Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А,
судей Рудь Е.П, Сачкова А.Н,
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истцов Белозерцевой Т.Г, Белозерцева А.В, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Белозерцевой К. А, Белозерцева Н. А, Белозерцевой К. А. на решение Солонешенского районного суда Алтайского края от 07 июня 2018 года по делу
по иску Белозерцевой Т. Г, Белозерцева А. В, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Белозерцевой К. А, Белозерцева Н. А, Белозерцевой К. А. к администрации Солонешенского района Алтайского края о включении в списки домов попавших в зону затопления, о включении в списки лиц на получение единовременной материальной помощи.
Заслушав доклад судьи Вегель А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белозерцева Т.Г, Белозерцев А.В, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Белозерцевой К.А, Белозерцева Н.А, Белозерцевой К.А. обратились в суд с иском к администрации администрации "адрес" Алтайского края о включении в списки домов попавших в зону затопления домостроение, расположенное по адресу: "адрес" (далее, в том числе - жилой дом), а также в списки на получение единовременной материальной помощи в размере по 10 000 руб. на каждого.
В обоснование иска указали, что им на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес", которые в результате паводка в марте-апреле 2018 года оказались в зоне подтопления. Затопление произошло подпола жилого дома, станции, частично приусадебного участка. ДД.ММ.ГГ они обратились к ответчику с заявлением о выплате материальной помощи, о включении в список на оказание единовременной помощи, в чем ответом от ДД.ММ.ГГ *** было отказано, в связи с тем, что их жилой дом не находился в зоне затопления. Ссылаясь на Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановление Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ, считает данный отказ незаконным.
Решением Солонешенского районного суда Алтайского края от 07.06.2018 исковые требования истцов оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, указывая на то, что факт затопления жилого дома и земельного участка подтверждается утвержденным главой района ФИО1 актом обследования домовладения, именуемым в результате подтопления талыми стоковыми водами и водами рек, вышедших из берегов в марте 2018 года, а также свидетельскими показаниями. Отсутствуют нормативно-правовые акты, документы, согласно которым в зону затопления могут быть включены только домовладения, затопленные в результате разлива рек. Они постоянно проживают в жилом доме. Имеются основания для выплаты им единовременной материальной помощи.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Белозерцева Т.Г, Белозерцев А.В, а также несовершеннолетние дети Белозерцева К, Белозерцев Н, Белозерцева К. проживают в жилом доме, принадлежащем им на праве общей долевой собственности (л.д. 15-27).
Распоряжением главы администрации Солонешенского района N 56-р от 26.03.2018 на территории Солонешенского района Алтайского края введен режим "Чрезвычайной ситуации" с 10.00 часов 26.03.2018 в пределах границ района исходя из складывающейся обстановки на территории района в зоне подтопления 7 населенных пунктов в которых подтоплены 485 приусадебных участков из них 150 домов, уровень воды в реке Ануй составил 310 см выше критического.
В акте обследования домостроения по "адрес" Алтайского края, проводимого ДД.ММ.ГГ и подписанного Белозерцевой Т.Г, отражено, что частично затопило приусадебный участок истцов, вода в подполе, затопило станцию, хоз. постройки не затопило, имущество не пострадало, на момент проверки станция работала, сломанная не представлена (л.д.29).
Согласно ответу администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ районной комиссией по оценке причиненного ущерба, созданной в "адрес" постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГ ***, истцам отказано в удовлетворении заявления о включении в список, на оказание единовременной материальной помощи в связи с тем, что жилой дом не находился в зоне затопления (л.д.28).
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, исходя из того, что жилой дом не находился в зоне затопления в результате дождевого паводка в марте-апреле 2018 года в "адрес", в связи с чем у истцов отсутствует право на получение единовременной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, как основанным на законе и подтвержденным материалами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
17.03.1998 принят закон Алтайского края N 15-ЗС "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который регулируют отношения, возникающие в процессе защиты на территории Алтайского края населения, объектов социального и производственного назначения, всего земельного, водного, воздушного пространства, окружающей среды в целом от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
На основании ст. 25 закона Алтайского края N 15-ЗС от 17.03.1998 граждане, проживающие и пребывающие на территории края, имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют, в том числе порядок выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Согласно подпункту "г" пункта 2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.
Постановлением Правительства Алтайского края от 25.05.2018 N179 утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 на территории Алтайского края (далее - Порядок).
Настоящий порядок подготовлен с целью предоставления следующих денежных выплат: единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на человека (пункт 1.1.).
Согласно пункту 2.3 Порядка единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации.
К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживающие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации (п.2.1 Порядка).
В пункте 2.11 Порядка указано, что основаниями для отказа в предоставлении денежных выплат являются:
отсутствие одного или нескольких документов, предусмотренных пунктом 2.9 настоящего Порядка;
недостоверность представленных документов или содержащихся в заявлении и (или) документах сведений;
предоставление гражданину денежной выплаты по аналогичному основанию;
отсутствие сведений о гражданине в списках, указанных в пунктах 2.3, 2.4 настоящего Порядка.
Таким образом, право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. имеют граждане, постоянно проживающие в зоне затопления, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации и попавшие в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что постановлениями администрации от 04.04.2018 N149, 06.04.2018 N163, от 26.04.2018 N209 были утверждены границы и зоны затопления в границах муниципального района, образовавшихся в результате паводка в марте 2018 года, согласно которым жилой дом, принадлежащий истцам, не находился в зоне затопления.
При этом сторона истца не оспаривала факт того, что ущерб причинен их жилому дому был не в результате паводка, а по причине обильных ливневых дождей в данный день.
Указанные постановления, а также постановление администрации района от 03.04.2018 N 148, на основании которого истцам отказано во включении в список на оказание единовременной материальной помощи, являются действующими и не были оспорены истцами в соответствующем порядке.
Право истцов на единовременную выплату в рамках настоящего спора производно относительно решений администрации района, выраженных в приведенных постановлениях.
При этом отсутствие сведений о гражданине в списках граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, прямо предусмотрено в пункте 2.11 Порядка в качестве отказа в предоставлении денежных выплат.
Ссылка в жалобе в качестве подтверждения своих доводов на акт обследования домовладения, именуемый в результате подтопления талыми стоковыми водами и водами рек, вышедших из берегов в марте 2018 года, а также свидетельские показания, отклоняется судебной коллегией, поскольку не подтверждают право истцов на получение единовременной выплаты, исходя из приведенных требований закона.
Таким образом, суд обоснованно не усмотрел основания для удовлетворения настоящих исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили свою надлежащую оценку. Каких-либо дополнительных доводов, которые бы ставили под сомнение правильность и обоснованность выводов суда, жалоба не содержит. Кроме того, доводы направлены на иное толкование норм права и переоценку доказательств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истцов Белозерцевой Т.Г, Белозерцева А.В, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Белозерцевой К. А, Белозерцева Н. А, Белозерцевой К. А. на решение Солонешенского районного суда Алтайского края от 07 июня 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.