Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Громацкой В.В., Кычкиной Н.А.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием административного истца Шмелевой Т.И, представителя административного истца Трикоз Ю.Е, представителя административного ответчика Спиридонова А.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 04 июня 2018 года по делу по административному иску Шмелевой Т.И. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации... о признании незаконным решения, которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения явившихся сторон, судебная коллегия
установила:
Шмелева Т.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что 19 января 2018 года обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу:.., в собственность для индивидуального жилищного строительства. Письмом от 12 марта 2018 года ответчик отказал в предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне "П-4", где не предусмотрено размещение земельного участка с видом разрешенного использования под индивидуальное жилищное строительство, а также в связи с тем, что согласно утвержденному проекту межевания территории квартала "172" г. Якутска испрашиваемый участок расположен в границах образуемых земельных участков с условными номерами "6.9.159" и "6.9.160" под склады. Истец, ссылаясь на то, что право собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке, оформлено в 2010 году, а Правила землепользования и застройки ГО "город Якутск" утверждены 25.12.2013 N169 HПA, просила признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка и обязать ответчика устранить допущенное нарушение права и законных интересов путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу:...
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права, при этом настаивает на своих прежних доводах.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что 22 января 2018 года Шмелева Т.П. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной Администрации г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу:.., под индивидуальное жилищное строительство.
Оспариваемым решением от 12 марта 2018 года ответчик отказал истцу в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, мотивировав свой отказ тем, что согласно информации, предоставленной Управлением архитектуры и градостроительной политики г. Якутска от 30 января 2018 года, а также согласно сведениям ИСОГД от 29 января 2018 года запрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне "П-4" (производственная зона, предназначенная для размещения объектов коммунального, производственного, транспортно-логистического и складского назначения, объектов инженерной инфраструктуры 1V-V классов опасности), где не предусмотрено размещение земельного участка с видом разрешенного использования под индивидуальное жилищное строительство, что по утвержденному проекту межевания территории квартала "172" г. Якутска запрашиваемый земельный участок расположен в границах образуемых земельных участков с условными номерами "6.9.159" и "6.9.160" под склады. Также в обоснование отказа ответчиком указано на п.п. 1, 5 ст. 16 ФЗ от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что решение об отказе в предварительном согласованиипредоставления земельного участка без торгов принято ответчиком с соблюдением требований закона (п. 16 ст. 11, п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ) и в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, в пределах полномочий.
Указанный вывод суда первой инстанции основан на материалах дела и нормах права, регулирующих спорное правоотношение, в связи с чем причин для признания его неверным судебная коллегия не находит.
Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Пунктом 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно п. 6 ст. 1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 ст. 37 ГрК РФ).
Согласно п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. В соответствии с ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
На основании п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, резервирование земель и изъятие, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения.
Согласно Правилам землепользования и застройки г. Якутска и утвержденным в их составе градостроительным регламентам, а также согласно проекту планировки территории квартала 172 г. Якутска испрашиваемый участок действительно расположен в территориальной зоне П-4 (производственной зоне), выделенной в целях развития существующих и преобразуемых территорий пригородных населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов коммунального, производственного, транспортно-логистического и складского назначения, объектов инженерной инфраструктуры IV-V классов опасности, и не предусматривающей размещение участков под индивидуальное жилищное строительство.
Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями ИСОГД от 29 января 2018 года, картой градостроительного зонирования, а также оцененными судом в совокупности осмотром доказательств (графических материалов), размещенных на официальном сайте Якутской городской Думы, утвержденных в качестве приложений к Генеральному плану города Якутска.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии препятствий для предварительного согласования предоставления испрашиваемого земельного участка заявителю.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на исследованных доказательствах. Нормы материального и процессуального права применены правильно.
При этом судебная коллегия отклоняет доводы Шмелевой Т.И. о незаконности Правил землепользования и застройки городского округа г. Якутск от 25.12.2013 г. N 169 НПА, поскольку обоснованность и законность решения об утверждении градостроительных регламентов и карты градостроительного зонирования в составе ПЗЗ г. Якутска не могут быть предметом проверки в рамках настоящего административного спора.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену судебного постановления. Доводы жалобы выводов суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, сводятся к переоценке доказательств и субъективному толкованию норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 04 июня 2018 года по делу по административному иску Шмелевой Т.И. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Оконешникова М.М.
Судьи Громацкая В.В.
Кычкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.