Верховный Суд Республики Башкортостан
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Уфа 14 августа 2018 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В,
при секретаре Искужиной Г.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дзюбы Владимира Александровича к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Дзюба В.А. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в его собственности находится земельный участок с кадастровым номером N.., общей площадью 3 671 кв.м, расположенный по адресу: адрес,
адрес, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения зданий (строений), сооружений, помещений бытового обслуживания. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере 22 340 531,28 рубль. Между тем, рыночная стоимость земельного участка согласно отчету об оценке N18-06-48 от 20 июня 2018 года, выполненному ООО "Деловые консультации", округленно составляет 2 932 000 рублей. Значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью нарушает права административного истца как собственника земельного участка. На основании изложенного административный истец просит установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером N... равной его рыночной стоимости в размере
2 932 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
В судебном заседании представитель Дзюба В.А. Терегулова Е.А. требования поддержала и просила установить кадастровую стоимость в размере рыночной с учетом заключения экспертизы - 3 168 550 рублей.
В судебное заседание Дзюба В.А, представители Правительства Республики Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. Получение извещения подтверждается отчетами о прочтении, уведомлениями, реестрами отправки. Информация о рассмотрении дела также размещена на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Административное исковое заявление и приложенные к нему документы, копия определения суда о принятии дела к производству суда направлены судом 28 июня 2018 года лицам, участвующим в деле (л.д.101 том 1).
Согласно части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
Исследовав материалы административного дела, выслушав представитель Дзюба В.А. Терегулову Е.А, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Как следует из пункта 1, пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об ее утверждении.
По настоящему делу Дзюба В.А. по существу просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления налоговых платежей, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельного участка, затрагивает права административного истца как собственника.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от
17 ноября 2015 года N 482 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан, кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 01 января 2015 года.
Указанный акт является общедоступным документом, размещен на официальных информационных сайтах, а также в правовой системе "КонсультантПлюс".
Материалами дела подтверждается, что Дзюбе В.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N.., общей площадью 3 671 кв.м, расположенный по адресу: адрес (л.д.12-14 том 1).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 31 декабря 2015 года, его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере 22 340 531,28 рубль (л.д.11 том 1).
Согласно отчету N 18-06-48 от 20 июня 2018 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N.., подготовленному ООО "Деловые консультации", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года округленно составляет 2 932 000 рублей (л.д.16-100 том 1).
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 июля 2018 года по ходатайству представителя административного истца Терегуловой Е.А. назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено эксперту
ООО "Информ-эксперт" Газдалетдинову А.М, на разрешение экспертизы постановлен вопрос об определении рыночной стоимости земельного участка категории земель населенных пунктов с кадастровым номером N.., площадью 3 671 кв.м, расположенного по адресу: адрес, по состоянию на 01 января 2015 года (л.д.134-136 том 1).
Согласно заключению эксперта ООО "Информ-эксперт" N119/18 от
26 июля 2018 года рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию 01 января 2015 года составляет 3 168 550,23 рублей (л.д.5-129 том 2).
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта
ООО "Информ-эксперт" N119/18 от 26 июля 2018 года, лицами, участвующими в деле, не оспаривалась. Ранее какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии данного заключения эксперта установленным требованиям, лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приводились, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертиз не заявлено.
Суд, оценивая заключение эксперта ООО "Информ-эксперт" N119/18 от 26 июля 2018 года и отчет об оценке N 18-06-48 от 20 июня 2018 года, выполненный ООО "Деловые консультации", представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключения эксперта ООО "Информ-эксперт" N119/18 от 26 июля 2018 года, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным, заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, эксперт предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях.
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что рыночную стоимость земельного участка необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО "Информ-эксперт" N119/18 от 26 июля 2018 года, в размере 3 168 550 рублей.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
С учетом положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Следовательно, определение кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года не влечет ее изменения с указанной даты и применяется в соответствии с вышеприведенной статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
С учетом изложенного, права Дзюбы В.А, являющегося собственником земельного участка, могут быть защищены с использованием такого способа, как установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца, вытекающие из налоговых отношений, существенно влияют на исполнение им обязательств, предусматривающих исчисление суммы уплаты налоговых платежей исходя из кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах, требования Дзюбы В.А. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 24.18, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Дзюбы Владимира Александровича к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поступившее в Верховный Суд Республики Башкортостан 26 июня 2018 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N.., общей площадью 3 671 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения зданий (строений), сооружений, помещений бытового обслуживания, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 3 168 550 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Н.В. Козлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.