Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И.,
судей Дорохиной Е.М, Шипиковой А.Г,
при секретаре АМ.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дементьевой Е.И,
дело по апелляционной жалобе представителя истца Егоровой Л.В. по доверенности Уварова П.В. на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 24 января 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Егоровой ЛВ к Департаменту городского имущества города Москвы о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет, - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Егорова Л.В. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет.
Исковые требования мотивированы тем, что истец с семьей в составе пяти человек (она, муж Егоров С.И, * г.р, сын Егоров И.С, * г.р, сын Егоров В.С, * г.р, сын Егоров Д.С, * г.р.) зарегистрированы по месту жительства по адресу: г.Москва, ул.Героев Панфиловцев, д.47, корп. 2, кв.146. 31.05.2017 г. истец обратилась в ДГИ г. Москвы с заявлением о принятии ее семьи на жилищный учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Письмом от 12.07.2017 г. N ДГИ-ГР-55348/17-1 ответчиком фактически было отказано истцу в удовлетворении ее заявления. Истцом в ДГИ г.Москвы дополнительно были предоставлены вместе с заявлениями от 24.07.2017 г, от 25.07.2017 г. документы, необходимые для рассмотрения по существу ее заявления о принятии на жилищный учет, однако до настоящего времени положительного решения не принято. Бездействие ДГИ г.Москвы в рассмотрении вопроса о принятии истца и членов ее семьи на жилищный учет является незаконным и нарушает права истца и членов ее семьи.
Истец просила суд признать незаконным бездействие ДГИ г.Москвы по рассмотрению вопроса о принятии истца и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать ДГИ г. Москвы принять истца и членов ее семьи на жилищный учет в качестве нуждающихся в содействии г.Москвы в улучшении жилищных условий.
Истец и ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.
Третье лицо Егоров С.И, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Егорова В.С. и Егорова Д.С, Егоров И.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель истца по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии третье лицо Егоров С.И. не явился, о дате рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца и ее представителя, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
В соответствии со ст. 7 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: 1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; 2) имеют гражданство Российской Федерации; 3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; 4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; 5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
Согласно ст. 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29, жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; 2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону; 4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Егорова Л.В. с семьей в составе 5 человек: (Егорова Л.В, * г.р, муж Егоров С.И, * г.р, сын Егоров И.С, * г.р, сын Егоров В.С, * г.р, сын Егоров Д.С, * г.р.) зарегистрированы по месту жительства по адресу: г. Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 47, корп. 2, кв. 146. Семья истца является многодетной.
31 мая 2017 года истец обратилась в ДГИ г.Москвы с заявлением о постановке ее семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Письмом ДГИ г. Москвы от 12.07.2017 г. N ДГИ-58-55348/17-1 истцу разъяснен порядок постановки на жилищный учет, в том числе указано, что постановка на жилищный учет носит заявительный характер, для получения официального решения по данному вопросу необходимо обратиться с заявлением установленного образца и необходимым комплектом документов в один из многофункциональных центров предоставления государственных услуг г. Москвы. Полный перечень документов необходимых для рассмотрения вопроса о постановке на жилищный учет определен в п. 2.1 Регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 г. N 115-ПП "Об утверждении Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Оказание государственной услуги по признанию граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки их на учет осуществляется в соответствии с Регламентом, утвержденным постановлением Правительства г. Москвы от 07.04.2011 г. N115-ПП "Об утверждении Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом РФ о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ".
В силу п. 2.1 Регламента заявители вправе обратиться в службу "одного окна" по месту жительства с заявлением о признании их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), согласно приложению 1 к настоящему Регламенту. С заявлением представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), в том числе подтверждающие виды и размер доходов за последние два года, а также сведения об имеющемся имуществе.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом суд исходил из того, что истцом был нарушен порядок обращения по вопросу признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, не были представлены предусмотренные законом документы, необходимые для решении вопроса о постановке на жилищный учет, права истца ДГИ г.Москвы нарушены не были, истец не лишена возможности в установленном законом порядке обратиться с соответствующим заявлением и представлением необходимых документов для решения вопроса о постановке ее семьи на жилищный учет.
С выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не принято во внимание наличие у истца и ее семьи права быть признанной нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также о необоснованном отказе ДГИ г.Москвы в принятии документов, судебная коллегия находит несостоятельными.
Согласно ч. 3, 4 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В соответствии с п.п. 1-4 ст.11 Закона г.Москвы от 14.06.2006г. N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее - заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
Заявление подается в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по месту жительства заявителя либо через многофункциональный центр предоставления государственных услуг (далее - многофункциональный центр). Порядок взаимодействия уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы и многофункционального центра определяется заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений, поданных их законными представителями.
С заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
На момент обращения истца в ДГИ г.Москвы, действовало Постановление Правительства Москвы от 07.04.2011 N 115-ПП "Об утверждении Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ". Регламентом, утвержденным вышеуказанным Постановлением, предусмотрен перечень документов, подлежащих представлению заявителем при обращении по вопросу постановки на жилищный учет, а также утверждены формы бланков заявлений о постановке на жилищный учет.
Истцом заявление о постановке на жилищный учет было написано в свободной форме, а документы, предоставление которых предусмотрено законом одновременно с подачей заявления о постановке на жилищный учет, поданы не в полном объеме. Так, в частности, истцом не представлено доказательств предоставления в ДГИ г.Москвы документов, подтверждающих виды и размер доходов за последние два года.
Из материалов дела усматривается, что на обращения истца ответчиком были даны ответы с разъяснением порядка постановки на жилищный учет, ДГИ г.Москвы не принималось решений об отказе в постановке семьи истца на жилищный учет.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 24 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Егоровой Л.В. по доверенности Уварова П.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.