Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Ворониной И.В.,
судей Мошечкова А.И, Щербаковой А.В,
при секретаре Бакулиной А.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Щербаковой А.В,
дело по апелляционной жалобе Калининой О.А. на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 05 июня 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Калининой О.А. к Отделу по вопросам миграции ОМВД РФ по району Митино города Москвы о признании незаконным решения - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение о снятии Калининой О.А. с регистрационного учета по месту жительства по адресу:...
В удовлетворении остальной части иска - отказать,
УСТАНОВИЛА:
истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил признать незаконным решение ответчика о снятии административного истца с регистрационного учета по месту жительства по адресу:... ; обязать административного ответчика восстановить регистрацию истца по месту жительства с... года, взыскать с административного ответчика судебные издержки по оплате государственной пошлины, ссылаясь на то, что по сообщению административного ответчика от... года истец была снята с регистрационного учета по месту жительства вследствие технической ошибки. По месту жительства по адресу:... истец зарегистрирована постоянно с... года, никаких заявлений о снятии с регистрационного учета не писала, никого не уполномочивала. Таким образом, с регистрационного учета истец была снята без предусмотренных законом оснований. Поскольку бездействие по исправлению содержащейся в базе информации нарушает права истца, она вынуждена обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.
В процессе рассмотрения дела административный истец Калинина О.А. от исковых требований в части взыскания расходов по оплате государственной пошлины отказалась.
Представитель административного истца в судебном заседании доводы искового заявления поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного в части, просит Калинина О.А. в апелляционной жалобе.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя истца Калининой О.А. по доверенности Калинина Л.П, поддержавшего доводы жалобы, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом по всем имевшимся в распоряжении суда апелляционной инстанции адресам, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно,, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако, решение суда этим требованиям не соответствует.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции установлено, что Калинина Ольга Алексеевна зарегистрирована по месту жительства по адресу:... что подтверждается штампом в паспорте и выпиской из домовой книги, датированной...
Также судом установлено, что никаких заявлений о снятии с регистрационного учета она не писала иных оснований для снятия с регистрационного учета также не имелось.
Согласно сообщению Отдела по вопросам миграции ОМВД России по району Митино города Москвы снятие с регистрационного учета Калининой О.А. произошло вследствие технической ошибки МФЦ.
Учитывая, что снятие с регистрационного учета Калининой О.А. произошло вследствие технической ошибки МФЦ, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца, признав незаконным решение о снятии Клининой О.А. с регистрационного учета по месту жительства.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами суда в данной части, поскольку они сделаны при соблюдении норм материального и процессуального права.
Проверив дело с учетом требований ГПК РФ, судебная коллегия считает, что судом все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.
Между тем, довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении требований истца об обязании ответчика восстановить регистрацию истца по месту жительства, указывая, что право на решение данного вопроса принадлежит органам регистрационного учета, судебная коллегия считает заслуживающим внимания, поскольку признав незаконным решение Отдела по вопросам миграции ОМВД РФ по району Митино г. Москвы о снятии Калининой О.А. с регистрационного учета по месту жительства, суд необоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований об обязании устранить допущенное нарушение.
В соответствии со ст. 3 Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Информация, содержащаяся в базе данных, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне, а также законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Граждане имеют право на ознакомление с информацией о себе, содержащейся в базе данных, на защиту такой информации и на исправление содержащихся в ней ошибок.
В силу ст. 9 указанного Закона действия или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд.
В соответствии со ст. 7 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях: изменение места жительства -на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства; признание безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда; смерть или объявление решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке; выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда; обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда; изменение гражданином, указанным в статье 6.1 настоящего Закона, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, - на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа. указанного в абзаце четвертом части второй статьи 6.1 настоящего Закона; прекращение гражданином, указанным в статье 6.1 настоящего Закона, кочевого и (или) полукочевого образа жизни - на основании заявления гражданина в письменной форме; выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства - на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Согласно Правил регистрации регистрация гражданина по месту его жительства осуществляется в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, а также Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве от 06.04.2004 г.
Право гражданина на выбор места жительства подлежит защите в случае его нарушения в соответствии со ст. 9 Закона о праве граждан РФ на свободу передвижения, ст. 150 ГК РФ.
Учитывая вышеизложенное, решение Тушинского районного суда г. Москвы от 05 июня 2017 в части отказа в удовлетворении требований об обязании восстановить регистрацию подлежит отмене с постановлением по делу в названной части нового решения, которым заявленные требования подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь,, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Тушинского районного суда г. Москвы от 05 июня 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении требований об обязании восстановить регистрацию истца по месту жительства.
Принять в указанной части новое решение.
Обязать Отдел по вопросам миграции ОМВД РФ по району Митино г. Москвы восстановить регистрацию Калининой О.А. по месту жительства, по адресу: г...
В остальной части решение Тушинского районного суда г. Москвы от 05 июня 2017 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.