Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Осетровой З.Х.
судей Портновой Л.В, Якуповой Н.Н.
при секретаре Арутюнянц К.С,
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Растопчина А.В. на решение Ленинского районного суда г. Уфа Республики Башкортостан от 27 апреля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Якуповой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Растопчин А.В. обратился в суд с административным иском к Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным бездействие, по снятию с Государственного Кадастрового учета земельных участков, обязании УЗИО администрации ГО г. Уфа устранить допущенные нарушения, путем снятии с Государственного Кадастрового учета земельных участков и направления соответствующего заявления в Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
В обоснование иска указано, что Растопчин А.В. является собственником жилого дома с кадастровым номером N.., общей площадью N... кв.м, расположенного по адресу: адрес, на основании договора дарения от 10 сентября 2010 года.
Вышеуказанный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N.., общей площадью N... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, расположенного по адресу: адрес, который принадлежит ему на основании договора о предоставлении земельного участка в собственность от дата N...
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 октября 2017 года, вступившего в законную силу 14 ноября 2017 года, за истцом признано право собственности на вышеуказанный жилой дом в реконструированном виде, общей площадью жилого помещения N... кв.м. с сохранением данного дома в реконструированном виде.
13 декабря 2017 года, с целью дальнейшего оформления жилого дома, Растопчин А.В. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан с заявлением об уточнении местоположения границ земельного участка.
21 декабря 2017 года осуществление действий по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости по вышеуказанному адресу было приостановлено в связи с тем, что границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером N.., полученные по представленным в межевом плане координатам в соответствии со сведениями ЕГРН, пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами N... В связи с вышеизложенным, было рекомендовано устранить пересечение границ.
Согласно данным ЕГРН, земельные участки N.., по адресу адресА, N.., по адресу адрес, площадями по 1 кв.м, имеют статус "Временные", были поставлены на учет, 21 августа 2013 года.
Сведения о наличии зарегистрированных прав в отношении данных земельных участок с такими кадастровыми номерами, отсутствует.
27 декабря 2017 года Растопчин А.В. обратился с заявлением в УЗИО администрации ГО адрес с заявлением о снятии вышеуказанных земельных участков с учета, с целью устранения пересечения границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером N...
25 января 2018 года ему был предоставлен ответ, что принято решение о рассмотрении его заявления на заседании рабочей группы по вопросам снятия с государственного учета земельных участков.
14 февраля 2018 года администрацией ГО г. Уфа был предоставлен ответ, что принято решение об отказе в снятии с кадастрового учета, вышеуказанных земельный участков, в связи с отсутствием согласия ОАО "Газ-Сервис".
Административный истец считает, что своими действиями административный ответчик нарушает его законные права, создает волокиту, а также препятствует исполнению решения суда от 12 октября 2017 года.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие УЗИО администрации ГО г. Уфа о признании незаконным бездействие, по снятию с Государственного Кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами N.., по адресу: адресА, N.., по адресу: Уфа, адрес, площадями по 1 кв.м, имеющих статус: "Временные".
Обязать УЗИО администрации ГО г. Уфа устранить допущенные нарушения, путем снятия с Государственного Кадастрового учета земельных Участков и направления соответствующего заявления в Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
Решением Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от 27 апреля 2018 года постановлено: в удовлетворении административного искового заявления Растопчина АВ к Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО адрес Республики Башкортостан о признании незаконным бездействие, по снятию с Государственного Кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами N... по адресу: адресА, N.., по адресу: адрес, площадями по 1 кв.м, имеющих статус "Временные", обязании УЗИО администрации ГО г. Уфа устранить допущенные нарушения, путем снятии с Государственного Кадастрового учета земельных участков и направления соответствующего заявления в Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - отказать.
Не согласившись с решением суда, Растопчин А.В. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене данного решения ввиду его незаконности и необоснованности, указывая на то, что согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан сведения о наличии зарегистрированных прав в отношении земельных участков N.., N... Кроме того, указывает, что дополнительно обращался в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан, на что ему был дан ответ о том, что спорные земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета объекта на основании заявления о снятии с учета объекта недвижимости, поданного представителем администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Растопчина А.В. - Рыбак А.С, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ПАО "Газпром газораспределение Уфа" - Романова А.Ф, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Растопчин А.В. является собственником жилого дома с кадастровым номером N.., общей площадью 60,3 кв.м. по адресу: адрес, на основании договора дарения от 10 сентября 2010 года, что подтверждается свидетельствам о государственной регистрации права адрес от 05 октября 2010 года.
