Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Знаменщикова Р.В,
при секретаре Сунцовой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
"данные изъяты" обратилось в суд с административным иском к Правительству Алтайского края и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков: расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты" расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", в размере равной их рыночной стоимости.
Исковые требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу на праве аренды земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость и это подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права арендатора, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащих уплате арендных платежей. Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, "данные изъяты" просило установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости.
Определением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ в качестве административного соответчика привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Представитель административного истца "данные изъяты" в судебном заседании поддержал административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске, дополнив, что просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГ и восстановить срок для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю "данные изъяты" в судебном заседании оставила разрешение вопроса об удовлетворении заявленных административных исковых требований на усмотрение суда, полагая представляемое ею учреждение ненадлежащим административным ответчиком по рассматриваемому административному делу.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении административного дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. Представители Правительства Алтайского края и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю представили письменные отзывы, в которых оставили разрешение вопроса об удовлетворении заявленных административных исковых требований на усмотрение суда.
Руководствуясь требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, показания свидетеля, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
На основании абзаца 1статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При рассмотрении административного дела на основании договоров аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ *** судом установлено, что "данные изъяты" является арендатором следующих земельных участков:
-расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты",
-расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты",
-расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты"
-расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты",
-расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты",
-расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты"
-расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты"
-расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты"
-расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты"
-расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты"
Следовательно, установление в отношении данных объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
Из материалов административного дела следует, что административным истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю, уведомлением которой от ДД.ММ.ГГ *** заявление "данные изъяты" не принято к рассмотрению в связи с истечением срока, установленного для подачи заявления.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края", а также акта определения кадастровой стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГ следует, что кадастровая стоимость находящихся в пользовании административного истца земельных участков установлена в следующих размерах:
-с кадастровым номером *** - "данные изъяты".;
-с кадастровым номером *** - "данные изъяты".;
-с кадастровым номером *** - "данные изъяты"
-с кадастровым номером *** - "данные изъяты"
-с кадастровым номером *** - "данные изъяты".;
-с кадастровым номером *** "данные изъяты".;
-с кадастровым номером *** - "данные изъяты".;
-с кадастровым номером *** - "данные изъяты".;
-с кадастровым номером *** - "данные изъяты"
-с кадастровым номером *** - "данные изъяты".
Согласно Выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГ и отзыва представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" датой определения кадастровой стоимости находящихся в аренде "данные изъяты" земельных участков является ДД.ММ.ГГ, датой внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости - ДД.ММ.ГГ; земельных участков с кадастровым номером ***, с кадастровым номером *** и с кадастровым номером *** - датой определения их кадастровой стоимости является ДД.ММ.ГГ, датой внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости - ДД.ММ.ГГ; земельного участка с кадастровым номером *** - датой определения его кадастровой стоимости является ДД.ММ.ГГ, датой внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости - ДД.ММ.ГГ.
В подтверждение рыночной стоимости названных земельных участков административный истец с соблюдением требований абзаца 16 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" представил отчет об оценке ***, составленный ДД.ММ.ГГ оценщиком "данные изъяты", согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет:
-с кадастровым номером *** - "данные изъяты"
-с кадастровым номером *** - "данные изъяты".;
-с кадастровым номером *** - "данные изъяты".;
-с кадастровым номером *** - "данные изъяты".;
-с кадастровым номером *** - "данные изъяты"
-с кадастровым номером *** - "данные изъяты"
-с кадастровым номером *** - "данные изъяты".;
-с кадастровым номером *** - "данные изъяты".;
-с кадастровым номером *** - "данные изъяты".;
-с кадастровым номером *** - "данные изъяты".
Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям названного закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельных участков.
Представленный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований и необходимыми специальными познаниями, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванных объектов недвижимости, а указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объектов оценки. При этом в отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить применяемые оценщиком сведения.
В судебном заседании оценщик "данные изъяты" подтвердил свои выводы об итоговой оценке рыночной стоимости земельных участков, содержащиеся в отчете об оценке ***.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, поскольку они мотивированны, ясны, обоснованы исследованными специалистом обстоятельствами и не содержат противоречий.
В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретных земельных участков. При этом лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельных участков, в связи с чем у суда отсутствуют основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, указанной в отчете.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости подлежит удовлетворению, а размер такой стоимости следует указать в соответствии с отчетом об оценке.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Учитывая, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано "данные изъяты" ДД.ММ.ГГ, указанный срок в отношении всех земельных участков, за исключением земельного участка с кадастровым номером ***, административным истцом пропущен.
Между тем, в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения с административным иском в суд в государственный кадастр недвижимости очередные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края не внесены, то суд полагает необходимым восстановить "данные изъяты" срок для обращения в суд.
С учетом полномочий административных ответчиков, а также положений пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" суд полагает, что надлежащими административными ответчиками по административному делу являются Правительство Алтайского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Руководствуясь статьями 175 - 180, 245 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования "данные изъяты" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного "адрес" с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере "данные изъяты".
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере "данные изъяты".
Установить кадастровую стоимость земельного участка, "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере "данные изъяты".
Установить кадастровую стоимость земельного участка, "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере "данные изъяты".
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере "данные изъяты".
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере "данные изъяты"
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере "данные изъяты".
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере "данные изъяты".
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере "данные изъяты".
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного "адрес", с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере "данные изъяты"
Датой обращения "данные изъяты" с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельных участков считать ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Р.В. Знаменщиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.