Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Федерякиной М.А.,
и судей Бобровой Ю.М, Дубинской В.К,
при секретаре Моториной И.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной М.А. дело по апелляционной жалобе истца Андреева Н.А. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 февраля 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска Андреева Н.А. к начальнику 4 отдела (г. Оренбург), 4 отделу (г. Оренбург) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России о признании решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, отмене решения, рассмотрении заявления повторно отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Андреев Н.А. обратился в суд с иском к начальнику 4 отдела (г. Оренбург), 4 отделу (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" о признании решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, отмене решения, рассмотрении заявления повторно.
В обоснование заявленных требований истец указал, что проходил военную службу в ВС РФ, и на основании приказа командира войсковой части 39986 N 117 от 17.07.1992 г. уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. На момент увольнения он имел общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 20 лет. В связи с тем, что 4 отдел (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" продолжительное время обязательства по обеспечению его и членов его семьи жилым помещением по нормам жилищного законодательства не исполнил в установленные сроки, 11.01.2017 г. он, истец, обратился к ответчику с письменным заявлением и приложенными к нему копиями документов о признании его с членами семьи (5 человек) нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма в избранном месте жительства г. Москва и внесении в реестр военнослужащих. 26.08.2017 г. было получено решение 4 отдела (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" от 11.08.2017 г N 4/114 об отказе в принятии его с членами семьи на учет нуждающихся в жилом помещении. Основанием для отказа было указано на отсутствие у него, Андреева Н.А. статуса военнослужащего и достижения совершеннолетия его детьми. Истец считает данный отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
Истец Андреев Н.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Андреева Н.А. по доверенности Мальцев О.Л. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика 4 отдела (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление с заявлением с просьбой рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд постановилвышеуказанное решение, которое истец Андреев Н.А. просит отменить по доводам апелляционной жалобы, полагая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что он,Андреев Н.А. обратился с рапортом к командованию войсковой части об увольнение его со службы, содержащим ходатайство о признании его и членов семьи нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства.
Изучив материалы дела, выслушав истца Андреева Н.А, представителя истца Андреева Н.А. по доверенности Некраш А.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", граждане утрачивают статус военнослужащих с окончанием военной службы.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 вышеуказанной статьи военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В силу абз. 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном статьей 15 настоящего Федерального закона.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 г. N 1280 утверждена Инструкция "О предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", в соответствии с которой решение вопросов о предоставлении военнослужащим жилых помещений входит в компетенцию Департамента жилищного обеспечения МО РФ.
Кроме того, функции по ведению реестра и распределению жилых помещений возложены на ДЖО МО РФ.
В настоящее время в соответствии с п. 2. Приказа Министра обороны РФ "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 03.11.2010 N 1455, ФГКУ "Центррегионжилье" является специализированной организацией Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и реализует полномочия, закрепленные за специализированными организациями уполномоченного органа, на основании вышеуказанного приказа Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455, а также приказа Министра обороны РФ от 05.04.2011 N 453.
Из материалов дела видно и судом установлено, что истец Андреев Н.А. проходил военную службу в ВС РФ.
На основании приказа командира войсковой части 39986 N 117 от 17.07.1992 г. истец уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. На момент увольнения Андреев Н.А. имел общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 20 лет.
11.01.2017 г. Андреев Н.А. обратился к ответчику с письменным заявлением и приложенными к нему копиями документов о признании его с членами семьи (5 человек) нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма в избранном месте жительства г. Москва и внесении в реестр военнослужащих.
26.08.2017 г. Андреевым Н.А. было получено решение 4 отдела (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" от 11.08.2017 г N 4/114 об отказе в принятии его с членами семьи на учет нуждающихся в жилом помещении в связи с отсутствием у Андреева Н.А. статуса военнослужащего и достижения совершеннолетия его детьми.
В настоящее время Андреев Н.А. с членами семьи и бывшей супругой (всего 6 человек) зарегистрированы и проживают в жилом помещении по договору социального найма общей площадью 54,5 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Болотниковская, д. 30, корп. 2, кв. 147.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку с момента увольнения Андреев Н.А. статусом военнослужащего не обладает, заявление о постановке на учет было им подано после увольнения с военной службы.
Судебная коллегия с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований, основанным на нормах действующего законодательства и собранных по делу доказательствах, согласна.
В соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок обеспечения военнослужащих по избранному месту жительства, действовавшими в период увольнения Андреева Н.А. с военной службы: совместным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 237-74 от 21.03.1989 и Постановлением Совета Министров СССР N 193 от 17.02.1981, граждане Российской Федерации, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечивались органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее, чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Обеспечение жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных с военной службы после 1991 осуществлялось при предъявлении ими удостоверения и справки нахождения на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.
Учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства с последующим обеспечением жильем возлагался на органы местного самоуправления избранного военнослужащими места жительства.
Для реализации своего права на жилищное обеспечение Андреев Н.А. должен был обратиться с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в орган местного самоуправления по избранному им месту жительства. Однако, доказательства такого обращения в суд не представлены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Андреев Н.А. в 1992 году обратился с рапортом к командованию войсковой части об увольнении его со службы, содержащим ходатайство о признании его и членов семьи нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, отклоняются судебной коллегией, как необоснованные.
Из системного толкования норм действовавшего на момент увольнения истца законодательства следует, что для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий истцу было необходимо обратиться с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в орган местного самоуправления по избранному им месту жительства, чего им сделано не было.
Остальные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, основанием к отмене решения суда не являются.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установиланарушений норм материального и процессуального законодательства, являющихся оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.