Московский городской суд в составе:
судьи Казакова М.Ю,
при секретаре Футерко И.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2602/2018 по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве о ликвидации Региональной общественной организации "Информационно-исследовательский центр "Панорама",
УСТАНОВИЛ:
Региональная общественная организация "Информационно-исследовательский центр "Панорама" (сокращенное наименование - РОО "Центр "Панорама") зарегистрирована Управлением юстиции города Москвы 8 февраля 2000 года. Сведения об РОО "Центр "Панорама" внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 10 сентября 2002 года за ОГРН 1027700204950.
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (далее - Главное управление) обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о ликвидации РОО "Центр "Панорама", исключении сведений о нём из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на то, что данным общественным объединением допускались неоднократные и грубые нарушения законодательства Российской Федерации.
В судебное заседание стороны не явились, о дате и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, судом постановлено о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, Московский городской суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, возложена на общественные объединения статьёй 29 (абз. 2 ч. 1) Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Часть 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свободу деятельности общественных объединения.
Согласно пункту 3 статьи 2, абзацам 1 и 2 пункта 1, пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее также Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ) некоммерческие организации могут создаваться, в том числе в форме общественных организаций, которыми признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Данные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы. Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами.
Одним из таких законов является Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее Федеральный закон N 82-ФЗ), в соответствии со статьёй 7 которого, общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.
Согласно абзацу 1 статьи 8 указанного закона общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Статьёй 26 Федерального закона N 82-ФЗ установлено, что л иквидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьёй 44 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьёй 44 Федерального закона N 82-ФЗ о снованиями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются, в том числе, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещённой законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705 (далее также Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества ( подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований ( пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным её учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным её учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации ( подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ).
Таким образом, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации региональной общественной организации предоставлено законом.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения Главного управления от 15 октября 2015 года N 8521 в период с 5 ноября 2015 года по 2 декабря 2015 года в отношении а дминистративного ответчика проведена плановая документарная проверка, в ходе которой было установлено, что Организация получает иностранное финансирование и участвует в политической деятельности, что свидетельствует о наличии в деятельности Организации признаков некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.
По результатам Проверки 18 декабря 2015 года Минюстом России Организация внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В ходе проведения Проверки также выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации, а именно:
- в нарушение требований пункта 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации устав Организации не содержит указания на предмет деятельности;
- пункт 2.3 устава Организации противоречит пункту 1 статьи 24
Федерального закона N 7-ФЗ, согласно которому некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещённых законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами;
- в нарушение требований пункта 2 статьи 65.3 и пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации к исключительной компетенции высшего органа Организации (Общего собрания) не отнесено: определение порядка приёма в состав участников корпорации и исключения из числа её участников, назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации; принятие решений о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; принятие решений о размере и порядке уплаты её участниками (членами) членских и иных имущественных взносов, утверждение годового отчёта и годового бухгалтерского баланса, решение вопросов о создании филиалов и открытии представительств;
- в соответствии с пунктом 4 статьи 29 Федерального закона N 7-ФЗ решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов. В нарушение указанной нормы, пункт 4.3 устава Организации не предусматривает порядок принятия решений по вопросам, отнесённым к исключительной компетенции Общего собрания;
- в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 7-ФЗ
структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов
управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений
и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются
учредительными документами некоммерческой организации. В нарушение
указанной нормы законодательства Российской Федерации в уставе Организации не установлен срок полномочий Правления;
- согласно пункту 4 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации участник корпорации обязан: участвовать в образовании имущества корпорации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, другим законом или учредительным
документом корпорации; не разглашать конфиденциальную информацию
о деятельности корпорации; не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации; участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений; не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации; не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация, что не нашло отражения в уставе Организации;
- согласно пункту 2 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской
Федерации устав общественной организации должен содержать условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из неё, что не нашло отражения в уставе Организации;
- в соответствии с пунктом 2 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации участник (член) общественной организации несёт обязанность уплачивать предусмотренные её уставом членские и иные имущественные взносы, что не нашло отражения в уставе Организации;
- пункт 4.1 устава Организации не соответствует статье 19 Федерального закона N 82-ФЗ, согласно которой членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации.
Кроме того, Организация использует собственную символику на бланках. В нарушение требований пункта 5 статьи 3 Федерального закона N 7-ФЗ, описание символики не содержится в уставе Организации.
В силу положений пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.
По результатам проведённой Проверки было установлено, что учредительные документы Организации подлежат приведению в соответствие действующему законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1 устава Организации Общее собрание членов является высшим руководящим органом Организации, к компетенции которого отнесено, в том числе, полномочие по принятию решений о внесении изменений и дополнений в устав Организации.
