судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Желтышевой А.И,
судей Самодуровой Н.Н, Филатовой Г.В,
при секретаре Майдановой М.К,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лысенко Е.М. действующей в интересах Ельниковой П.Л. к администрации городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 01.06.2018 г, которым постановлено:
"Иск удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Тольятти предоставить Ельниковой П.Л, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на состав семьи один человек вне очереди жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Желтышевой А.И,
УСТАНОВИЛА:
Лысенко Е.М, действующей в интересах Ельниковой П.Л. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных требований истец указала, что Ельникова П.Л, на основании решения Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 23.01.2018 г. восстановлена в списках нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ. ДД.ММ.ГГГГ Ельникова П.Л, в лице опекуна Лысенко Е.М, обратилась в администрацию г.о. Тольятти с заявлением о предоставлении жилого помещения, однако, ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что жилое помещение будет предоставлено по поступлению денежных средств из федерального или областного бюджетов. По мнению заявителя, данным отказом ответчик нарушает права Ельниковой П.Л. на внеочередное обеспечение жилым помещением, которое не может зависеть от времени поступления денежных средств.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Лысенко Е.М. просила суд обязать администрацию городского округа Тольятти предоставить Ельниковой П.Л. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в г. Тольятти в соответствии с действующим законодательством по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, представитель администрации городского округа Тольятти обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, ссылаясь в частности на то, что администрация городского округа Тольятти является ненадлежащим ответчиком по делу, при этом, обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке поставит в худшее положение других инвалидов, включенных в список ранее и также нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились. О дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительной причине неявки в суд не уведомили.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Часть 1 ст. 39 Конституции РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 г, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.6 ФЗ РФ N 189 от 29.12.2004 года "О введении в действие ЖК РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан, в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии с подп.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Ельникова П.Л, ДД.ММ.ГГГГ г.р, является инвалидом первой группы по общему заболеванию.
Согласно справке ВК N от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ СО "Тольяттинский психоневрологический диспансер" заболевание Ельниковой П.Л. входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378 и подпадает под действие ст.58 ЖК РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст.51 ЖК РФ перечне.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Ельникова П.Л. признана недееспособной.
На основании распоряжения заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N-р/з над Ельниковой П.Л. установлена опека, Лысенко Е.М. назначена её опекуном.
Распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" Ельниковой П.Л. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти от 23.01.2018 г, принятого по гражданскому делу по иску Лысенко Е.М, действующей в интересах Ельниковой П.Л. к администрации г.о.Тольятти о признании отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении незаконным, обязании принять на учет нуждающихся в жилом помещении, распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа в принятии Ельниковой П.Л. ДД.ММ.ГГГГ г.р. в качестве нуждающейся в жилом помещении признано незаконным. Суд обязал администрацию г.о. Тольятти восстановить Ельникову П.Л. в списке нуждающихся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п. 4 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Решение суда вступило в законную силу 26.03.2018 г.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, учитывая, что Ельникова П.Л. в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, обоснованно удовлетворил заявленные требования, возложив на администрацию г.о. Тольятти обязанность предоставить Ельниковой П.Л, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на состав семьи один человек вне очереди жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан на основе всестороннего анализа совокупности собранных по делу доказательств и основан на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан, вставших на учет после 01 января 2015 г. и финансовые ресурсы на сегодняшний день администрация г.о. Тольятти не переданы, судебной коллегий отклоняются, по следующим основаниям.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями ФЗ от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса РФ (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. ст. 135 - 138 БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст.ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации прямо противоречит ст. 84 БК РФ.
Таким образом, администрация г.о. Тольятти, как орган местного самоуправления, правомерно признана судом первой инстанции надлежащим ответчиком по делу.
В свою очередь, ссылка апеллянта на отсутствие финансирования из федерального бюджета несостоятельна, поскольку администрация не является непосредственным получателем средств из федерального бюджета.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение Ельниковой П.Л. жилым помещением во внеочередном порядке повлечет нарушение права на жилище других лиц, поставленных в очередь ранее нее, также не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу положений ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке не предполагает включение в какую-либо очередь, в связи с чем, наличие или отсутствие иных лиц, также имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением и поставленных на учет ранее, не может быть признано основанием для отмены решения суда.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилправильное по существу решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 01.06.2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.о. Тольятти - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.