Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Н.В,
при секретаре Пьянковой Н.А,
с участием прокурора "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску "данные изъяты" об оспаривании в части приложений *** и *** к Правилам землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***),
УСТАНОВИЛ:
решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утвержден Генеральный план городского округа - "адрес" Алтайского края (далее по тексту также - Генеральный план).
В настоящее время Генеральный план действует в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
Согласно Генеральному плану земельный участок по "адрес" находится в функциональной зоне защитного озеленения, а также в санитарно-защитной зоне.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края (далее по тексту также - Правила землепользования и застройки).
В настоящее время Правила землепользования и застройки действуют с учетом внесения изменений решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***.
Приложением *** к Правилам землепользования и застройки является Карта градостроительного зонирования, Приложением *** является Карта зон с особыми условиями использования территории, из которых следует, что с момента принятия Правил землепользования и застройки и до настоящего времени земельный участок по "адрес" находится в территориальной зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС), в санитарно-защитной зоне и в зоне отступа от бровки неустойчивого склона.
"данные изъяты" обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приложений *** и *** к Правилам землепользования и застройки в части отнесения фактически занимаемого им земельного участка по "адрес" к территориальной зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС), санитарно-защитной зоне и к зоне отступа от бровки неустойчивого склона.
Требования мотивированы тем, что "данные изъяты" является владельцем непланового строения, возведенного в ДД.ММ.ГГ. Для оформления прав на него административный истец обратился в соответствующий комитет, однако в предоставлении земельного участка было отказано по причине нахождения участка в названных выше оспариваемых территориальной зоне и зонах с особыми условиями использования территории. Вместе с тем, санитарно-защитная зона установлена без соблюдения действующего законодательства, ее проектирование не производилось, тогда как это предусмотрено СанПиН ***, утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***. Законодательство не относит к зонам с особыми условиями использования такую зону как зона отступа от бровки неустойчивого склона. Более того, инженерные изыскания при ее установлении не проводились. Территориальная зона ДС установлена в ДД.ММ.ГГ без учета сложившегося землепользования.
В судебное заседание не явились административный истец "данные изъяты" представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы, заинтересованного лица комитета по финансам, налоговой и кредитной политике "адрес", будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения, об отложении заседания не ходатайствуют, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определилвозможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В письменных возражениях Барнаульская городская Дума просит отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая, что нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом с соблюдением установленной для этого процедуры в надлежащей форме, опубликован и зарегистрирован, не противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу (л.л. 52-54). Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике "адрес" также в письменном отзыве указывает на неправомерность заявленных требований (л.д. 241).
Выслушав представителя "данные изъяты" настаивавшую на удовлетворении заявленных требований, заключение прокурора "данные изъяты" о наличии оснований для признания недействующей оспариваемой части Правил землепользования и застройки, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правила землепользования и застройки приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 8 части 2 статьи 42 Устава городского округа - "адрес" Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
Нарушений порядка принятия нормативного правового акта, внесения изменений и дополнений, опубликования и регистрации, введения в действие не допущено, что подтверждается вступившим в законную силу решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному иску "данные изъяты" действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних "данные изъяты" об оспаривании в части Правил землепользования и застройки (л.д. 33-37).
Судом установлено, что "данные изъяты" является пользователем домовладения, расположенного по "адрес", зарегистрирован в нем по месту жительства (л.д. 212-216).
Жилой дом возведен в ДД.ММ.ГГ и признан пригодным для проживания "данные изъяты" (техническое заключение на л.д. 17-20). В органах технической инвентаризации жилой дом и земельный участок на учете не состоят. Дом является самовольной постройкой, что отражено в техническом паспорте, подготовленном Барнаульским отделением "данные изъяты" (л.д. 14-16).
Согласно разработанной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, домовладение расположено в кадастровом квартале ***, занимает участок площадью "данные изъяты". (л.д. 22).
