Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Игнатьевой О.С.
Литвиновой И.А.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 июня 2018 года гражданское дело N 2-576/2018 по апелляционной жалобе Лабутина Анатолия Васильевича на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 21 февраля 2018 года по иску Лабутина Анатолия Васильевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга, администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о признании права на получение пенсии по инвалидности.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н, выслушав объяснения истца - Лабутина А.В, представителя истца - Демина Д.И, представителя ответчика УПФ РФ в Красносельском районе СПб - Ухалиной С.А..
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Лабутин Анатолий Васильевич является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N400-ФЗ.
Лабутин А.В. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга, к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, в котором после уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд подтвердить его статус в качестве ветерана-участника Великой Отечественной войны по категории "д" пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", обязать УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга назначить ему вторую пенсию по инвалидности с 20.12.2006, включить в общий трудовой стаж период прохождения службы, работы несовершеннолетним во время Великой Отечественной войны с 25.06.1944 по 30.08.1945, период очного обучения и получения первичной профессиональной подготовки будущего офицера ВМФ СССР, общественно-политической деятельности в это время, период срочной службы в армии с 20.06.1950 по 20.11.1956, взыскать с УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга задолженность по пенсии по инвалидности с 20.12.2006 по январь 2018 в размере 1339100 рублей 50 копеек, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 78500 рублей, надбавку участника Великой Отечественной войны в размере 87300 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1500000 рублей, с администрации Красносельского района Санкт-Петербурга компенсацию морального вреда в размере 1500000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является ветераном - участником Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы по общему заболеванию. Однако, решением ГУ УПФ РФ в Красносельском районе Санкт-Петербурга от 25.10.2016 истцу отказано в назначении государственной пенсии по инвалидности в связи с тем, что он не относится к категории граждан, указанных в пп. "а-ж" и "и" п.п. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", которые имеют право на получении второй пенсии. Истец не согласен с указанным решением, считает, что оно не соответствует закону и нарушает его права.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 21 февраля 2018 года Лабутину А.В. отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В заседание судебной коллегии ответчик администрация Красносельского района Санкт-Петербурга не явился, о рассмотрении дела извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, путем направления судебного извещения по адресу места нахождения, полученного представителем ответчика 31.05.2018, ходатайств об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не явившиеся лица не представили. В связи с изложенным судебная коллегия на основании ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ, п. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная пунктом 1 статьей 16 настоящего Федерального закона и трудовая пенсия по старости.
В соответствии с пунктом 28 Перечня документов, необходимых для установления стразовой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтрада России от 28.11.2014 N958н для назначения пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению участникам Великой Отечественной войны необходимы документы: о том, что гражданин является инвалидом, о признании участником Великой Отечественной войны.
Пунктом 109 Перечня от 28.11.2014 N958н определено, что участие в Великой Отечественной войне подтверждается удостоверением участника войны, выданными лицам, указанным в подпунктах "а"-"ж", "и" п.п.1 п.1 ст. 2 Федерального Закона "О ветеранах", либо удостоверением ветерана Великой Отечественной войны установленного образца, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.1999 N1122.
В силу абзаца 8 статьи 2 поименованного Федерального закона для целей настоящего Закона под понятием участники Великой Отечественной войны следует понимать граждан, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах":
а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период ВОВ или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период ВОВ на временно оккупированных территориях СССР;
б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период ВОВ службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период ВОВ штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период ВОВ специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;
д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период ВОВ в действующую армию;
е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период ВОВ, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 01.01.1944 г. по 31.12.1951 г. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период ВОВ, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 01.02.1944 г. по 09.05.1945 г.;
ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период ВОВ на территориях других государств;
и) лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда", инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ 1941 - 1945 годов.
Из материалов дела следует, что Лабутин А.В. имеет удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны серии BB N 6923096 от 12.08.2007, выданного администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга, согласно которому имеет права и льготы, установленные ст. 14 Федерального закона "О ветеранах", удостоверение серии Д N629241 за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны.
Согласно сведениям администрации Красносельского района Санкт-Петербурга Лабутин А.В. относится к участникам Великой Отечественной войны, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
20.12.2006 истцу установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.
Согласно представленным истцом документам, судом установлено, что Лабутин А.В. относится к категории граждан - участников Великой Отечественной войны, поименованных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из того, что истец относится к категории граждан - участников Великой Отечественной войны по подпункту "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", которые не обладают правом на получение двух пенсий одновременно согласно Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации, касаясь вопроса о праве участников Великой Отечественной войны - инвалидов вследствие общего заболевания, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии (подпункт "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), на одновременное получение двух пенсий, неоднократно указывал, что установление дифференциации в пенсионном обеспечении для отдельных категорий участников Великой Отечественной войны направлено на особую государственную поддержку фронтовиков и других лиц, принимавших участие в боевых действиях, и основано на объективных критериях (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2006 года N 603-О, от 28 мая 2009 года N 861-О-О и от 16 июля 2009 года N 965-О-О).
