинова Е.А. указывает о незаконности судебного акта, как постановленного с нарушением норм материального права. Считает, что в судебном заседании установлено, что в спорный период осуществляла трудовую деятельность в должности медицинской сестры хирургического кабинета и центрального стерилизационного отделения Ставропольской городской поликлиники N 9 (с 06.07.1992г. - арендное предприятие "Городская поликлиника N 9, с 19.02.1996г. - ООО "Ставропольская городская поликлиника N 9). Несмотря на переименование медицинского учреждения, в указанный период времени условия, специфика ее труда не изменялась по сравнению с предыдущим периодом, включенным в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, нарушено ее пенсионное право. Иные доводы жалобы аналогичны доводам иска.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик в лице заместителя начальника Управления ПФР Жилин Р.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебные извещения, направлены судом апелляционной инстанции, лицам, участвующим в деле, о чем в материалах дела имеются отчеты, судебная коллегия полагает возможным с учетом требований ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в возражениях на нее, заслушав представителя пенсионного органа- Куделину О.А. об отклонении доводов жалобы, как необоснованных, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению жалобы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность не охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет з сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 (далее - Постановление N 665) при определении стажа на соответствующих видах работ е целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохрнения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (далее - Список N 781 и Правила N781).
Согласно пункту 3 Правил N 781 в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, включаются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке N 781.
Разделом "Наименование должностей" Списка N 781 предусмотрены "медицинская сестра палатная", "медицинская сестра кабинета", "операционные медицинские сестры", "заведующая фельдшерско-акушерским пунктом ? медицинская сестра (фельдшер)", "медицинская сестра участковая" а разделом "Наименование учреждений" - больницы всех наименований, поликлиники всех наименований, диспансеры: противотуберкулезный.
Пунктом 6 Правил N 781 предусмотрено, что в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения засчитывается работа в должностях, указанных в Списке N 781, в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений, в поликлиниках, являющихся структурными подразделениями организаций.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке N 781, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ в календарном порядке, за исключением случаев льготного порядка исчисления стажа, строго предусмотренных Правилами N781.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 781 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и три месяца.
Из содержания данного пункта Правил следует, что льготный порядок исчисления специального стажа применяется тогда, когда лечебная деятельность в учреждениях здравоохранения осуществлялась как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городе, т.е. имеется смешанный стаж работы (при смешанном стаже работы право на досрочную страховую пенсию по старости возникает при наличии 30 лет стажа медицинской деятельности). Если лечебная деятельность гражданина протекала только в сельской местности, то льготный порядок подсчета стажа медицинской деятельности (год работы за год и три месяца) не применяется
(право на досрочную страховую пенсию по старости возникает при наличии 25 лет стажа медицинской деятельности).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил N 781 лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
При этом в соответствии с пунктом 4 Правил N 781 периоды работы граждан в должностях в учреждениях, предусмотренных Списком N 781, начиная с 01.11.1999 засчитываются в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей (т.е. засчитывается работа на полную ставку).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 665 при исчислении стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, наряду с Правилами N 781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила N 516).
В стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не включены:
-с 06.07.1992 по 16.05.1997, в том числе с 10.08.1994 по 16.11.1995 - частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до исполнения полутора лет, в Ставропольской городской поликлинике N 9, так как 06.07.1992 поликлиника преобразована в арендное предприятие "Городская поликлиника N9", далее переименована с 19.02.1996г. в общество с ограниченной ответственностью "Ставропольская городская поликлиника N 9" - Списком N 781 предусмотрены учреждения здравоохранения;
-с 05.08.2002 по 30.09.2002 период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, также периоды не включаются и в страховой стаж ? нет уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, так как это не предусмотрено Правилами N 516 и Правилами N781;
-14.09.2015г. выходной день за сдачу крови, так как это не предусмотрено Правилами N 516 и Правилами N 781.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н "Об утверждении Порядка... ).
В соответствии с настоящим Порядком 3. периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
после регистрации гражданина- на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Данная правовая позиция нашла отражение и в Определении Верховного Суда РФ от 11.09.2017 N 47-КГ17-13.
