Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Якуповой Н.Н.
судей Портновой Л.В, Минеевой В.В.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре Рахматуллине И.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Андреева Д.П. на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 29 мая 2018 года, по которому постановлено:
административное исковое заявление ФКУ ИК - 7 УФСИН России по Республике Башкортостан к Андрееву ДП об установлении административного надзора удовлетворить частично.
Установить в отношении Андреева ДП срок административного надзора в 8 (восемь) лет.
Установить в отношении Андреева ДП следующие ограничения:
- запретить пребывание вне избранного места жительства в период с 22.00 час. до 07.00 час.;
- запретить выезд за пределы избранного места жительства без разрешения органов внутренних дел;
- обязать Андреева ДП являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации 1 (один) раз в месяц.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органах внутренних дел по месту жительства или пребывания, с зачетом срока, истекшего после отбывания наказания.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Андреева Д.П. как лица, освобождающегося из мест лишения свободы 15 сентября 2018 года, совершившего преступление при опасном рецидиве преступлений.
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 7" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан (ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Башкортостан) обратилось в суд с административным иском к Андрееву Д.П. об установлении административного надзора.
В обоснование иска было указано, что приговором Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 июля 2016 года Андреев Д.П. осужден по п. "а" ч.3 ст. 158, ч.5 ст.74, ст.70 Уголовного кодекса Российской Федерации при опасном рецидиве преступлений к лишению свободы на срок 2 года 4 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
С 16 мая 2016 года Андреев Д.П. отбывает наказание, 12 декабря 2016 года прибыл в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Башкортостан, 15 сентября 2018 года подлежит освобождению по отбытию срока наказания.
За время отбывания наказания за нарушения установленного порядка отбывания наказания на Андреева Д.П. наложено 2 дисциплинарных взыскания, которые погашены, имеет 2 поощрения, характеризуется положительно.
В иске содержалась просьба об установлении в отношении Андреева Д.П. административного надзора сроком на 8 лет с установлением следующих административных ограничений: запретить ему пребывание вне избранного места жительства в период с 22.00 до 07.00; запретить выезд за пределы избранного места жительства без разрешения органов внутренних дел; обязать являться на регистрацию в отдел внутренних дел по месту жительства четыре раза в месяц.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановилрешение, приведенное выше.
В апелляционной жалобе Андреев Д.П. просит об отмене решения.
Жалобу мотивирует тем, что установленные ограничения повлекут за собой ряд препятствий при трудоустройстве; после освобождения имеет положительные планы на жизнь, трудоустроиться водителем.
Административный истец представитель ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Башкортостан, административный ответчик Андреев Д.П, освобожденный 17 июля 2018 года по постановлению Мелеузовского районного суда РБ от 05 июля 2018 года условно - досрочно на 2 месяца 10 дней, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в том числе телеграммой, врученной Андрееву Д.П. 20 июля 2018 года. (л.д.46)
Изложенное дает основание для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав заключение прокурора Муратовой Е.М, полагавшей решение суда подлежащим изменению в связи с нарушением норм материального права, а именно применение Закона в редакции утратившей силу в части установления ограничения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что приговором Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 июля 2016 года Андреев Д.П. осужден по п. "а" ч.3 ст. 158, ч.5 ст.74, ст.70 Уголовного кодекса Российской Федерации при опасном рецидиве преступлений к лишению свободы на срок 2 года 4 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Приговором установлено наличие в действиях Андреева Д.П. опасного рецидива преступлений.
В связи с тем, что Андреев Д.П. осужден за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, исправительное учреждение обратилось в суд с настоящим административным иском.
Разрешая данные требования, районный суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения между сторонами, проверил доводы сторон и пришел к выводу о наличии оснований для установления в отношении Андреева Д.П. административного надзора.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, оснований для признания его неправильным апелляционная жалоба не содержит.
Согласно части 1 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
Статьей 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 названного Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений.
Частью 3 данной статьи определены основания для установления административного надзора лицам, указанным в части 1 этой статьи.
Вместе с тем, пункт 2 части 2 этой же статьи предусматривает, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Поскольку приговором суда установлено совершение административным ответчиком умышленного тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия оснований для установления в отношении него административного надзора.
При этом судом правильно в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы" установлен административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В связи с тем, что Андреев Д.П. был осужден к лишению свободы за тяжкое преступление, с учетом положений пункта "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации районный суд правомерно установилему административный надзор на срок 8 лет.
Вопреки доводам апелляционной жалобы при установлении в отношении Андреева Д.П. административного надзора суд полно и объективно оценил представленные доказательства, объем и характер административных ограничений определилс учетом всех имеющихся сведений, характеризующих административного ответчика.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить в части, поскольку судом при вынесении решения не учтены изменения, внесенные Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", согласно которым частично изменен вид административного ограничения, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Так, согласно внесенным изменениям, обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, потому судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить в данной части.
Иные установленные судом в отношении Андреева Д.П. административные ограничения определены с учетом перечня, изложенного в ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона, соответствуют характеру и степени общественной опасности совершенного им преступления.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы согласуется с нормой частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Судебная коллегия обращает внимание, что в силу части 2 статьи 9 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы", разъяснений, данных в пунктах 28, 31 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 N 15 суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора досрочно прекратить административный надзор.
Таким образом, Андреев Д.П. не лишен права в установленном законом порядке обратиться за решением вопроса о частичной отмене административных ограничений, а также о досрочном прекращении административного надзора.
В силу изложенного решение является правильным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 29 мая 2018 года изменить в части обязания Андреева ДП являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации 1 (один) раз в месяц, указав об обязании Андреева ДП являться на регистрацию один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактическому нахождению.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Н.Н.Якупова
Судьи Л.В.Портнова
В.В.Минеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.