Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Птоховой З.Ю.
судей Александровой Ю.К. и Петровой А.В.
с участием прокурора Мазиной О.Н.
при секретаре Максимовой К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2197/2017 по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июня 2017 года по иску Министерства обороны Российской федерации к Екимцову А. Н, Екимцовой И. Б, Екимцовой Д. А. о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета.
Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю, объяснения представителя истца Министерства обороны Российской Федерации - Ивановой А. Ю, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Мазиной О.Н, полагавшей решение суда подлежащим частичной отмене, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Екимцову А.Н, Екимцовой И.Б, Екимцовой Д.А, в котором просило устранить нарушения прав собственника в отношении помещения по адресу: "адрес" и прекратить право пользования Екимцова А.Н, Екимцовой И.Б, Екимцовой Д.А. указанным помещением, а также выселить ответчиков из жилого помещения по вышеуказанному адресу; снять Екимцову И.Б. с регистрационного учета по указанному адресу.
В обоснование исковых требований истец указал, что ответчики незаконно удерживают жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", которое включено в число служебных и является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации. Спорная квартира была предоставлена Екимцову А.Н. в связи с прохождением военной службы на основании временного ордера N... от 25 ноября 1988 года на семью из 3 человек, включая жену Екимцову И.Б. и дочь Екимцову Д.А. В настоящее время в спорной квартире зарегистрирована Екимцова И.Б, которая относится к лицам, не имеющим связь с Министерством обороны Российской Федерации. Требование о необходимости добровольно освободить спорное жилое помещение в добровольном порядке ответчиками не исполнено.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июня 2017 года исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворены частично.
Екимцова И.Б. признана прекратившей право пользования жилым помещением - "адрес" и выселена из указанной квартиры.
В удовлетворении остальной части исковых требований Министерства обороны Российской Федерации отказано.
В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Ответчиками, третьими лицами решение суда не обжалуется.
Ответчики Екимцов А.Н, Екимцова И.Б, Екимцова Д.А, представители третьих лиц ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского, извещенные о времени и месте судебного разбирательства по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (л.д.196-204), в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении слушания дела не просили, связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя истца, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В силу положений статей 209, 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Согласно пункту 1 ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу положений ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
Как следует из материалов дела, спорным жилым помещением является "адрес" в "адрес", которая включена в число служебных помещений и является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Спорная квартира была предоставлена на основании выданного ВИКИ им. А.Ф. Можайского ордера от 25 ноября 1988 года лейтенанту Екимцову А.Н. на семью из трех человек, включая жену Екимцову И.Б. и дочь Екимцову Д.А, на время учебы в институте со сроком временной прописки до 01 декабря 1991 года.
Из акта установления фактического проживания от 07 апреля 2017 года следует, что фактически в "адрес" проживает Екимцова И.Б.
Требование ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 18 мая 2015 года направленное в адрес Екимцевой И.Ю. о необходимости представить документы, подтверждающие право проживания в специализированном жилищном фонде Минобороны России либо освобождения спорного жилого помещения оставлено последней без удовлетворения.
Разрешая заявленные к Екимцовой И.Б. требования, суд первой инстанции установив, что ответчица не относится к категории лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений, пришел к выводу, что исковые требования в части признания Екимцовой И.Б. прекратившей право пользования жилым помещением, выселении подлежат удовлетворения.
Поскольку апелляционная жалоба истца, в котором он просит полностью отменить решение суда не содержит доводов, по которым он не согласен с решением суда в удовлетворенной части заявленных требований, его законность и обоснованность в силу положений ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в указанной части не являются предметом проверки судебной коллегии. В данном случае апелляционная инстанция связана доводами жалобы Министерства обороны Российской Федерации. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении заявленных к Екимцовой Д.А,, Екимцову А.Н. требований в части признания прекратившими право пользования спорной квартирой по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Учитывая, что спорное жилое помещение предоставлено Екимцову А.Н. в 1988 году, то отношения по его пользованию возникли в период действия Жилищного кодекса Р, в связи с чем при разрешении спора подлежат применению нормы Жилищного кодекса Р..
В соответствии с частью 1 статьи 101 Жилищного кодекса Р. (действовавшего до 01 марта 2005 и на момент предоставления жилого помещения в 1988 году) жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса Р. единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, выданный на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов. Форма ордера устанавливалась Советом М. Р. и выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производилась в порядке, предусмотренном законодательством.
Вместе с тем, поскольку спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, соответственно, в настоящее время (т.е. после 01 марта 2005 года) на данные правоотношения распространятся действие Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно части 2 статьи 92 которого включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Аналогичное положение закреплено и в пункте 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 года N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" установлено, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросу исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Таким образом, решение по вопросу исключения спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда на основании вышеуказанных норм, а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" должно было принимать Министерство обороны Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2016 года N 530 общежитие, расположенное по адресу: "адрес" включено в специализированный жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержались и в статьях 105, 107 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения Екимцову А.Н.
Часть 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставляемых им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете).
Решением жилищной комиссии Военного инженерно-космического университета от 11 декабря 2001 года Екимцов А.Н. был снят с регистрационного учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений.