Само по себе установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, включая предоставление возможности получения одновременно двух пенсий, не затрагивает прав тех лиц, которые не отнесены законодателем к числу пользующихся такой льготой (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 года N 774-О-О, от 28 мая 2009 года N 861-О-О, от 24 сентября 2013 года N 1372-О и др.).
Проверка же соответствия одних норм федерального закона другим нормам этого закона, как и расширение круга лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Из представленной Лабутиным А.В. копии справки военного комиссариата Красносельского района Санкт-Петербурга от 09.02.2007 N 3/14 следует, что Лабутин А.В. в период с июня 1944 по август 1945 являлся воспитанником 2-го Ленинградского Краснознаменного военного авиационно-технического училища.
Данные сведения также подтверждаются представленными архивными данными Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которыми 30.08.1945 воспитанник 2-го Ленинградского военного авиационно-технического училища Лабутин А.В. откомандирован в распоряжение директора Морского ремесленного училища N1 Управления трудовых резервов Латвийской СССР для дальнейшего обучения по специальности.
При разрешении спора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Лабутин А.В. не относится к участникам Великой Отечественной войны (п. п. "а" - "ж" и "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах"), имеющим право на получение двух пенсий одновременно.
Из представленных в суд документов видно, что отделом социальной защиты администрации Красносельского района 12.02.2007 выдано Лабутину А.В. удостоверение участника войны, в соответствии с которым он имеет права и льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах".
Основанием для выдачи удостоверения Лабутину А.В. послужила справка, выданная отделом социальной защиты населения Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга N201 от 12.02.2007 в которой указано, что Лабутин А.В. относится к категории "з" подпункта 1 пункта 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", как военнослужащий, проходивший военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами и медалями СССР за службу в указанный период.
Периоды вхождения воинских частей и учреждений в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны определяются на основании перечней воинских частей и учреждений, входивших в состав действующей армии, введенных в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Сведения об указанных в перечнях сроках вхождения частей и учреждений в состав действующей армии, сроках нахождения предприятий, учреждений и военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов и операционных зон действующих флотов при необходимости могут быть подтверждены Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации и Центральным военно-морским архивом.
Таких документов в отношении истца не имеется.
Справка военного комиссариата Санкт-Петербурга от 06.03.2002 N3/242, из которой следует, что истец являлся участником Великой Отечественной войны, проходил службу с июня 1944 года до сентября 1945 года во 2-м Ленинградском Краснознаменном военном авиационно-техническом училище не дает основания для отнесения истца к категориям ветеранов имеющих право на получение второй пенсии (по инвалидности), так как данная справка не подтверждает факт вхождения училища в состав действующей армии и не содержит указания на то, что данное учебное заведение значится в Перечне воинских частей, входивших в состав действующей армии.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом жалобы о не включении ответчиком в общий трудовой стаж периодов с 25.06.1944 по 30.08.1945, с 20.06.1950 по 20.11.1956, так как из документов, находящихся в пенсионном деле и расчета размера пенсии истца, представленного ответчиком видно, что период учебы с 25.06.1944 по 22.06.1950 (продолжительностью 5 лет 11 месяцев 27 дней) и период службы в Армии по призыву с 23.06.1950 по 20.11.1956 (продолжительностью 6 лет 4 месяца 27 дней) учтены с стажевом досье истца.
Таким образом, размер страховой пенсии истца определен верно, исходя из документов пенсионного дела и на основании буквального толкования действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы Лабутина А.В. о том, что удостоверение участника-ветерана Великой Отечественной войны выдано с нарушением п.2 Инструкции " О порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны", утвержденной Постановлением правительства РФ от 05.10.1999 N1122 " Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны" неуполномоченным органом, а именно не органом Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, отклоняется судебной коллегий, поскольку в соответствии с п. 2 указанной инструкции (в редакции от 13.02.2001, действующей на момент выдачи истцу удостоверения от 12.02.2007) выдача удостоверений производилась органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в добровольном заявительном порядке по мере обращения ветеранов в эти органы.
На момент принятия указанной Инструкции в силу ст. 117 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. за N 340-1 (в редакции от 11.04.1998) "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсионное обеспечение осуществлялось государственными органами социальной защиты населения, в компетенцию которых одновременно входила реализация прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах".
Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года за N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" полномочия по выплате государственных пенсий закреплены за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами.
Пунктом 2 названного Указа органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 2001 года было, в частности, рекомендовано заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий.
В то же время полномочия по реализации прав и льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах" сохранились за органами социальной защиты населения.
Порядок выдачи удостоверений был урегулирован Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Минтруда от 11 октября 2000 г. за N 69.
Как видно из материалов дела, в соответствии с названной Инструкцией 12.02.2007 истцу было выдано удостоверение ветерана-участника ВОВ с предоставлением льгот, установленных ст. 14 Федерального закона "О ветеранах".
Таким образом, отдел социальной защиты населения Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга обоснованно выдал удостоверение Лабутину А.В.
Доводы апелляционной жалобы по существу представляют позицию в истца в обоснование исковых требований, являлись предметом обсуждения сторон в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции и получили обоснованную правовую оценку в решении суда.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 21 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.