Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Секериной О.И.
судей Алешко О.Б, Решетниковой И.Ф.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Рукавицына А.В.
на решение Бийского городского суда Алтайского края от 14 мая 2018 года по иску Рукавицына А.В. к акционерному обществу "Алтайэнергосбыт" о возложении обязанности разработать более простую форму платежного документа, взыскании компенсации морального вреда, возложении обязанности произвести зачет переплаты,
Заслушав доклад судьи Секериной О.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рукавицын А.В. обратился в суд с иском к акционерному обществу "Алтайэнергосбыт" в котором просит возложить обязанность на АО "Алтайэнергосбыт" разработать более простую, удобную и понятную для абонентов форму платежного документа, исключающую манипуляции с цифрами, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб, вернуть (зачесть) переплату за 2017 год в размере 115 руб.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 14 мая 2018 года Рукавицыну А.В. в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Истец в апелляционной жалобе просит указанное решение отменить. В качестве доводов указывает на то, что платежная квитанция, выставляемая ответчиком, соответствует требованиям закона, однако полагает, что она должна быть разработана в более простой и понятной для потребителя форме. Исходя из тех же положений закона, квитанции, разработанные иными поставщиками коммунальных ресурсов, являются понятными, при этом истцом приводятся подробные сравнительные данные указанных квитанций. Кроме того, суд не обратил внимание и не исследовал то обстоятельство, что платежные документы поступают после расчетного числа, при этом обязанность по доставке документа возлагается на ответчика. Указанные действия ответчика причинили ему нравственные и физические переживания на фоне заболевания сахарным диабетом, поскольку несвоевременно получая документы, истец постоянно оказывается должником. Кроме того, суд не учел того, что основанием для взыскания денежной компенсации морального вреда явились, в том числе и незаконные действия руководителя ответчика, который в установленный срок не ответил на обращение истца.
В возражениях представитель ответчика не соглашается с доводами апелляционной жалобы, обращает внимание на то, что переплата коммунальных услуг имела место в марте 2018 года, которая учтена при формировании платежного документа за апрель 2018 года.
Истец Рукавицын А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции настаивала на удовлетворении жалобы.
Иные лица, участвующие в деле в Алтайский краевой суд не явились при их надлежащем извещении. С учетом положений п.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Рукавицын А.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
По указанному адресу ответчиком АО "Алтайэнергосбыт" осуществляется поставка электрической энергии (лицевой счет ***).
Истец полагает, что ответчик должен разработать платежную квитанцию в более простой и удобной для потребителя форме, поскольку в существующем виде допускается манипуляция с цифрами.
Отказывая в удовлетворении требований в данной части, суд исходил из отсутствия нарушенных прав истца.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании, в том числе, платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06 мая 2011 г. предусматривается, что в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого помещения, сведения о собственнике помещения, а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения;
б) наименование исполнителя, номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес, номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Согласно п. 71 указанных Правил, примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам (пункт 71 Правил).
В целях обеспечения условий для единообразного подхода к составлению платежного для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги документа приказом Минстроя России от 29.12.2014 N 924/пр утверждены примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методические рекомендации по ее заполнению, которые носят рекомендательный характер.
Проанализировав платежные документы, выставляемые ответчиком истцу для оплаты потребляемых коммунальных услуг, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что платежные документы содержат все необходимые сведения и реквизиты для уплаты коммунальных услуг (электрической энергии).
Истец в апелляционной жалобе соглашается с тем, что платежные документы соответствуют закону, однако настаивает на том, что они должны быть сформированы в более простой и понятной для него форме.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что при фактическом соответствии платежных документов требованиям закона, отсутствует нарушенное права истца, в связи с чем, судом правильно отказано истцу в удовлетворении указанных требований.
Статьей 15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Как разъяснено в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
При отсутствии нарушенного права потребителя при формировании платежного документа, оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда, у суда отсутствовали.
Также судом обоснованно отказано в удовлетворении требований о зачете переплаты в сумме 115 рублей за 2017 год, поскольку материалами дело не подтверждено такой переплаты. По пояснению истца переплата возникла в ноябре 2017 года, (протокол судебного заседания от 14.05.2018, л.д.78 оборот). Представленные платежные документы за 2017 год (л.д.45-50) не содержат сведений о наличии переплаты. Кроме того, ответчик указывал на то, что в случае наличия переплаты при начислении оплаты за потребленную электрическую энергию за расчетный месяц любому потребителю производится перерасчет. В возражениях, направленных в судебную коллегию, ответчик указывает на то, что переплата имела место в марте 2018 года, которая зачтена в платежном документе за апрель 2018 года.
Вопреки доводам жалобы, исковое заявление истца не содержит в качестве оснований взыскания денежной компенсации морального вреда отсутствие ответа руководителя ответчика на письменное заявление истца, поданное 11.07.2017.
Кроме того, не является предметом рассмотрения настоящего дела и действия ответчика и Почты России по доставке платежных документов, поскольку таких требований исковое заявление не содержит.
Таким образом, рассматривая дело в пределах доводов, указанных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены, либо изменения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Рукавицына А.В. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 14 мая 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.