Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе судьи- председательствующего Киселева Г.В.
судей Шурловой Л.А, Быстрова О.В.
при секретаре Павловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца на решение Новоалександровского районного суда от 25 октября 2017 года по делу по иску Зятькова В.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, по докладу судьи Шурловой Л.А.
установила:
Зятьков В.Н. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) о признании права с 21.08.2017г. на досрочную трудовую пенсию по старости, включив в специальный стаж периоды работы с 23.08.1983 по 24.11.1996г. в должности каменщика в строительной части зерносовхоза им.Кирова, ссылаясь на то, что решением пенсионного органа от 29.08.2017 N586303/17 ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа работ с тяжелыми условиями труда, с чем он не согласен.
Решением Новоалександровского районного судаот 25.10.2017 в удовлетворении исковых требований Зятькова В.Н, отказано.
В апелляционной жалобе истец указывает о незаконности судебного акта, как постановленного с нарушением норм материального права, поскольку в спорный период работал каменщиком в бригаде, участвовавшей в строительстве ряда жилых и нежилых объектов совхоза им.Кирова, в подтверждение чему представлены документы.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик в лице начальника Управления ПФР просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 07.02.2018, решение Новоалександровского районного суда от 25.10.2017 отменено, принято новое решение, которым: признано неправомерным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края от 28.08.2017 N586303/17 об отказе в назначении Зятькову В.Н. пенсии с момента достижения 55-летнего возраста, 21.08.2017; на ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края возложена обязанность зачесть Зятькову В.Н. в стаж работы дающей право на льготное пенсионное обеспечение в качестве каменщика полный рабочий день в бригаде каменщиков или специализированном звене каменщиков комплексной бригады на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов с 23.08.1983 по 24.11.1996, специальный стаж 13 лет 2 месяца 29 дней; признано за Зятьковым В.Н. право на досрочную трудовую пенсию по старости с 21.08.2017 и возложена обязанность по назначению Зятькову В.Н. досрочной трудовой пенсии по старости с 21.08.2017; взысканы с ответчика в пользу истца судебные расходы 300 рублей.
Постановлением суда кассационной инстанции от 21.06.2018 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 07.02.2018г, отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
При новом апелляционном слушании дела исследовав материалы гражданского дела, заслушав истца и его представителя Паршину В.М, поддержавших доводы жалобы и просивших об ее удовлетворении, представителя ответчика- Сидоренко Е.В. об отклонении доводов жалобы, как несостоятельных, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что досрочная страховая пенсия по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ назначается, в том числе, мужчинам, проработавшим не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 20 лет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Зятьков В.Н, полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости, так как достиг необходимого возраста 55 лет, имеет не менее 12 лет 6 месяцев стажа работы с тяжелыми условиями труда и более 25 лет страхового стажа, обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
Решением ГУ - УПФ РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края от 28.08.2017 N 586303/17 Зятькову В.Н. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работ с тяжелыми условиями труда. При этом, в специальный стаж истца не были включены периоды его работы с 23.08.1993 по 24.11.1996 в качестве каменщика в стройчасти зерносовхоза имени Кирова, поскольку не подтверждена постоянная занятость в бригаде каменщиков или специализированном звене каменщиков комплексной бригады на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что спорный период работы истца не подлежит включению в специальный страховой стаж, поскольку в материалы дела не представлено доказательств работы в бригадах каменщиков либо специализированных звеньях комплексных строительных бригад, то есть в должности, поименованной Списком N2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N10.
Доводы апеллянта об обратном коллегия полагает неубедительными, основанными на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон.
В соответствии со Списком N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, наименование должности "каменщик" не предусмотрено.
Согласно разделу XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" (код 2290000а-12680) Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в связи с тяжелыми условиями труда имеют, в том числе, мужчины-каменщики, проработавшие постоянно не менее 12 лет 6 месяцев в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 20 лет.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Аналогичное правило предусмотрено в приведенном выше пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях") к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами по правилам статьи 55 ГПК РФ (приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Как следует из копии трудовой книжки Зятькова В.Н. в период с 23.08.1983 по 24.11.1996г. он работал в качестве каменщика стройчасти в зерносовхозе имени Кирова. Вместе с тем, стройчасть не является ни бригадой, ни звеном каменщиков, в составе стройчасти может быть как звено (бригада) каменщиков, так и может работать один или два каменщика, то есть без организации работы каменщиков в звене (бригаде).
В приказах директора зерносовхоза им.Кирова: от августа 1983 N94, от 31.10.1986 N373, от 02.02.1990 N25, от 05.05.1985 N93, не содержится сведений о том, что истец работал в спорный период в бригаде (звене) каменщиков.
Письменные доказательства, подтверждающие, что в спорный период с 23.08.1983 по 24.11.1996 в зерносовхозе имени Кирова Зятьков В.Н. работал каменщиком в бригаде каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, в деле отсутствуют, как и документы, выданные в установленном порядке работодателем (зерносовхоз имени Кирова) подтверждающие, что Зятьков В.Н. в спорный период, работая каменщиком стройчасти, имел право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
С учетом вышеуказанных норм закона, устанавливающих круг допустимых доказательств в подтверждение характера работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости, тогда как показания свидетелей не могут быть приняты в подтверждение льготного характера работы в качестве каменщика бригады каменщиков и фактического осуществления им трудовой деятельности в должности каменщика в бригаде каменщиков, оснований к удовлетворению доводов жалобы не имеется, а постановленное решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новоалександровского районного суда от 25 октября 2017 года - оставить без изменения. Апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.