Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О,
судей Сухаревой С.А, Довиденко Е.А,
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Курчева И. В. на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 24 апреля 2018 года по делу
по иску Курчева И. В. к МУП "Водоканал" "адрес" о признании действий неправомерными, взыскании неосновательного обогащения, процентов, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курчев И.В. обратился в суд с иском к МУП "Водоканал" "адрес" о признании действий неправомерными, взыскании неосновательного обогащения, процентов, компенсации морального вреда.
В обосновании заявленных требований указал, что он и К.Г.А. с 2008г. являются собственниками на праве общей совместной собственности жилого дома и земельного участка площадью "данные изъяты".м, расположенных по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГ ответчиком был установлен прибор учёта в доме Курчевых. ДД.ММ.ГГ МУП "Водоканал" произведено доначисление платы за услугу холодного водоснабжения полив за период с ДД.ММ.ГГ в сумме 4 379,63 руб. исходя из поливной площади. При пользовании прибором учёта истец обнаружил, что переплачивал за воду значительные средства. Ссылаясь на п. 3 ст. 22 Федерального закона N 261 от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", ст. 7 п. 6. п. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416- ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), п. 12 ст. 9, 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагает, что МУП "Водоканал" не исполнена обязанность по информированию и заключению с ним договора об оказании услуги водоснабжения. Кроме того, пункт 37 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 устанавливает расчётный период для оплаты коммунальных услуг равный одному месяцу. Скриншот, приложенный к заявлению, свидетельствует об отсутствии задолженности на ДД.ММ.ГГ. Статистика потребления за 80 дней с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ показала, что потребление составило 8 кубометров, то есть 0,1 кубометра в день, в результате чего переплаты составили сумму в размере 6 234,52 руб. Ответчик, зная такую статистику, намеренно не исполнял вышеперечисленные правовые акты. Таким образом, ответчик без установленных законом, иными правовыми актами оснований, приобрёл и сберёг принадлежащее истцу имущество и согласно ст.ст. 1102, 1107 и 395 ГК РФ обязан возвратить сумму неосновательного обогащения, уплатить начисленные на неё проценты за пользование чужими денежными средствами.
По изложенным основаниям истец просил признать неправомерным доначисление платы за услугу холодное водоснабжение за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме 4 379,63 руб.; обязать ответчика вернуть ему сумму неосновательного обогащения в размере 6 234,52 руб.; взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 1 722,11 руб.; компенсацию морального вреда 50 000 руб.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 24.04.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на длительность рассмотрения гражданского дела. Не применен закон подлежащий применению, а именно п.1, п.6, п.8 ст.7 Федерального закона от 07.12.2011N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п.9 ст.13,п.3 ст. 22 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.6 ст.9.16 КоАП РФ, п.22 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Не принято во внимание определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 N215-О. В соответствии с п.17 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги. Пункт 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ искажен. Неверно определена в качестве доказательства по делу информационная карта потребителя. Акт государственной инспекции Алтайского края от 05.10.2017 также является недопустимым доказательством, поскольку составлен на основании незаключенного договора. Выводы суда о том, что расчет задолженности не оспаривается истцом, неправомерны.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик МУП "Водоканал" "адрес" просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец и третье лицо на доводах апелляционной жалобы настаивали, пояснили, что с 2008г. и до августа 2017г. оплачивали за полив при отсутствии прибора учета по нормативу и из расчета 2 соток при площади земельного участка 1247кв.м, данные о площади земельного участка для полива были предоставлены прежним собственником, изменения в площади истцом ответчику не предоставлялись. Представитель ответчика возражала против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пункт 41 постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N354) устанавливает, что потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Подпункт "к" п.34 Правил N354 возлагает на потребителя обязанность при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении уведомлять исполнителя о целях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи, отопление, подогрев воды, приготовление кормов для скота, полив и т.д.), видов и количества сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии), площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, режима водопотребления на полив земельного участка, а также мощности применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов, а если такие данные были указаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, то уведомлять исполнителя об их изменении в течение 10 рабочих дней со дня наступления указанных изменений.
Согласно пп. "з" п. 33 Правил N354, потребитель имеет право принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности;
Пп. "и" ст. 33 Правил N354 предусмотрено, что потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Курчев И.В. и К.Г.А. являются собственниками на праве общей совместной собственности жилого дома и земельного участка "данные изъяты".м, расположенных по адресу: "адрес".