В утверждении данной схемы и в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности отказано, о чем административному истцу направлено письмо от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 13). Причиной отказа явилось нахождение земельного участка в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района, в котором запрещено нахождение жилых домов в силу пункта 5 статьи 90 Правил землепользования и застройки, пунктов 5.1-5.4 СанПиН *** пункта 8.2 СП *** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", в зоне отступа от бровки неустойчивого склона, где также запрещено размещение зданий, сооружений и коммуникаций согласно пункту 11 статьи 90 Правил землепользования и застройки, в территориальной зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС), градостроительным регламентом которой не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов (л.д. 13).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В связи с этим "данные изъяты". на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным истцом по требованиям об оспаривании приложений *** и *** к Правилам землепользования и застройки в части отнесения фактически занимаемого и используемого им земельного участка к определенной территориальной зоне и к зонам с особыми использования территории.
Относительно правомерности отнесения земельного участка к территориальной зоне ДС приложением *** к Правилам землепользования и застройки судом установлено следующее.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных 4 регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Исходя из части 3 статьи 9, части 1 статьи 18, частей 9 и 10 статьи 31, части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Таким образом, генеральный план является первичным по отношению к правилам землепользования и застройки. Территориальные зоны, установленные правилами землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков без изменения функциональных зон согласно генеральному плану.
Согласно Генеральному плану фактически используемый "данные изъяты" земельный участок расположен в функциональной зоне защитного озеленения.
Из пояснительной записки к Генеральному плану следует, что зона защитного озеленения призвана уменьшить вредное воздействие предприятий, производственных зон, зеленые массивы такого рода должны создавать санитарно-защитные разрывы между промышленными предприятиями и застроенными территориями, защищать жилые районы от сильных ветров, песчаных и снежных заносов и т.п.
При этом согласно Генеральному плану отдельными функциональными зонами являются земли сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодия, фруктовые сады, коллективные садоводства, личные подсобные хозяйства.
При таких обстоятельствах суд полагает, что имеются противоречия между Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки, поскольку установленная приложением *** к Правилам территориальная зона садоводческих, огороднических и дачных хозяйств с очевидностью не соответствует предусмотренной Генеральным планом функциональной зоне защитного озеленения.
На основании изложенного административные исковые требования о признании нормативного правового акта не действующим в части установления территориальной зоны ДС в границах участка по "адрес", подлежат удовлетворению.
При этом доводы административного истца о том, что при принятии Правил землепользования и застройки не было учтено фактическое занятие им земельного участка с возведением на нем самовольной постройки, несостоятельны, так как земельный участок не сформирован, его границы не установлены, участок не поставлен на кадастровый учет, а статья 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предписывает при установлении правилами землепользования и застройки территориальных зон учитывать не только фактически существующее землепользование, но и иные перечисленные в указанной статье факторы, в том числе положения генерального плана, который является документом территориального планирования и может не совпадать с фактическим землепользованием, устанавливая план развития территории. Более того, возведение строения, обладающего признаками самовольной постройки на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке и не поставленном на кадастровый учет, не может свидетельствовать о сложившемся землепользовании.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта в части отнесения названного участка к санитарно-защитной зоне положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Зоны с особыми условиями использования территории подлежат отражению в Генеральном плане согласно частям 3-4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
При этом к полномочиям органов местного самоуправления установление санитарно-защитных зон действующим законодательством не отнесено.
В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (часть 3 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
На основании части 3 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об охране атмосферного воздуха" в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в части 1 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации земель.
Согласно пунктам 1.4 и 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - СанПиН ***), санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.). Если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II, классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (пункты 4.2 - 4.4).
Наличие проекта обоснования санитарно-защитных зон является необходимым условием для установления размера такой зоны (пункт 4.1)
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны (пункты 5.1 и 5.6 СанПиН ***).
В части 3 статьи 87 пункте 5.1 части 5 статьи 90 Правил землепользования и застройки предусмотрены аналогичные ограничения о недопустимости размещения жилой застройки в санитарно - защитных зонах.
Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами предусмотрен определенный порядок установления санитарно-защитных зон, предусматривающий разработку проекта санитарно-защитной зоны, а также выдачу санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии нормативов и проектов санитарным правилам и принятие решение об установлении санитарно - защитной зоны. Установленные ограничения землепользования в санитарно - защитных зонах могу применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия санитарно-защитной зоны и включении в ее размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения.
Согласно представленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю сведениям по вопросу установления санитарно-защитной зоны в районе земельного участка по "адрес", жилой дом не находится в санитарно-защитной зоне каких-либо предприятий (л.д. 108).
