Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ковалюк Л.Ю,
судей Титовой В.В, Бакланова Е.А.
при секретаре Клименко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Величко И. Ф.
на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 06 марта 2018 года по делу по административному исковому заявлению Величко И. Ф. к администрации Первомайского района Алтайского края об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В, судебная коллегия
установила:
Величко И.Ф, Абрамов В.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Первомайского района Алтайского края, в котором с учетом последующего уточнения требований просили:
- признать незаконным бездействие администрации Первомайского района Алтайского края, выразившееся в отсутствии организации на территории района в месте расположения дома Величко И.Ф. тепло-, газо-, водоснабжения, неучастии администрации Первомайского района в дорожной деятельности по ремонту и эксплуатации дороги, неорганизации сбора и вывоза отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности, неорганизации транспортного обслуживания населения, непринятии мер по включению земельного участка, на котором расположен дом, принадлежащий Величко И.Ф, в границы поселения Боровихинского сельского совета Первомайского района и непринятии процессуального решения по такому вопросу;
- обязать администрацию Первомайского района Алтайского края:
1) организовать тепло-, водо-, газоснабжение индивидуальных жилых домов на территории ООО "Санаторий-профилакторий "Гренада";
2) осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильной дороги по направлению с трассы М-52 до санатория "Гренада", обеспечить безопасность дорожного движения на такой дороге путем осуществления полномочий по содержанию дороги и дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, проводить оценку технического состояния дороги, проводить мероприятия по текущему, капитальному ремонту и содержанию дороги в зимний и летний периоды в соответствии с установленными нормами и правилами;
3) создать условия для предоставления транспортных услуг населению, проживающему на территории санатория ООО "Санаторий-профилакторий "Гренада" и организовать транспортное обслуживание населения, в том числе между поселениями в границах муниципального района путем обеспечения безопасного и качественного оказания услуг по перевозке населения на маршрутах регулярных перевозок, обеспечения доступности услуг транспорта общего пользования для населения с оборудованием основного места прибытия, оправления транспортных средств, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, на территории ООО "Гренала";
4) организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
5) выполнить мероприятия по включению земельного участка, на котором расположен дом, принадлежащий Величко И.Ф, в границы поселения Боровихинского сельского совета Первомайского района Алтайского края, принять процессуальное решение по обращению.
Требования мотивированы тем, что Величко И.Ф. проживает на территории ООО " "... "" по адресу: "адрес", является собственником жилого помещения по указанному адресу. В период до сентября 2017 года жилое помещение отапливалось тепловой энергией, поставляемой МУМКП ЗАТО "Сибирский" в адрес ООО " "... "" посредством тепловой сети, принадлежащей на праве собственности последнему. Однако весной 2017 года Величко И.Ф. направлено уведомление о выводе тепловой сети из эксплуатации в связи с тем, что ООО " "... "" не является энергоснабжающей организацией и не вправе поставлять ресурс в дома, не вправе брать денежные средства за потребленный ресурс. Водоснабжение осуществляется со скважины ООО " "... "" по наружным сетям холодного водоснабжения, в связи с чем не исключено промерзание водопровода. Величко И.Ф. обратилась в администрацию Первомайского района по вопросу включения принадлежащего ей дома и земельного участка, на котором он расположен, в границы села Боровиха Первомайского района Алтайского края, однако какого-либо процессуального решения по данному вопросу администрацией Первомайского района не принято. Также указано, что Велично И.Ф. обращалась с требованиями, в том числе, об организации тепло-, водо-, газоснабжения индивидуальных жилых домов на территории ООО " "... "", об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги по направлению с трассы М-52 до ООО " "... "", создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. На указанное обращение дан ответ о выполнении перечисленных мероприятий, что не соответствует действительности.
Определением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 25 января 2018 года принят отказ Абрамова В.В. от иска, производство по административному делу в этой части прекращено.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, администрация Боровихинскиого сельсовета Первомайского района Алтайского края, ООО " "... "".
