Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего судьи Пискуновой В.А.
судей Рыбиной Н.С, Кузьминой О.Ю.
при секретаре Шавкун И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
30 июля 2018 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Отделения (территориального, г.Ярославль) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Некоузского районного суда Ярославской области от 26 апреля 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Ярославского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации, ФГКУ "Западное региональное управления жилищного обеспечения" Министерства Российской Федерации к ответчикам Масленникову К.В, Масленниковой О.А, ФИО1, ФИО2, о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" выселения указанных лиц из спорного жилого помещения по указанному адресу, без предоставления другого жилого помещения, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Пискуновой В.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Ярославского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации, Ярославского территориального отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, обратился в Некоузский районный суд Ярославской области с исковыми требованиями к ответчикам Масленникову К.В, Масленниковой О.А, ФИО1, ФИО2. о признании их утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", и выселения указанных лиц из спорного жилого помещения по указанному адресу без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что проведенной военной прокуратурой Ярославского гарнизона проверкой установлено, что в 2014 году военнослужащему Масленникову К.В. на период прохождения военной службы предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес". Согласно решению о предоставлении военнослужащему-гражданину Российской Федерации, проходящему военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ (гражданину РФ, уволенному с военной службы), и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) N03-28/382 от 26.04.2017 г. подполковнику Масленникову К.В. и членам его семьи предоставлена жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения. В соответствии с платежным поручением N210261 от 02.05.2017 г. денежная субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения поступила на банковский счет Масленникова К.В. Масленниковым К.В. и членами его семьи 02.02.2017 г. подписано соглашение о сдаче служебного жилого помещения по вышеуказанному адресу не позднее четырех месяцев с момента перечисления жилищной субсидии на банковский счет Масленникова К.В, которое до настоящего времени ответчиками не исполнено.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласно ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении иска. Доводы жалобы сводятся к незаконности и необоснованности решения, неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, выслушав представителя ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ по доверенности Коновалову С.Г, поддержавшую жалобу, военного прокурора военной прокуратуры Ярославского гарнизона Западного военного округа Дорощука К.С, полагавшего апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, решение суда - отмене, представителя Масленниковых К.В, О.А, Г.К, А.К. по доверенности Жернакова В.В, возражавшего против жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильном применением судом первой инстанции норм материального права, с принятием по делу нового решения.
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, Масленникову К.В. и членам его семьи спорное жилое помещение было предоставлено в связи с прохождением службы в войсковой части "адрес"; контракт о прохождении военной службы заключен сроком до 01.01.2020г, ответчик подлежит обеспечению служебным жилым помещением на весь период прохождения службы по контракту.
С такими выводами районного суда нельзя согласиться в связи со следующим.
В силу положений п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абз. 3 п.1 ст. 15).
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абз. 12 п.1 ст. 15 ).
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (абз. 14 п.1 ст. 15)
Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. (абз. 18 п.1 ст. 15 )
Из материалов дела следует, что 29.01.2014 г. Масленникову К.В. и членам его семьи - супруге Масленниковой О.А, детям ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма служебного жилого помещения на период прохождения службы предоставлена "адрес".
В соответствии с запросом, в заседание суда апелляционной инстанции представлены копии материалов жилищного дела Масленникова К.В, из которых следует, что решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" от 29.10.2014 г. Масленников К.В. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях.
02.02.2017 г. ответчиками подписано обязательство N76-73/65 о сдаче служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", не позднее четырех месяцев, с момента перечисления жилищной субсидии на банковский счет Масленникова К.В.
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" от 26.04.2017 года, Масленникову К.В, проходящему военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и членам его семьи, была выделена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения, в сумме 6 764 414, 40 руб.
В соответствии с платежным поручением N210261 от 02.05.2017 г, денежная субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения, в указанном размере поступила на банковский счет Масленникова К.В.
Решением от 22.05.2017 г, в связи с перечислением жилищной субсидии, Масленников К.В. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно выписке из личного дела Масленникова К.В, первый контракт о прохождении военной службы заключен с Масленниковым К.В. 01.09.1993 г, то есть до 01.01.1998 г, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчик не относится к категории лиц, обеспечиваемых в соответствии с абз.4 п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.
Из приведенных выше норм права следует, что при обеспечении военнослужащего, заключившего первый контракт до 01.01.1998 г, жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.
Получение военнослужащими указанной категории жилищной субсидии во время прохождения военной службы является формой реализации права на жилое помещение по месту прохождения военной службы.
Реализация права на жилищную субсидию является основанием для снятия военнослужащего с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, для освобождения занимаемого служебного жилого помещения, подлежащего передаче Министерству обороны Российской Федерации (пункт 10 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510, пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Согласно ст.ст.309 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона и иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законами или иными правовыми актами.
В силу положений ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
Таким образом, поскольку ответчики реализовали свое право на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии, при этом Масленников К.В. не относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению служебным жилым помещением на весь срок прохождения службы, то истец вправе требовать исполнения ответчиками обязательств возникших в силу закона и в связи с заключением указанного соглашения от 02.02.2017 г. об освобождении служебного жилого помещения.
Кроме того, в соответствии с п. 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.05.1999 N 487, жилищный договор расторгается в случаях: досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более;
обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Жилищный договор может быть расторгнут по соглашению сторон. В случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством и жилищным договором.
Возможность расторжения договора найма специализированного жилого помещения по соглашению сторон допускается также положениями 101 ЖК РФ.
Таким образом, заключив соглашение от 02.02.2017 г. об освобождении служебного жилого помещения в течение 4 месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет, фактически сторонами были изменены условия договора найма служебного жилого помещения включением в него дополнительного основания прекращения права пользования квартирой.
Позиция ответчиков, в соответствии с которой, получив субсидию на приобретение жилого помещения, они намерены уклониться от совершения данных действий, сохранить за собой право пользования служебным жилым помещением, не основана на нормах действующего законодательствах и условиях заключенного им соглашения, фактически свидетельствует о злоупотреблении ответчиками своими правами, что недопустимо в силу положений ст. 10 ГК РФ.
По изложенным мотивам, исковые требования о признании ответчиков утратившими право пользования спорным служебным жилым помещением, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.
Установленные законом исключения, предусмотренные ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, на ответчиков не распространяются.
При таких обстоятельствах, ответчики подлежат выселению из спорного жилого помещения без предоставления им другого жилья.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Некоузского районного суда Ярославской области от 26 апреля 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора Ярославского гарнизона удовлетворить.
Признать Масленникова К.В, Масленникову О.А, ФИО1, ФИО2 утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес".
Выселить Масленникова К.В, Масленникову О.А, ФИО1, ФИО2 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", без предоставления другого жилого помещения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.