Учитывая бремя доказывания, административный ответчик доказательств того, что названный земельный участок находится в санитарно-защитной зоне какого-либо конкретного предприятия, которому в установленном законом порядке выдавалось заключение об установлении санитарно-защитных зоны для производственных и коммунально-складских объектов, не представил.
Тот факт, что в сводной пояснительной записке к Генеральному плану городского округа приведен список санитарно-защитных зон промышленных и коммунально-складских предприятий, не свидетельствует о законности их установления в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки, поскольку действующими нормативно-правовыми актами определен порядок установления санитарно-защитных зон, из которого следует, что ни генеральным планом, ни правилами землепользования и застройки они устанавливаться не могут. По тем же основаниям (несоблюдение установленного порядка установления санитарно-защитных зон) подлежат отклонению доводы представителя административного ответчика о том, что санитарно-защитная зона установлена Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки нормативно по отношению ко всем предприятиям, расположенным в "адрес".
Таким образом, заявленные "данные изъяты" в этой части требования подлежат удовлетворению.
Относительно включения земельного участка "данные изъяты" в зону отступа от бровки неустойчивого склона судом также установлено наличие оснований для удовлетворения требований.
В Генеральном плане города зоны с указанным наименованием отсутствуют, к оползневым участкам участок по "адрес" не отнесен согласно представленным фрагментам карт.
Границы зоны с особыми условиями, опасной в связи с геологическими процессами, отображались на Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес" Алтайского края, являющейся Приложением *** к Правилам землепользования и застройки, по-разному.
Приложением *** в первоначальной редакции Правил, утвержденных решением от ДД.ММ.ГГ ***, были закреплены границы зоны возможных оползневых процессов, зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона не предусматривалась Правилами, а статья 55 Правил землепользования и застройки в перечне зон с особыми условиями использования содержала указание только на зоны санитарной охраны I и III поясов источника питьевого водоснабжения, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, санитарно - защитные зоны.
Приложение *** в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (вступившего в силу ДД.ММ.ГГ) не содержало сведений о границах зоны, опасной в оползневом отношении, независимо от наименования.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** в Правила землепользования и застройки внесены изменения, в соответствии с которыми в статьях 52,55 Правил землепользования в перечне зон с особыми условиями использования, границы которых отображаются на Карте зон с особыми условиями использования, предусмотрена оползневая зона, границы которой согласно Таблице 2 определяются в соответствии с Генеральным планом городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, решением Барнаульского городского Совета Народных депутатов от ДД.ММ.ГГ ***.
При этом в Приложении *** были отображены границы зоны с наименованием "зона возможных оползневых процессов".
Впоследствии решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** Приложение *** "Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес" Алтайского края" изложено в новой редакции, согласно которой на Карте отображены границы оползневых участков и зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона. В статьи 52, 55 Правил в части наименования зоны с особыми условиями использования и акта, которым определены границы зоны, изменения решением от ДД.ММ.ГГ *** не вносились.
На дату рассмотрения настоящего дела статьи 52, 55 Правил землепользования и застройки в части наименования зоны (оползневая зона) и Приложение *** "Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес" Алтайского края" в части границ оползневых участков и границы зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона действуют в тех же редакциях. Регламент (ограничения землепользования и осуществления градостроительной деятельности) установлены в статье 90 Правил землепользования и застройки только применительно к зоне возможного проявления оползней.
В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (статья 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1.2 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства строительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее по тексту - Правила), в населенных пунктах, территории которых подвержены воздействию опасных геологических процессов, должны быть определены, нанесены на генеральный план и утверждены администрацией границы полосы отводы инженерной защиты и зоны, подверженные опасным геологическим процессам. Границы опасной зоны, по заданию органов администрации населенных пунктов, определяют институты, проектирующие инженерную защиту, тресты инженерных изысканий в строительстве.
Опасная зона - часть территории, на которой действуют или могут действовать геологические процессы и гидрометеорологические явления, которые оказывают отрицательное воздействие на территории, народнохозяйственные объекты и жизнедеятельность людей. В границах опасной зоны устанавливается особый режим строительства и эксплуатации зданий, сооружений и городских земель с целью профилактики и предотвращения активизации природных процессов от техногенного воздействия (пункт 1.4 Правил).