Решением Федерального суда Калининского района Санкт-Петербурга от 06 мая 2008 года решение жилищной комиссии Военного инженерно-космического университета от 11 декабря 2001 года, протокол N220, о снятии Екимцова А.Н. с учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, признано недействительным; Екимцов А.Н. восстановлен в списке военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений в соответствии с решением жилищной комиссии от 08 января 1992 года.
Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского N266 от 02 сентября 2008 года следует, что подполковник запаса Екимцов А.Н. восстановлен в списке военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений; решение жилищной комиссии, принятое на заседании от 11 декабря 2001 года, протокол N220, отменено.
Согласно ответу на запрос суда ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 16 мая 2017 года N184/6/87/57, в единой базе данных АИС "Учет", переданной в Управление ранее действовавшими квартирно- эксплуатационными органами Министерства обороны Российской Федерации, сведений по постановке на учет Екимцова А.Н. не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение суда о восстановлении Екимцова А.Н. в списке военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, до настоящего времени не исполнено.
Судебной коллегией установлено, что при вынесении решения Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 06 мая 2008 года суд исходили из того, что Екимцов А.Н. не имел иного жилого помещения для проживания.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, 26 мая 2008 года на основании договора купли-продажи от 25 апреля 2008 года за Екимцовым А.Н. зарегистрировано право собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес" (л.д.134).
Из ответа Управления Росреестра по Санкт-Петербургу от 18 ноября 2016 года на запрос суда следует, что в ЕГРП имеются сведения о наличии зарегистрированного права в отношении Екимцова А.Н. и Екимцовой Д.А. (л.д.77).
В соответствии со ст.99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются по установленным данным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Статьей 4 Федерального закона от 29 декабря 2014 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
Соответственно этому, п.28 Типового положения, приятого до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, должен применяться только к сотрудникам, прослужившим в правоохранительных органах не менее 10 лет, и не обеспеченным жилыми помещениями. Иное толкование данного пункта противоречит ст.ст. 93, 99 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.4 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 189-ФЗ.
Кроме того, сохранение за сотрудниками, обеспеченными жилыми помещениями по установленным нормам, права занимать служебные жилые помещения после увольнения ставит их в неравное положение по отношению к сотрудникам, не обеспеченными жилыми помещениями.
Учитывая, что право на предоставление служебного жилого помещения имеют только граждане, не обеспеченные жилыми помещениями, то с даты приобретения в собственность жилого помещения Екимцов А.Н. к такой категории не относится и, соответственно не имеет права пользования служебным жилым помещением, в том числе и применительно к п. 28 Типового положения,
Екимцов А.Н, как обеспеченный жилым помещением, не имеет права на пользование служебным жилым помещением, тем более, что служебные отношения между ним и собственником данного помещения прекращены и проживание в служебном жилом помещении не обусловлено необходимостью исполнения служебных обязанностей.
На учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения Екимцов А.Н. не состоит, вследствие чего предоставление ему какого-либо жилого помещения по основанию нуждаемости в предоставлении жилого помещения невозможно, при том, что в собственности у него имеется жилое помещение, соответствующее установленным нормам. Основания приобретения жилого помещения в собственность в данном случае правового значения не имеют.
Процедура сдачи служебных жилых помещений военнослужащими установлена "Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".
В частности, пунктом 17 указанной Инструкции предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 10 к настоящей Инструкции.
В силу ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Члены семьи военнослужащего, получившего служебное жилое помещение на период военной службы, не приобретают самостоятельного права пользования жилым помещением, и их права производны от прав нанимателя служебной квартиры по договору найма специализированного жилья, в случае прекращения которого совместно проживающие члены семьи обязаны освободить указанное жилое помещение.
Материалами дела достоверно подтверждено, что ответчик Екимцов А.Н. и его совершеннолетняя дочь Екимова Д.А. в настоящее время не используют спорное помещение по назначению, поскольку в нем не проживают и не вносят за него плату.
Проанализировав приведенные выше нормы жилищного законодательства, а также принимая во внимание что, несмотря на то, что ответчик Екимцов А.Н. утратил трудовые отношения с Военным инженерно-космическим университетом, спорное жилое помещение по акту не передал, к истцу с целью сдачи жилого помещения не обращался, учитывая, что спорная квартира предоставлялась ответчику в связи с прохождением службы, в спорном жилом помещении ответчики Екимцов А.Н, Екимцова Д.А. не проживают, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований Министерством обороны Российской Федерации о признании ответчиков прекратившими право пользования квартирой "адрес".
Оснований для выселения ответчиков Екимцова А.Н. и Екимцовой Д.А. судебная коллегия не усматривает, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что в спорной квартире они не проживают.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июня 2017 года в части отказа в удовлетворении заявленных Министерством обороны Российской Федерации требований к Екимцову А. Н, Екимцовой Д. А. о признании прекратившими право пользования жилым помещением - отменить. В указанной части принять новое решение
Признать Екимцова А. Н, Екимцову Д. А. прекратившими право пользования жилым помещением - "адрес"
В остальной части решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июня 2017 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.