Из информационной карты потребителя на отпуск питьевой воды и приема сточных вод от ДД.ММ.ГГ, составленной контролером отдела сбыта МУП "Водоканал" "адрес" следует, что в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", проживают собственники данного жилого дома, дом подключен к центральным системам холодного водоснабжения и водоотведения, однако, прибор учета холодной воды отсутствует. С информационной картой Курчев И.В. ознакомлен, что подтверждается его подписью.
Ответчиком произведены доначисления платы за услугу холодного водоснабжения полив за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 4 379 руб. 62 коп.
ДД.ММ.ГГ истцом установлен счетчик на воду.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом данных о размере земельного участка и площади расположенных на нем построек ответчиком обоснованно произведен расчет (доначисление) платы за потребленную истцом коммунальную услугу - холодное водоснабжение, полив за ДД.ММ.ГГ года в сумме 4 379 руб. 62 коп, при этом неосновательного обогащения со стороны МУП "Водоканал" судом не установлено, поскольку расчет неосновательного обогащения, произведенный истцом за предшествующий установке прибора учета период, основан на суммах, которые могли быть начислены ему в случае учета расхода воды по приборам учета.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах, представленных суду доказательствах, приведенных выше, и правильном применении норм материального права.
Согласно п.49 Правил N354, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N306 (далее - Правила N 306), определено, что "норматив потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек" - норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (п.2).
Согласно пунктам 48,89 Правил N306 нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек определяются в отношении каждого из направлений использования коммунальных услуг.
Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определяется отдельно по каждому из следующих направлений использования: полив земельного участка; водоснабжение и приготовление пищи для сельскохозяйственных животных; водоснабжение открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке; водоснабжение иных надворных построек, в том числе гаражей, теплиц (зимних садов), иных объектов.
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17 июня 2015 года N 80 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края" утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек, определенные с применением расчетного метода, в соответствии с приложением N1 к которому полив земельного участка применяется в период с мая по август включительно, единица измерения - куб. метр в месяц на кв.метр, норматив потребления 0,09.
Произведенные доначисления платы за услугу холодного водоснабжения, полив за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ производились МУП "Водоканал" "адрес" на основании полученных данных, согласно информационной карте потребителя на отпуск питьевой воды и приема сточных вод от ДД.ММ.ГГ и поливной площади по формуле: норматив х тариф х площадь земельного участка. За период с ДД.ММ.ГГ года начисление составило 4 379,62 руб, что действующему законодательству не противоречит.
Ссылки в жалобе на ст.7 Федерального закона от 07.12.2011N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п.22 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N644 не влекут отмену решения, поскольку исковых требований об обязании ответчика заключить договор водоснабжения истцом не заявлено.
В соответствии с п. 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
При этом как верно указал суд первой инстанции у ресурсоснабжающей организации отсутствует обязанность устанавливать приборы учета без соответствующего обращения (заявления) потребителя, а также уведомлять потребителей о более выгодных для них условиях оплаты услуг.
Указание об искажении судом положений пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ судебная коллегия находит ошибочными, так как в оспариваемом решении ссылка на указанную норму не содержится.
Ссылка в жалобе на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 N215-О подлежит отклонению, поскольку выводы относительно спорных правоотношений не содержит.
Доводы жалобы о неправомерности вывода суда о том, что расчет задолженности истцом не оспаривался, опровергаются материалами дела.
Поскольку Курчев И.В. является фактическим потребителем коммунальной услуги по водоснабжению, информационная карта, составленная МУП "Водоканал" "адрес", а также акт проверки Государственной инспекцией Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в отношении предоставления коммунальных услуг в жилом доме по адресу: "адрес" не могут быть признаны недопустимыми доказательствами.
В соответствии с ч.1 ст.154 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены настоящим Кодексом, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.
Определением мирового судьи судебного участка *** "адрес" Алтайского края гражданское дело передано по подсудности на рассмотрение Новоалтайскому городскому суду Алтайского края.
Определением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 02.03.2018 исковое заявление принято к производству суда. Решение вынесено судом 24.04.2018.
Таким образом, нарушений процессуальных сроков рассмотрения дела судом первой инстанции не допущено.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба истца не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 24 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Курчева И. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.