Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.В,
при секретаре Сигаревой Е.Е,
с участием прокурора Текутьевой Я.В,
с участием представителя административного истца "данные изъяты" представителя административного ответчика "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края",
установил:
Административные истцы "данные изъяты" обратились в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Барнаульской городской Думе о признании не действующими Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края в части установления на карте градостроительного зонирования городского округа "адрес" Алтайского края (Приложение ***) отображенной зоны с особыми условиями использования территорий - санитарно-защитной зоны скотомогильника, охватывающий земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер ***.
В обоснование административных исковых требований "данные изъяты" ссылаются на то, что являются собственниками указанного земельного участка. Ранее земли "данные изъяты" являлись землями сельскохозяйственного назначения, впоследствии были переданы гражданам в целях строительства индивидуального жилья. На территории поселка в настоящее время земельные участки размежеваны и проданы людям, на них возведены дома с объектами социальной и инженерной структуры, в поселок проведено электричество, газ, функционирует водонапорная башня. Истцам стало известно, что жильцам данного поселка с ДД.ММ.ГГ стали отказывать в выдаче разрешения на строительство жилых домов в микрорайоне в виду нанесения санитарно-защитной зоны из-за нахождения скотомогильника. Данная зона установлена Правилами землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края (далее Правила землепользования и застройки) в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***. Вместе с тем, согласно Федеральным законам "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране атмосферного воздуха", СанПиН *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" санитарно-защитная зона считается установленной при наличии постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации либо решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации и или его заместителя. Так как Правилами землепользования и застройки санитарно-защитные зоны устанавливаться не могут, Барнаульская городская Дума превысила свою полномочия, установив ее. Наличие данной санитарно-защитной зоны нарушает права административных истцов, так как лишает их пользоваться принадлежащей им землей, возводить жилой дом.
В судебное заседание административные истцы "данные изъяты" не явились, извещены надлежаще.
Представитель административного истца "данные изъяты" административные исковые требования поддержала. Пояснила, что у жильцов "данные изъяты" имеются сомнения в существовании скотомогильника на территории поселка, так как о фактах захоронения животных им не известно.
Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы "данные изъяты" в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по изложенным в письменном отзыве доводам (л.д.148-155 т.1). Пояснила, что Правила землепользования и застройки приняты в пределах компетенции Барнаульской городской Думы. Оспариваемая санитарная зона скотомогильника определена нормативно в соответствии с п.5.4 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации ДД.ММ.ГГ ***, п. ДД.ММ.ГГ СанПиН *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***. Пункт 5.1 последних запрещает жилую застройку в санитарно-защитных зонах.
Представители заинтересованных лиц Администрации "адрес", Комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес" в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. Ранее от Администрации "адрес" поступил письменный отзыв на административное исковое заявление с просьбой об отказе в удовлетворении исковых требований, согласно которым санитарно-защитная зона введена решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, принятым уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу (л.д.1-4 т.2).
Руководствуясь требованиями ст.150, ч.5 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, приложениями к которым является Карта градостроительного зонирования территории (Приложение ***), Карта зон с особыми условиями использования территории (Приложение ***).
В настоящее время Правила землепользования и застройки действуют с учетом внесения изменений решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***.
Правила землепользования и застройки приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.9 ч.2 ст.42 Устава городского округа - "адрес" Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
Нарушений порядка принятия решения от ДД.ММ.ГГ *** (которым введена санитарно-защитная зона скотомогильника в "адрес") не установлено. Требования Устава муниципального образования - "адрес" Алтайского края, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решения были соблюдены. Опубликованный проект решения о внесении изменений содержал новую редакцию Приложения 2 к Правилам, в которой предусматривалась оспариваемая санитарно-защитная зона. Решение о внесении изменений принято по результатам публичных слушаний, официально опубликовано (обнародовано) в установленном порядке и внесено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края (л.д.156-186 т.1).
Соблюдение порядка принятия Правил землепользования и застройки "адрес" в первоначальной редакции и решений о внесении изменений подтверждаются также решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, по административному делу ***; вступившими в законную силу решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу ***, а также решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ и определением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ по административному делу *** (л.д.6-34 т.2).
При рассмотрении дела судом также установлено, что "данные изъяты". на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ являются собственниками (общая совместная собственность) земельного участка, расположенного по адресу: "адрес". Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. Данный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ, ему присвоен кадастровый номер *** (л.д.17-23 т.1).
Согласно Карте градостроительного зонирования (Приложение ***) Правил землепользования и застройки принадлежащий на праве собственности "данные изъяты" земельный участок по "адрес", с кадастровым номером *** расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4). Функциональная зона данной территории в Генеральном плане городского округа - "адрес", утвержденном решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, не определена (л.д.204 т.1).
Согласно Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес" Алтайского края (Приложение *** в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** указанный выше земельный участок находится в санитарно-защитной зоне скотомогильника (л.д.206 т.1).
В Генеральном плане соответствующая территория с особыми условиями не отображена.
Согласно п.2 ч.2 ст.40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены в связи с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Поскольку нахождение земельного участка согласно Правилам землепользования и застройки в санитарно-защитной зоне может явиться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство собственнику земельного участка, то есть ограничением прав собственника, "данные изъяты" на основании ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются надлежащими административными истцами по требованиям об оспаривании нормативного правового акта в части отнесения земельного участка к зонам с особыми условиями использования территории.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (п.4 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (п.7 ч.8 ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (п.п.4,5 ч.7 ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (ч.5 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Законодательство о градостроительной деятельности корреспондирует и действующему законодательству в сфере санитарного благополучия населения.
Статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, в пункте 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее - Санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.
В сфере градостроительства применяется, в том числе постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, которым введены в действие СанПиН *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее также - СанПиН).
Разделом 7 СанПиН скотомогильники отнесены к I классу санитарной классификации объектов и сооружений и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны "данные изъяты". (п. ДД.ММ.ГГ). Такой же размер санитарно-защитной зоны указан в пункте 5.4 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации ДД.ММ.ГГ ***.
Между тем, указанный в приведенных нормах размер санитарно-защитной зоны скотомогильника (биотермической ямы) носит ориентировочный характер. При этом, устанавливая в пункте 5.4 размер такой зоны, Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов не предусматривают порядок установления санитарно-защитных зон.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1-3.10 СанПиН). Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2 СанПиН).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, на территории "адрес" в ДД.ММ.ГГ организован скотомогильник "данные изъяты" первое захоронение в котором осуществлено в ДД.ММ.ГГ. В отношении скотомогильника оформлена ветеринарно - санитарная карточка, согласно которой по результатам обследований сооружения скотомогильник находился в ненадлежащем состоянии, а с ДД.ММ.ГГ не используется (засыпан землей) (л.д.111-116 т.1).
В то же время, как установлено судом и не оспаривается стороной административного ответчика, постановление об утверждении санитарно-защитной зоны скотомогильника Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось. Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров либо иные документы, касающиеся расчета размера санитарно-защитной зоны скотомогильника, в материалы дела не представлен.
Действующее законодательство не относит к полномочиям органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта федерации вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон.
Таким образом, отображение в Правилах землепользования и застройки санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица Управления ветеринарии Алтайского края о том, что СанПиН *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" не применяется к объектам, введенным в действие до издания этих санитарных правил, основан на ошибочном толковании закона. В силу пунктов 1.2, 1.5 СанПиН требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В материалах дела отсутствуют достоверные доказательства того, что на дату введения в действие указанных СанПиН ( ДД.ММ.ГГ) скотомогильник являлся недействующим, более того, из представленных Управлением ветеринарии Алтайского края документов следует использование скотомогильника по своему назначению до "адрес".
Кроме того, ранее действовавшие санитарные правила предусматривали обязательность подтверждения расчетами достаточности ширины санитарно-защитной зоны (п.3.10 СанПиН *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", п.2.15 СанПиН *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", п.2.16 СанПиН *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в первоначальной редакции), а также допускали изменение санитарно-защитной зоны в сторону уменьшения или увеличения для предприятий 1 класса опасности, к которым согласно классификации относились скотомогильники с захоронением в ямах, по решению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Исходя из бремени доказывания по рассматриваемой категории дел, судом административному ответчику было предложено представить доказательства расчета размера санитарно-защитной зоны, однако таковые не представлены, а согласно пояснениям представителя административного ответчика размер санитарно-защитной зоны определен исходя из нормативно установленного в санитарных правилах размера санитарно-защитной зоны.
Таким образом, Барнаульская городская Дума вышла за пределы своей компетенции, самостоятельно установив в Правилах землепользования и застройки на карте градостроительного зонирования городского округа (приложение ***), санитарно-защитную зону, охватывающую принадлежащий административному истцу земельный участок.
Также суд отмечает, что на дату рассмотрения настоящего дела вступили в силу Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, согласно п.1 которых санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.
Согласно п.п.3,14 Правил решение об установлении, изменении или о прекращении санитарно-защитной зоны в отношении объектов 1 и 2 класса опасности принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании заявления, к которому (в случае установления или изменения санитарно-защитной зоны) прилагается проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами определен порядок установления санитарно-защитных зон, предусматривающий разработку проекта санитарно-защитной зоны, а также выдачу санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии нормативов и проектов санитарным правилам и принятие решение об установлении санитарно-защитной зоны. При несоблюдении данного порядка отображение в документах градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны объекта противоречит действующему законодательству. Отображение в градостроительных документах нормативной санитарно-защитной зоны скотомогильников (в том числе не эксплуатируемых по назначению) не предусмотрено.
Как следует из ответа Управление я Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ сведениями о скотомогильнике, оборудованном "данные изъяты" в ДД.ММ.ГГ, в том числе о фактах захоронения животных, местонахождении (адресе) скотомогильника, мерах, принятых в связи с его ликвидацией, а также установлении в связи с его наличием санитарно-защитной зоны и ее размерах Управление не располагает, санитарно-эпидемиологическое заключение на санитарно-защитную зону указанного скотомогильника не выдавалось.
На основании изложенного административные исковые требования о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края в части установления на Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес" (Приложение ***) санитарно-защитной зоны скотомогильника в границах земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес", подлежат удовлетворению.
Сообщение о принятом решении подлежит публикации в соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить.
Признать Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части установления на Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес" (Приложение 2) санитарно-защитной зоны скотомогильника в границах земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: "адрес", недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте "адрес" в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Ю.В.Гончарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
резолютивная часть
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.В,
при секретаре Сигаревой Е.Е,
с участием прокурора Текутьевой Я.В,
с участием представителя административного истца "данные изъяты" представителя административного ответчика "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края",
руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить.
Признать Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части установления на Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес" (Приложение 2) санитарно-защитной зоны скотомогильника в границах земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: "адрес", недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте "адрес" в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Ю.В.Гончарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.