Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Хамирзова М.Х,
судей Бейтуганова А.З. и Мисхожева М.Б.
при секретаре Кишевой А.В,
с участием Боготовой Д.К. и представителя ответчика Калашникова В.В.
по докладу судьи Хамирзова М.Х,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боготовой Дианы Казбековны к Местной администрации г.о. Баксан о признании незаконным постановления об отказе во включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Местной администрации г.о. Баксан на решение Баксанского районного суда КБР от 08 мая 2018 года,
установила:
Из материалов дела следует, что Боготова Д.К. является сиротой. Ее родители - решением Баксанского районного суда КБР от 10.11.2002г. лишены родительских прав. На основании постановления от 13.01.2003 года ее опекуном назначена бабушка Кимова А.А. В 2007г. с заявлением об обеспечении жильем она, и её сестра Боготова К.К. обратились в Местную администрацию г.о. Баксан, представив необходимые документы. При этом её сестру поставили на учет, и она включена в список лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Её, по неизвестным причинам не поставили на такой учет. В связи с тем, что ни орган опеки, ни ее опекун не обращались с заявлением о постановке ее на учет 17.11.2017 года, она самостоятельно обратилась с заявлением о включении ее в Список лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в орган опеки и попечительства. Однако, постановлением от 27.11.2017 года N 1091"Об отказе во включении в список нуждающихся в жилом помещении", в связи с тем, что она достигла возраста 23 лет ей было отказано во включении в список.
В связи с вышеизложенным, Боготова Д.К. обратилась в суд с иском к Местной администрации г.о. Баксан о признании незаконным п.3 Постановления местной администрации г.о. Баксан от 27.11.2017г. N; возложении обязанности на администрацию г.о. Баксан по включению ее в список нуждающихся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в числе лиц 1991 года рождения.
Решением Баксанского районного суда КБР от 08 мая 2018 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, считая его незаконным и необоснованным, местная администрация г.о. Баксан подала на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указано, что местная администрация г.о. Баксан не была надлежаще извещена о времени и месте судебного разбирательства дела.
Кроме того, суд первой инстанции утверждает, что, согласно норм, установленных федеральным законом 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - ФЗ N 159), достижение 23-летнего возраста Боготовой Д.К. не может рассматриваться как обстоятельство, влекущее утрату ею права на получение жилого помещения как лицом, оставшимся без попечения родителей.
Но в оспариваемом Постановлении местной администрации городского округа Баксан от 27.11.2017 было указано, что Боготовой Д.К. отказано во включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по категории детей-сирот. То есть истице было отказано во включении в список, а не в предоставлении жилого помещения по основаниям, определенным ФЗ N 159.
Доводы суда о том, что истица обращалась в 2007г. до достижения ею 23 лет в местную администрацию г.о. Баксан для включения ее в список, необоснованны, так как не подтверждены доказательствами и исходят только из устных пояснений Боготовой Д.К.
Кроме того, судом неправомерно был установлен факт отсутствия у истицы недвижимого имущества, в частности, жилого помещения, так как данное обстоятельство было подтверждено Выпиской из ЕГРН с истекшим сроком действия.
Судебной коллегией по гражданским делам с учетом оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, и в соответствии с ч. 5 указанной статьи 02.08.2018г. было принято определение о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В судебном заседании Боготова Д.К. просила удовлетворить иск по основаниям, изложенным в нем, при этом пояснила, что обращалась в 2007г. в администрацию устно и ей никто не разъяснял порядок постановки на учет.
Представитель ответчика Калашников В.В. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, так как Боготова Д.К. в установленном Законом порядке не обращалась до 2017г. в администрацию, и ей на момент первоначального обращения было уже более 23 лет.
Заслушав доклад судьи Хамирзова М.Х, изучив материалы дела, выслушав Боготову Д.К. и Калашникова В.В, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Поскольку ответчик не был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, Судебная коллегия считает, что в силу положений п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ решение Баксанского районного суда КБР от 08.05.2018г. подлежит отмене.
Отменяя решение суда первой инстанции по изложенному основанию и, принимая по делу новое решение об отказе в иске, Судебная коллегия исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что постановлением местной администрации г.о. Баксан N от 27 ноября 2017г. Боготовой Д.К. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по муниципальным районам и городским округам КБР.
Согласно положениям пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, законами от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон) и от 24 июля 1998 г. N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами.
В силу ст. 10 Закона за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 8 названного Закона, предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ от 05.02.2009 N 250-О-П в определении "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
Согласно п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Соответственно, действующим законодательством определено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Абзац 4 статьи 1 Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Из вышеуказанной нормы следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Требования о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и обеспечение во внеочередном порядке жилыми помещениями носят заявительный характер.
Вместе с тем, суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что Боготова Д.К. до достижения возраста 23 лет своевременно обращалась в Администрацию города Баксана по вопросу обеспечения жилым помещением, при этом она пояснила, что устно обращалась в 2007г, что оспаривалось представителем ответчика.
Из представленных Боготовой Д.К. доказательств в обоснование заявленных требований имеется лишь письмо местной администрации г.о. Баксан, из которого следует, истица обращалась за реализацией своих прав по включению в список детей-сирот лишь 17.11.2017г, т.е. по достижении ею 26 лет.
В связи с изложенным, Судебная коллегия считает, что иск Боготовой Д.К. к Местной администрации г.о. Баксан о признании незаконным п.3 Постановления местной администрации г.о. Баксан от 27.11.2017г. N и возложении обязанности на администрацию г.о. Баксан по включению ее в список нуждающихся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в числе лиц 1991 года рождения подлежит оставлению без удовлетворения ввиду необоснованности.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
Решение Баксанского районного суда КБР от 05 мая 2018 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Боготовой Дианы Казбековны к Местной администрации г.о. Баксан о признании незаконным п.3 Постановления местной администрации г.о. Баксан от 27.11.2017г. N; возложении обязанности на администрацию г.о. Баксан по включению ее в список нуждающихся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в числе лиц 1991 года рождения, отказать.
Председательствующий М.Х. Хамирзов
Судьи А.З. Бейтуганов
М.Б. Мисхожев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.