Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А,
судей Соболевой С.Л, Зацепина Е.М,
при секретаре Ждановой М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю на решение Петропавловского районного суда Алтайского края от 27 апреля 2018 года
по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю к Копылову С. Н. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу, соответствующей пени.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (далее - МИФНС России N 1 по Алтайскому краю, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Копылова С.Н. недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 10510 руб. 00 коп, пени в размере 230 руб. 99 коп.; недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 2649 руб. 00 коп, пени в размере 58 руб. 22 коп.; недоимки по земельному налогу за 2015 год в размере 630 руб. 00 коп, пени в размере 13 руб. 85 коп, всего 14092 руб.06 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что Копылов С.Н. является плательщиком названных налогов. По данным ГИБДД УВД г.Бийска административному ответчику в 2015 году принадлежали следующие транспортные средства: "... ", автомобиль легковой седан, 75 л.с.; "... ", автомобиль грузовой, 96 л.с.; "... ", автомобиль грузовой, 120 л.с.; "... ", автомобиль легковой, 128 л.с. Размер транспортного налога за 2015 год за вышеназванные транспортные средства составил 10 510 руб. 00 коп. Поскольку Копыловым С.Н. своевременно налог не уплачен, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом начислены пени по состоянию на ДД.ММ.ГГ в размере 230 руб. 99 коп. Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю Копылову С.Н. в 2015 году принадлежал объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый ***. Недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2015 год составила 2 649 руб. 00 коп. Пеня в связи с неуплатой данного налога по состоянию на ДД.ММ.ГГ составила 58 руб. 22 коп. По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю административный ответчик в 2015 году обладал земельным участком, расположенным по адресу: "адрес", кадастровый ***. Недоимка по земельному налогу за 2015 год составила 630 руб. 00 коп. В связи с неуплатой земельного налога ответчику начислены пени по состоянию на ДД.ММ.ГГ в размере 13 руб. 85 коп. В установленный законом срок налогоплательщику направлены налоговое уведомление о необходимости оплатить налоги, требование об уплате налогов и пени, однако добровольно указанная сумма уплачена не была. ДД.ММ.ГГ мировым судьей судебного участка Петропавловского района Алтайского края вынесено определение об отмене судебного приказа, в связи с чем налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением.
Решением Петропавловского районного суда Алтайского края от 27 апреля 2018 года требования налогового органа удовлетворены в части, с Копылова С.Н. в пользу МИФНС России N1 по Алтайскому краю взысканы недоимка по транспортному налогу за 2015 год в сумме 8 110 руб. 00 коп, пени в размере 178 руб. 24 коп.; недоимка по налогу на имущество за 2015 год в сумме 2 649 руб. 00 коп, пени в размере 58 руб. 22 коп.; недоимка по земельному налогу за 2015 год в сумме 630 руб. 00 коп, пени в размере 13 руб. 85 коп, всего взыскано 11 639 руб. 31 коп. В удовлетворении остальной части административных исковых требованиях отказано. С Копылова С.Н. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 465 руб. 57 коп.
В апелляционной жалобе МИФНС России N1 по Алтайскому краю просит отменить решение суда в части отказа во взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 2400 руб. 00 коп. и соответствующей пени в размере 52 руб. 75 коп, всего 2452 руб. 75 коп, и вынести новый судебный акт, ссылаясь на то, что сведения о транспортных средствах, зарегистрированных за административным ответчиком, предоставлены в налоговый орган ГИБДД УВД по Алтайскому краю, основанием для прекращения исчисления суммы налога за транспортное средство является снятие его с учета регистрирующего органа. Согласно ответу ГИБДД УВД по Алтайскому краю на запрос суда, ДД.ММ.ГГ произведена регистрация транспортного средства "... " на Копылова С.Н, которое до настоящего времени не снято с учета. Следовательно, подлежит начислению и оплате транспортный налог в размере 2400 руб. 00 коп, а также пеня в размере 52 руб. 75 коп.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель административного истца МИФНС России N 1 по Алтайскому краю Макрушина Т.В. Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая налоговый спор, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение наличие у Копылова С.Н. задолженности за 2015 год по транспортному налогу в размере 8 110 руб. 00 коп, соответствующей пени - 178 руб. 24 коп, по налогу на имущество физических лиц в размере 2 649 руб. 00 коп, соответствующей пени - 58 руб. 22 коп, по земельному налогу в размере 630 руб. 00 коп, пени - 13 руб. 85 коп, порядок и сроки взыскания которых соблюдены, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении заявленных административных истцом требований в части.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда является обоснованным и соответствует обстоятельствам административного дела.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации).
Транспортный налог устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации).
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
В силу ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из п. 1 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу пунктов 1, 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, установлен и введен в действие Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края".
Статьей 1 данного Закона для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. включительно установлена налоговая ставка 10 руб. 00 коп, свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно установлена налоговая ставка 20 руб. 00 коп.; для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. включительно установлена налоговая ставка 25 руб. 00 коп, свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно установлена налоговая ставка 40 руб. 00 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признаётся установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно ответу начальника ОГИБДД МО МВД России "Петропавловский" от ДД.ММ.ГГ *** у Копылова С.Н. за период с ДД.ММ.ГГ и по настоящее время в собственности имеются следующие транспортные средства: "... ", гос.номер ***, "... ", гос.номер ***, "... ", гос.номер ***. Ответ от ДД.ММ.ГГ о наличии у Копылова С.Н. за период с ДД.ММ.ГГ по настоящее время четырех транспортных средств направлен ошибочно.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о принадлежности административному ответчику в 2015 году трех транспортных средств.
