Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А., Рахматуллине И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бакиева ФИО14 на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 февраля 2018 года, которым
Бакиев ФИО15, дата рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде обязательных работ на срок 40 (сорок) часов,
установила:
28 января 2018 года УУП ОП N... Управления МВД России по адрес ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении Бакиева А.Д. Дело передано на рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан (л.д. 1).
Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 февраля 2018 года Бакиев А.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде обязательных работ на срок 40 (сорок) часов.
Не согласившись с постановлением судьи, Бакиев А.Д. подал жалобу в Верховный Суд Республики Башкортостан, в которой просит принятый судебный акт отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указал на то, что суд необоснованно отклонил ходатайство о вызове свидетелей; факт совершения им вменяемого правонарушения не доказан; в его действиях состав правонарушения отсутствует.
В судебном заседании Бакиев А.Д. и его защитник Мулюков Р.М. доводы жалобы поддержали, дополнив, что протокол об административном правонарушении не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, так как в нем не указано время совершения правонарушения, просили суд изменить наказание на административный штраф в случае признания доводов жалобы необоснованными.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО5 - должностное лицо УМВД по адрес, составивший протокол об административном правонарушении в отношении Бакиева А.Д, показал, что составил протокол по административному материалу, переданному ему из дежурной части Отделения полиции N... Данный материал содержал достаточное количество доказательств участия последнего в несанкционированном публичном мероприятии, в том числе видеозапись, из которой усматривалось, что Бакиев А.Д. участвовал в незаконном митинге, выкрикивал лозунги, использовал средства наглядной агитации.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснила, что в послеобеденное время находилась на месте проведения митинга и демонстрации, люди шли со средствами агитации, выкрикивали лозунги, она наблюдала за происходящим, снимала на телефон из любопытства, сотрудники просили всех прекратить свои действия и разойтись, затем ее попросили быть свидетелем, в Отделение полиции N... среди задержанных она увидела мужчину, которого она видела ранее на митинге, его фамилию узнала от сотрудников полиции.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
В Федеральном законе от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий и предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Из материалов дела следует, что 28 января 2018 года в дневное время Бакиев А.Д. на площади у Дворца Спорта между домом 41 и домом 43/1 по ул. Р.Зорге г. Уфы после официального уведомления сотрудников полиции о недопущении нарушения законодательства Российской Федерации, принял активное участие в несанкционированном публичном мероприятии - митинге, несогласованном с Администрацией ГО г. Уфы, с использованием звукоусиливающей аппаратуры, тем самым нарушил требования п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ обязанности участника публичного мероприятия выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Бакиева А.Д. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
протоколом об административном правонарушении от 28 января 2018 года, при составлении которого Бакиеву А.Д. были разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, что подтверждается его подписью (л.д. 2);
рапортом заместителя командира взвода БОР полка ППСП УМВД России по адрес ФИО7 (л.д. 6);
рапортом инспектора ОООП Управления МВД России по адрес ФИО8 от дата (л.д. 8);
письменными объяснениями ФИО9 от дата (л.д. 9-10);
письменными объяснениями ФИО6 от дата (л.д. 11-12);
копией уведомления о проведении публичного мероприятия от дата (л.д.13);
копией ответа Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан ФИО10 от дата N... Т-36-2Т-267-ГО (л.д. 14);
копией уведомления о проведении публичного мероприятия от дата (л.д. 15);
фотографией скриншота с Интернет-сайта (л.д. 18);
рапортом начальника ОООП Управления МВД России по адрес ФИО11 от дата (л.д. 17);
видеозаписью на CD-диске, приобщенном к материалам дела (обложка).
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Бакиева А.Д. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Нарушений при составлении процессуальных документов, на основании которых установлена вина Бакиева А.Д, не выявлено, в связи с чем не доверять зафиксированным в них сведениям оснований не усматривается. В соответствии с нормами главы 26 КоАП РФ они являются допустимыми доказательствами, и обоснованно приняты в качестве таковых судьей районного суда при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения данного дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлено наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее, как участник публичного мероприятия, нарушение установленного порядка его проведения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Выводы судьи районного суда о виновности Бакиева А.Д. в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Вопреки доводам жалобы Бакиев А.Д. был проинформирован о незаконности названного выше публичного мероприятия и слышал требования сотрудников полиции покинуть место проведения публичного мероприятия, данные обстоятельства следуют из представленных в материалы дела доказательств, в том числе видеозаписи на приобщенном к материалам дела CD-диске, из которой усматривается, что сотрудники полиции уведомляют участников мероприятия о его несогласованности и просят их разойтись, Бакиев А.Д. присутствует среди участников этого публичного мероприятия. Данное обстоятельство так же подтвердила свидетель ФИО6
Довод жалобы о том, что судьей первой судебной инстанции необоснованно отклонено ходатайство Бакиева А.Д. о вызове и допросе свидетелей, повлечь отмену судебного постановления не может, поскольку судья в соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ вправе как удовлетворить, так и оставить без удовлетворения заявленное участником производства по делу ходатайство. Свои выводы судья районного суда мотивировал, изложив их подробно в определения.
Утверждения в жалобе о недоказанности вины Бакиева А.Д. в совершении административного правонарушения опровергается вышеуказанными доказательствами, правомерно признанные судьей районного суда допустимыми, достоверными и достаточными.
Довод заявителя о том, что протокол об административном правонарушении в отношении Бакиева А.Д. составлен с нарушением ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, так как в нем не указано время совершение правонарушения, повлечь отмену судебного постановления не может, поскольку данное обстоятельство существенным недостатком протокола не является.
Из показаний свидетеля ФИО6, рапорта начальника ОООП Управления МВД России по адрес ФИО11 от дата (л.д. 17), копии уведомления организаторов митинга и демонстрации о проведении публичного мероприятия от дата (л.д. 13) следует, что публичное мероприятие, в котором участвовал Бакиев А.Д, проводилось в период с 14 до 18 часов, то есть в дневное время.
Постановление о привлечении Бакиева А.Д. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории.
Порядок и срок привлечения Бакиева А.Д. к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание назначено Бакиеву А.Д. в пределах санкции ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ с соблюдением требований ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену судебного постановления, по делу не допущено.
Вместе с тем, принимая во внимание отсутствие по делу отягчающих административную ответственность обстоятельств, считаю необходимым изменить назначенное судьей Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан Бакиеву А.Д. административное наказание в виде обязательных работ, снизив их срок до 30 суток.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решила:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Бакиева ФИО16 изменить: снизить срок обязательных работ до 30 часов, в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу Бакиева А.Д. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
Справка: судья Багаутдинов Т.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.