Действующим уставом Организации определено, что заседания высшего органа управления - Общего собрания членов, проводятся по мере необходимости, но не реже чем раз в 4 года. Последнее заседание Общего собрания членов состоялось 1 января 2012 года. Таким образом, во исполнение пункта 4.1 устава Организации очередное Общее собрание членов должно быть проведено не позднее 1 января 2016 года.
Однако, в нарушение требований пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" до настоящего времени Административным ответчиком в Главное управление не представлены учредительные документы - устав в новой редакции, а также сведения о проведении заседания Общего собрания членов Организации.
Кроме того, из материалов дела следует, что административный ответчик, в нарушение части 1 статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ, обязывающей общественное объединение ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объёме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, с 2015 года указанные сведения в уполномоченный орган не представляет. При этом в нарушение пункта 3 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, обязывающего ежегодно некоммерческие организации размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчёт о своей деятельности в объёме сведений, представляемых в уполномоченный орган, административный ответчик указанные сведения с 2015 года в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не разместил, в средствах массовой информации отчёт не опубликовывает.
Из материалов дела также следует, что Главным управлением административному ответчику дважды выносились письменные предупреждения: от 4 мая 2016 года N 77/03-20404 с указанием срока устранения нарушений требований законодательства до 13 июня 2016 года и от 17 июня 2016 года N 77/03-27928 с указанием срока устранения нарушений требований законодательства до 1 августа 2016 года.
В установленном порядке административный ответчик предупреждения не обжаловал. Однако, эти предупреждения административным ответчиком не исполнены, информация об устранении выявленных нарушениях действующего законодательства в Главное управление не поступила.
В силу положений приказа Минюста России от 30 ноября 2012 года N 223 "О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" Департамент по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации ведёт реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также осуществляет контроль за соблюдением ими требований действующего законодательства в части предоставления отчётности.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчёт о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.
В соответствии с пунктом 2 приказа Минюста России от 16 апреля 2013 года N 50 "О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчётности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" некоммерческая организация представляет отчёт о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов один раз не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля); отчёт о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября); аудиторское заключение по итогам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчётным.
Согласно материалам дела административным ответчиком, в нарушение указанных положений законодательства Российской Федерации, не представлен в Минюст России отчёт о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов за 2-е полугодие 2015 года, отчёт о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников за IV квартал 2015 года.
При этом в адрес административного ответчика Минюстом России дважды направлялись письменные предупреждения от 24 февраля 2016 года и от 11 мая 2016 года за неразмещение на сайте Минюста России отчёта о деятельности некоммерческой организации за 2-е полугодие 2015 года.
Минюстом России 9 марта 2016 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.7.5-2 КоАП РФ, за неисполнение Организацией обязанности по предоставлению в Минюст России отчёта о своей деятельности, отчёта о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников за IV квартал 2015 года.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 398 района Замоскворечье города Москвы от 11 апреля 2016 года Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7.5-2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Минюстом России 16 мая 2016 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7.5-2 КоАП РФ, за неисполнение Организацией обязанности по предоставлению в Минюст России отчёта о своей деятельности, отчёта о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников за I квартал 2016 года.
Постановлением Мирового судьи судебного участка N 398 района Замоскворечье города Москвы от 15 июня 2016 года вынесено постановление о признании Организации виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7.5-2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Минюстом России 12 декабря 2016 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.7.5-2 КоАП РФ, за неисполнение Организацией обязанности по предоставлению в Минюст России отчёта о своей деятельности, отчёта о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников за III квартал 2016 года.
Постановлением Мирового судьи судебного участка N 398 района Замоскворечье города Москвы от 13 января 2017 года вынесено постановление о признании Организации виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7.5-2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер и подтверждаются, в том числе, вступившими в законную силу постановлениями судов.
В силу статьи 11 (пункт 2) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) осуществление права на свободу объединения не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Ликвидация общественного объединения как мера ответственности общественной организации, предусмотренная федеральным законодательством, направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации, соответствует нормам международного права и Конституции Российской Федерации.
Сама по себе незаконная деятельность организации является основанием для её ликвидации как представляющая угрозу публичному порядку и режиму законности в деятельности всех институтов гражданского общества. При таких обстоятельствах, в данном случае, ликвидация РОО "Центр "Панорама" направлена на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов, что соответствует основным принципам демократического общества с присущим ему в социальной структуре плюрализмом и отвечает воплощённым в Конвенции стандартам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве удовлетворить: ликвидировать Региональную общественную организацию "Информационно-исследовательский центр "Панорама", исключив организацию из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер 1027700204950).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда Казаков М.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.