Дата регистрации заявителя в системе обязательного пенсионного страхования 27.11.1998 г.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Реутина (фамилия изменена на Литвинову на основании свидетельства о браке) Елена Анатольевна 03.07.1989 г. окончила Ставропольское базовое медицинское училище, получен диплом по специальности: медицинская сестра. Согласно данным трудовой книжки истца, в ходе судебного разбирательства установлено, что 15.11.1991 Литвинова Е.А. принята в Городскую поликлинику N9 г. Ставрополя на должность медицинской сестры. На основании постановления главы администрации Промышленного района г. Ставрополя N 998 от 06.06.1992 Городская поликлиника N 9 преобразована в Арендное предприятие "Городская поликлиника N 9", которое 19.02.1996 на основании свидетельства о государственной регистрации предприятия серии А N 000511 от 19.02.1996 зарегистрировано как общество с ограниченной ответственностью "Ставропольская городская поликлиника N 9".
В Списках и Перечне, подлежащих применению к периодам трудовой деятельности Литвиновой Е.А. с 06.07.1992 по 09.08.1994 и с 17.11.1995 по 16.05.1997, не указано такое наименование учреждений, осуществляющих медицинскую деятельность, как арендное предприятие и общество с ограниченной ответственностью.
Согласно положениям Устава арендного предприятия "Городская поликлиника N 9", утверждённого учредительным собранием трудового коллектива, зарегистрированного в соответствии с действовавшим законодательством, данное предприятие является арендным на основе коллективной собственности и действует, в том числе, в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", помимо оказания бесплатной и платной помощи населению (без указания вида такой помощи), к основным видам деятельности юридического лица отнесены, коммерческая и брокерская деятельность, посреднические услуги; чистая прибыль, образуемая в установленном законом порядке, является собственностью трудового коллектива, которая после формирования необходимых фондов распределяется между ними.
Из положений Устава ООО "Ставропольская городская поликлиника N 9", утверждённого 09.02.1996, зарегистрированного в установленном действовавшим законодательством порядке, следует, что юридическое лицом создано в результате преобразования арендного предприятия "Городская поликлиника N9", в соответствии с Учредительным договором, утвержденным на общем собрании участников; учредителями является трудовой коллектив названного арендного предприятия.
К основным целям и предмету деятельности общества, кроме организации оказания медицинских услуг, отнесены, в том числе торгово-закупочная деятельность, оказание коммерческих услуг на договорных условиях, другие виды деятельности, незапрещенные законодательством РФ.
С учетом изложенного, со ссылкой на п. 1 ст.50 ГК РФ, суд пришел к тому выводу, что арендное предприятие "Городская поликлиника N9" и ООО "Ставропольская городская поликлиника N 9" являлись коммерческими и, следовательно, не могут быть отнесены к учреждению, как следствие отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований, особые условия труда истца не подтвердились.
Судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению доводов жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В пункте 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с данным кодексом и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (пункт 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) акционерные общества отнесены к коммерческим корпоративным организациям.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела о проверке законности решений пенсионного органа об отказе во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, спорных периодов ее трудовой деятельности и об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" учел положения приведенных нормативно-правовых актов, устанавливающих возможность назначения такой пенсии только тем лицам, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, применил к спорным отношениям закон, подлежащий применению, и вследствие этого установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: отсутствие стажа работы заявителя в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, и отсутствие в связи с этим оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Отказывая в удовлетворении требования о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периодов ее работы в арендном предприятии "Городская поликлиника N 9", ООО "Городская поликлиника N9", суд принял во внимание, что в приведенных выше Списках, подлежащих применению к периодам трудовой деятельности истицы, не указано такое наименование учреждений, осуществляющих медицинскую деятельность, как арендное предприятие, общество с ограниченной ответственностью.
Каких-либо нарушений норм гражданско-процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, по настоящему делу не установлено, апелляционная жалоба оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 27 апреля 2018 года - оставить без изменения. Апелляционную жалобу истца Литвиновой Е.А. -без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.