Вышеуказанный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N.., общей площадью 419 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживании индивидуального жилого дома и надворных построек, расположенного по адресу: адрес, который принадлежит ему на основании договора о предоставлении земельного участка в собственность от дата N.., что подтверждается свидетельствам о государственной регистрации права адрес от дата.
Решением Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, вступившего в законную силу, 14 ноября 2017 года за истцом признано право собственности на вышеуказанный жилой дом в реконструированном виде, общей площадью жилого помещения. N... м. с сохранением данного дома в реконструированном виде.
13 декабря 2017 года, с целью дальнейшего оформления жилого дома, Растопчин А.В. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по адрес с заявлением об уточнении местоположения границ земельного участка.
21 декабря 2017 года осуществление действий по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости по вышеуказанному адресу, было приостановлено в связи с тем, что границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером N.., полученные по представленным в межевом плане координатам в соответствии со сведениями ЕГРН, пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами N... было рекомендовано устранить пересечение границ.
Согласно данным ЕГРН, земельные участки N... по адресу адресА, и N.., по адресу адрес, площадями по 1 кв.м, имеют статус "Временные", были поставлены на учет, 21 августа 2013 года. Сведения о наличии зарегистрированных прав в отношении данных земельных участок с такими кадастровыми номерами, отсутствуют.
27 декабря 2017 года Растопчин А.В. обратился с заявлением в УЗИО администрации ГО адрес с заявлением о снятии вышеуказанных земельных участков с учета, с целью устранения пересечения границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером N...
25 января 2018 года ему был предоставлен ответ, что принято решение о рассмотрении заявления на заседании рабочей группы по вопросам снятия с государственного учета земельных участков.
Согласно ответа от 14 февраля 2018 года Ф-18921, принято решение об отказе в снятии с кадастрового учета, вышеуказанных земельных участков, в связи с отсутствием согласия ОАО "Газ-Сервис".
15 февраля 208 года, административный истец обратился в филиал ПАО "Газпром газораспределение Уфа" (бывшее ОАО Газ - Сервис") о рассмотрении вопроса о выдаче согласия для предоставления в УЗИО.
Как следует из ответа от 05 марта 2018 года N ГРО-25-5-506, ПАО "Газпром газораспределение Уфа" не имеет правовых оснований для снятия с кадастрового учета указанных земельных участков, указав при этом, что в целях соблюдения охранной зоны газораспределительных сетей, были проведены работы по межеванию территории и постановке на кадастровый учет земельных участков N... и N... в районе жилого адрес процесс заключения договоров аренды в отношении земельных участков.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2000 года N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" в п. 4 указано, что в состав газораспределительных сетей входят: а) наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой; б) внеплощадочные газопроводы промышленных предприятий; в) переходы газопроводов через естественные и искусственные препятствия, в том числе через реки, железные и автомобильные дороги; г) отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках: д) устройства электрохимической защиты стальных газопроводов от коррозии и средства телемеханизации газораспределительных сетей, объекты их электропривода и энергоснабжения.
Согласно п. 7 ст. 72 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года.
По истечении вышеуказанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости.
В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Как установилсуд, земельные участки с кадастровыми номерами N... и N... поставлены на учет 21 августа 2013 года, заняты объектами системы газораспределения, принадлежащими ПАО "Газпром газораспределение Уфа" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права адрес от дата.
Данный вводной газопровод к жилому жому N... Б по адрес построен в соответствии с требованиями N.., имеет инвентарный номер, N...
Согласно данным ЕГРН, земельные участки N... по адресу адресА, и N.., по адресу адрес, площадями по 1 кв.м, имеют статус "Временные".
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, пришел к правильному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Растопчина А.В, поскольку выводы Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан о наличии оснований к отказу в осуществлении снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами N.., N... по своему содержанию соответствуют требованиям закона.
Судебная коллегия полагает, что принимая решение по делу, суд верно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, надлежаще проверив и оценив доводы сторон, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. Выводы суда надлежащим образом мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и основания для признания их неверными отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено ст. 310 КАС РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 306 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфа Республики Башкортостан от 27 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Растопчина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: З.Х.Осетрова
Судьи: Л.В.Портнова
Н.Н.Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.