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 06 марта 2018 года административные исковые требования Величко И.Ф. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Величко И.Ф. просит отменить решение суда. В обоснование указано, что, несмотря на то, что жилое помещение, принадлежащее Величко И.Ф, расположено на межселенной территории, однако оно находится в 250 метрах от п. "... " Первомайского района, поэтому возможно возложить на администрацию района обязанность по организации тепло-, водоснабжения, применив аналогию закона. Дорогу по направлению с трассы М-52 до ООО " "... "" следует рассматривать как дорогу местного значения, поскольку она не включена в перечни автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения и не оформлена в частную собственность, в связи с чем администрация района несет ответственность за состояние данной дороги, независимо от включения ее в перечень автомобильных дорог местного значения. Обязанность по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на межселенной территории возложена на администрацию района, о чем указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2016 года N 13-П. Ссылки суда на отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о включении земельного участка в границы населенного пункта, безосновательна, поскольку администрация района владеет всеми сведениями о земельном участке, администрация разрабатывала и утверждала документы территориального планирования муниципального образования Боровихинский сельсовет, направляла запросы о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка. Администрацией района не представлено доказательств выполнения мероприятий, указанных в пункте 5 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", связанных с поступлением заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Волков А.А. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело по апелляционной жалобе рассмотрено в их отсутствие.
Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца Волкова А.А, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок по адресу: "адрес", на котором расположен принадлежащий административному истцу Величко И.Ф. на праве общей долевой собственности объект недвижимости, на основании договора *** от ДД.ММ.ГГ, дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ, передан комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района Алтайского края ООО " "... "" на условиях аренды сроком на сорок пять лет. На основании соглашения о присоединении к договору аренды присоединилась истец Величко И.Ф.
Согласно Положению о комитете по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района названный Комитет осуществляет управление в сфере земельно-имущественных отношений.
Исходя из заявленных административным истцом требований, указанный Комитет подлежал привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица, поскольку разрешением данного дела могут быть затронуты его права и обязанности.
Учитывая, что комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района Алтайского края к участию в деле привлечен не был, допущенное нарушение норм процессуального права является существенным в связи с чем в силу положений пункта 4 части 1 статьи 310, пункта 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение подлежит отмене, административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Поскольку суд апелляционной инстанции не вправе предрешить существо решения, которое должно быть принято районным судом, доводы апелляционной жалобы не подлежат оценке.
Вместе с тем судебная коллегия обращает внимание суда первой инстанции на необходимость проведения надлежащей подготовки к судебному разбирательству в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству суду следует правильно определить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из заявленных требований и возражений лиц, участвующих в деле. Рассмотреть вопрос о получении необходимых доказательств, предложить административному ответчику, обязанному по смыслу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывать необоснованность заявленных к нему требований, представить доказательства в подтверждение обстоятельств, на которые он ссылается в обоснование своих возражений. При этом учесть, что суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами местного самоуправления.
При определении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, исходя из заявленных требований, учесть, что в рассматриваемом случае значение имеет, в том числе местоположение спорного участка (в границах какого-либо муниципального образования, наделенного статусом сельского поселения, либо на межселенной территории муниципального образования Первомайский район Алтайского края).
Также учесть положения части 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которой вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 указанной статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 указанной статьи (в частности организация в границах поселения тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения (пункты 4, 7, 18), о чем заявлено в административном иске), на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Исходя из положений части 3 указанной статьи 14, законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных частью 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений.
В силу части 2 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Вопрос об осуществлении (неосуществлении) административным ответчиком названных полномочий, закрепленных законом, согласно предъявленным требованиям, является обстоятельством, имеющим значение, и подлежащим установлению.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание, что административным истцом наряду с иными, заявлены требования о признании незаконным бездействия администрации Первомайского района Алтайского края, выразившееся в неучастии муниципального района в дорожной деятельности по ремонту и эксплуатации автомобильной дороги по направлению с трассы М-52 (в настоящее время Р-256) до санатория ООО " "... "", которая, как полагает Величко И.Ф, является автомобильной дорогой местного значения; о возложении обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении указанной дороги, обеспечению безопасности дорожного движения на такой дороге путем осуществления полномочий по содержанию дороги и дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов; по проведению оценки технического состояния дороги; проведению мероприятий по текущему, капитальному ремонту и содержанию дороги в зимний и летний периоды в соответствии с установленными нормами и правилами, а не об обеспечении дорогой к жилому дому, как указал суд при рассмотрении дела.
При разрешении заявленных требований следует учесть, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу пункта 6 указанной статьи 3 дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.
Соответственно разрешение требований об осуществлении дорожной деятельности в отношении названной истцом автомобильной дороги зависит от того, является ли спорное сооружение автомобильной дорогой местного значения, в отношении которой данная деятельность должна осуществляться уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Первомайский район Алтайского края, либо нет.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить обстоятельства административного дела в соответствии с требованиями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дать оценку всем доводам лиц, участвующих в деле, и разрешить дело в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 06 марта 2018 года отменить, административное дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.