Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Игнатьевой О.С,
Литвиновой И.А.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 июня 2018 года апелляционную жалобу Андрущенко Евгения Александровича на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 ноября 2017 года по гражданскому делу N 2-2333/2017 по иску Андрущенко Евгения Александровича к Администрации Адмиралтейского района о признании незаконным распоряжения N 1542 от 13.06.2017 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении на учете.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н, объяснения представителя истца Рафальской М.Б, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Андрущенко Е.А. обратился в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации Адмиралтейского района о признании незаконным распоряжения N 1542 от 13.06.2017 о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении на учете.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что он вместе с членами семьи (брат, мать, отец, бабушка, дедушка) 22.10.1987 был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как семья, проживающая в коммунальной квартире. В 1995 г. бабушка и дедушка сняты с учета в связи с обеспечением жилым помещением как ветераны Великой Отечественной Войны, отец снят с учета в связи со смертью, в 2012г. мать и брат сняты с учета в связи с приобретением "адрес", в которой в настоящее время зарегистрировано 4 человека. Полагает, что снятие с учета в связи с обеспеченностью более учетной нормы 9 кв.м. необоснованно, в соответствии со ст. 5 Закона Санкт-Петербурга N 407-65 минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет 18 кв.м. на одного члена семьи, на момент снятия его с учета на него приходилось 16,19 кв.м. общей площади, следовательно, он не был обеспечен жильем по норме предоставления.
Ленинским районным судом Санкт-Петербурга 15 ноября 2017 постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований Андрущенко Е.Ю. к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения N 1542 от 13.06.2017г. о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении на учете отказано.
Не согласившись с постановленным судебным актом, Андрущенко Е.Ю. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, удовлетворить требования истца в полном объеме.
Истец Андрушенко Е.А, представитель ответчика Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в заседание судебной коллегии не явились, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, причин неявки судебной коллегии не сообщили, доказательств их уважительности не представили. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся истца, представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что семья Андрущенко Е.А. в количестве шести человек (Андрущенко Е.А, брат, мать, отец, бабушка, дедушка) 22.10.1987 принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 16.2 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утв. решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 01.09.1987 N 712/6, в соответствии с которым нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет) проживающие в Ленинграде с постоянной пропиской, занимающие жилую площадь в квартирах, заселенных несколькими нанимателями, не связанных родственными отношениями, не являющихся в соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР членами семьи нанимателя, в домах государственного и общественного жилищного фонда в случаях, когда граждане, проживающие на указанной жилой площади, не имеют другого жилья, пригодного для постоянного проживания.
В 1995 году в состав семьи включен брат Андрущенко Е.А. - А.О.А. "дата".
В последствии в 1995 году дед и бабушка Андрущенко Е.А. сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований состоять на учете, поскольку им, как ветеранам Великой Отечественной войны предоставлена квартира. Отец истца А.А.В. снят с регистрационного учета в связи со смертью.
На основании договора купли-продажи от 12.07.2012г. А.О.А. (брат истца) и А.Л.А. (мать истца) приобрели на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли каждый) жилое помещение, состоящее из 2 комнат общей площадью 48,57 кв.м, жилой площадью 29,74 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", право собственности зарегистрировано 01.08.2012.
С 19.02.2016 истец зарегистрирован и проживает в указанной квартире.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Андрущенко Е.А, суд первой инстанции исходил из того, что к настоящему времени в жилищных условиях истца произошли изменения, в результате которых утрачены основания состоять на жилищном учете, истец обеспечен жилой площадью более учетной нормы 9 кв.м, существующей в настоящее время, в связи с чем оспариваемое распоряжение Администрации Адмиралтейского района СПб о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях суд признал обоснованным.
Решение суда подлежит отмене в связи с существенным нарушением судом норм материального права.
Перечень оснований для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 данной нормы предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Часть 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетная норма), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Оценивая конституционно-правовой смысл приведенного положения закона, Конституционный Суд Российской Федерации, в частности в Определении от 23 октября 2014 года N 2329-О, указал, что в соответствии со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам.
Жилые помещения на условиях социального найма предоставляется нуждающимся в жилых помещениях гражданам и членам их семей.
Положение части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Под общей площадью жилья в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга понимается выраженный в квадратных метрах и определяемый в соответствии с действующими нормами и правилами размер общей площади квартиры, индивидуального жилого дома, части квартиры или(и) индивидуального жилого дома.
Сведения о жилищной обеспеченности должны содержать информацию об общей площади всех жилых помещений (квартир, индивидуальных жилых домов, частей квартир или(и) индивидуальных жилых домов), принадлежащих заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности и находящихся в пользовании заявителя и совместно проживающих с ним членов семьи по иным основаниям, независимо от места нахождения жилых помещений и типа жилищного фонда.
Общая площадь жилья, приходящаяся на одного проживающего, определяется как сумма общей площади жилья, принадлежащего заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности, и общей площади жилья, которое заявитель и совместно проживающие с ним члены его семьи используют для постоянного проживания по иным основаниям, исходя из количества совместно проживающих.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 5 Вводного закона к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 6 указанного Вводного закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, по смыслу части 2 статьи 6 Вводного закона гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П по жалобе на нарушение прав частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" указанное положение не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
В силу пункта 29.1 действовавших до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Ленгорисполкома от 7 сентября 1987 года N 712/6, снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Согласно пункту 12 указанных Правил в соответствии со средней обеспеченностью жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинграда устанавливается минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 кв. м на человека.
Вместе с тем в настоящее время пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлена иная норма предоставления по сравнению с ранее действовавшим законодательством, а именно, при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (далее - норма предоставления площади жилого помещения), составляет 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек; 33 квадратных метра для одиноко проживающего гражданина.
Анализ изложенных правовых норм позволяет судебной коллегии прийти к выводу, что основанием для снятия истца с учета нуждающихся, с учетом конкретных обстоятельств дела, могла послужить только обеспеченность семьи истца общей площадью жилого помещения не менее 54 кв. м (18 * 3). Вместе с тем, данное обстоятельство из материалов дела не следует. Доказательств наличия иных жилых помещений в пользовании или собственности членов семьи истцов администрацией района предоставлено не было.
Таким образом, жилищная обеспеченность истца составляет менее нормы предоставления жилой площади, при этом довод ответчика об обеспеченности истца свыше нормы предоставления основан на неверном толковании норм права, применение нормы обеспечения исходя из 9 кв. м жилой площади является безосновательным.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что администрацией района принято незаконное решение о снятии истца с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым удовлетворить требования Андрущенко Е.А, признать незаконным распоряжение Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга N 1542 от 13.06.2017г. о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, восстановить Андрущенко Е.А. на учете нуждающихся в жилых помещениях с даты первоначальной постановки на учет.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 ноября 2017 года отменить.
Признать незаконным распоряжение Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга N1542-р от 13 июня 2017 о снятии Андрущенко Евгения Александровича с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Обязать Администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга восстановить Андрущенко Евгения Александровича на учете нуждающихся в жилых помещениях с даты первоначальной постановки на учет.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.