Зона, опасная в оползневом отношении, должна включать оползневые, потенциально оползневые и обвалоопасные склоны с оползневыми и прибрежными террасами, прибровочную часть плато, способную участвовать в оползневом процессе или на него влияющую (пункт 9.3 Правил).
На дату внесения в 2014 году изменений в Правила землепользования и застройки, в результате которых на Карте зон с особыми условиями отображена зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона, введен и действует в настоящее время свод правил *** "Инженерная защита территорий, здания и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНИП ***", положения которых распространяются на сооружения и мероприятия инженерной защиты территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов, в том числе оползней, обвалов.
К оползнеопасным и обвалоопасным относятся территории, на которых возможно возникновение или активизация оползневых смещений и обвалов в течение периода строительства, эксплуатации и ликвидации объекта. В пределах оползнеопасных территорий отдельно выделяют оползневые зоны, где имеются или ранее возникали активные оползни. Граница оползнеопасных территорий устанавливаются по данным комплексных инженерных изысканий с использованием расчетов устойчивости склонов и материалов сравнительного инженерно - геологического анализа применительно к особенностям рельефа, геологического строения, гидрогеологических и сейсмических условий, характера растительного покрова и климата (пункты 5.1.1, 5.1.2 СП).
Аналогичные положения содержались в пунктах 5.1, 5.2 СНиП *** "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения", утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГ ***, действовавших на дату принятия Генерального плана городского округа - "адрес".
Таким образом, в качестве зоны с особыми условиями использования законодательство Российской Федерации предусматривает оползнеопасные (оползневые) зоны.
Выделение отдельных территорий в качестве зон с особыми условиями использования территорий связано со спецификой самой территории, необходимостью учета данной специфики при осуществлении землепользования и градостроительной деятельности, в связи с чем данной территории и придается соответствующий статус и устанавливаются определенные требования при осуществлении градостроительной деятельности.
Каких-либо доказательств того, что зона отступа от бровки неустойчивого склона установлена на основании геологических изысканий или подобных исследований, административным ответчиком не представлено.
Статьей 90 Правил землепользования и застройки, пунктом 14.6 СП *** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" предусмотрены ограничения градостроительной деятельности в зонах возможного проявления оползней. Ограничения применительно к зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона не установлены в нормативных правовых актах Российской Федерации и в Правилах землепользования и застройки, что создает неопределенность в использовании земельного участка в данной зоне, поэтому соответствующие требования "данные изъяты" подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта было отказано административному истцу в реализации его прав, суд признает нормативный правовой акт не действующими в части со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит публикации в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте "адрес" в сети Интернет (http://barnaul.org), где были размещены оспариваемые Генеральный план и Правила землепользования и застройки.
При обращении в суд "данные изъяты" была уплачена государственная пошлина в сумме "данные изъяты". (л.д.5), данные расходы подлежат возмещению Барнаульской городской Думой в силу части 1 статьи 103, части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Поскольку Барнаульская городская Дума не является юридическим лицом и не имеет собственного счета, расходы взыскиваются за счет местной казны на основании статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Приложения *** и *** к Правилам землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***), в части отнесения фактически занимаемого "данные изъяты" земельного участка площадью "данные изъяты", расположенного в кадастровом квартале *** по адресу: "адрес" к территориальной зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС), санитарно-защитной зоне, зоне отступа от бровки неустойчивого склона.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте "адрес" в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Барнаульской городской Думы за счет казны городского округа - "адрес" Алтайского края в пользу "данные изъяты" "данные изъяты" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Новикова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.
Судья
Дело ***а-493/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
/Резолютивная часть/
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Н.В,
при секретаре Пьянковой Н.А,
с участием прокурора "данные изъяты",
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску "данные изъяты" об оспаривании в части приложений *** и *** к Правилам землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***),
руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Приложения *** и *** к Правилам землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***), в части отнесения фактически занимаемого "данные изъяты" земельного участка площадью "данные изъяты" расположенного в кадастровом квартале *** по адресу: "адрес" к территориальной зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС), санитарно-защитной зоне, зоне отступа от бровки неустойчивого склона.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте "адрес" в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Барнаульской городской Думы за счет казны городского округа - "адрес" Алтайского края в пользу "данные изъяты" "данные изъяты" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Новикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.