С учетом налоговых ставок и мощности двигателей автомобилей транспортный налог за 2015 год на автомобиль "... " составил 750 руб. 00 коп, "... " - 4800 руб. 00 коп, "... " - 2560 руб. 00 коп.
Начисление налоговым органом Копылову С.Н. транспортного налога за 2015 год на автомобиль "... " в размере 2 400 руб. 00 коп. является незаконным, ввиду того, что указанное транспортное средство в отчетном периоде ответчику не принадлежало, в связи с чем, заявленная ко взысканию сумма в размере 2 400 руб. 00 коп, а также исчисленные за неуплату данной суммы налога пени в размере 52 руб. 75 коп. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, общая сумма транспортного налога за 2015 год, подлежащая к уплате, составила 8 110 руб. 00 коп, размер соответствующей пени - 178 руб. 24 коп.
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (ст. 404 Налогового кодекса Российской Федерации).
Порядок и сроки уплаты налога урегулированы ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В 2015 году Копылову С.Н. принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: "адрес".
В соответствии с ответом Сибирского филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от ДД.ММ.ГГ инвентаризационная стоимость данного объекта недвижимости, ранее переданная в налоговые органы по состоянию на ДД.ММ.ГГ, составляет "... ".
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2014 года N 685 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год" коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, установлен на 2015 год в размере 1,147.
Таким образом, налоговая база по указанному объекту недвижимости за 2015 год составила "... ". ( "... " х 1, 147).
В налоговом периоде 2015 года на территории Петропавловского района Алтайского края действовало решение Петропавловского сельского собрания депутатов Петропавловского района Алтайского края от 30 октября 2014 года N 31 "О ставках налога на имущество физических лиц на территории Петропавловского сельсовета Петропавловского района Алтайского края", согласно которому на территории Петропавловского сельсовета Петропавловского района Алтайского края установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, в частности свыше 500 тыс. руб. установлена ставка - 0,4 %.
С учетом налоговой базы и ставки налог на имущество физического лица за 2015 год составил 2 649 руб. 00 коп.
Пеня в связи с неуплатой данного налога по состоянию на 05 февраля 2017 года верно определена в размере 58 руб. 22 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
В 2015 году административному ответчику принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый ***.
Согласно ответу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость данного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "... ".
Решением Петропавловского сельского собрания депутатов Петропавловского района Алтайского края от 30 октября 2014 года N 30 "О введении земельного налога на территории Петропавловского сельсовета Петропавловского района Алтайского края" в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, установлена налоговая ставка 0,3 процента.
С учетом налоговой базы и ставки земельный налог за 2015 год составил 630 руб. 00 коп.
Пеня в связи с неуплатой данного налога по состоянию на ДД.ММ.ГГ верно определена в размере 13 руб. 85 коп.
Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда об обоснованности представленных административным истцом расчетов задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и соответствующей пени, поскольку они являются математически верными и соответствуют требованиям законодательства.
При проверке обоснованности требований, а также расчетов налогового органа в части взыскания с Копылова С.Н. транспортного налога за 2015 год и соответствующей пени суд первой инстанции пришел к верному выводу о неправомерности начисления административным истцом недоимки по транспортному налогу в размере 10510 руб. 00 коп, а также пени в размере 230 руб. 99 коп, поскольку грузовой автомобиль "... ", гос.номер ***, 96 л.с, в 2015 году Копылову С.Н. не принадлежал. В связи с этим судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о том, что с административного ответчика следует взыскать транспортный налог в размере 8 110 руб. 00 коп, соответствующую пеню в размере 178 руб. 24 коп.
Указание в апелляционной жалобе на необоснованность удовлетворения административных исковых требований в части, судебной коллегией не принимается, поскольку факт нахождения в собственности Копылова С.Н. транспортного средства "... " материалами дела не подтверждается.
Налоговое уведомление *** от ДД.ММ.ГГ об уплате не позднее ДД.ММ.ГГ транспортного налога в размере 10 510 руб. 00 коп, налога на имущество физических лиц в размере 2 649 руб. 00 коп, земельного налога в размере 630 руб. 00 коп, было направлено Копылову С.Н. ДД.ММ.ГГ по адресу: "адрес", что подтверждается списком заказных писем ***.
В силу ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Исходя из п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В связи с неуплатой в установленный законом срок налогов в адрес Копылова С.Н. ДД.ММ.ГГ направлено требование *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ об уплате указанных налогов, а также пеней, исчисленных по транспортному налогу в размере 231 руб. 22 коп, налогу на имущество физических лиц - 58 руб. 28 коп, земельному налогу - 13 руб. 86 коп, в срок до ДД.ММ.ГГ.
Указанным почтовым отправлениям присвоены почтовые идентификаторы, на реестрах проставлены штампы почтового отделения о принятии корреспонденции к отправке.
В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
ДД.ММ.ГГ налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. ДД.ММ.ГГ мировым судьей судебного участка "адрес" Алтайского края выдан судебный приказ о взыскании с Копылова С.Н. недоимки по налогам. Определением этого же мирового судьи от ДД.ММ.ГГ указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими от ответчика возражениями.
Административный иск о взыскании задолженности по налогам, пени подан налоговым органом в районный суд ДД.ММ.ГГ.
Следовательно, административным истцом соблюден установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, в том числе в части направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налогов, а также сроки для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа и с административным исковым заявлением о взыскании недоимки.
Учитывая, что районным судом с Копылова С.Н. взыскана задолженность в сумме 11 639 руб. 31 коп, судебная коллегия соглашается с выводом суда о взыскании с административного ответчика государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 465 руб. 57 коп.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловского районного суда Алтайского края от 27 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.