Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Громацкой В.В., Кычкиной Н.А.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием административного истца Бобуховой Л.Н, представителя административного ответчика Спиридонова А.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 06 июня 2018 года по делу по административному иску Бобуховой Л.Н. к Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения, которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения явившихся сторон, судебная коллегия
установила:
Бобухова Л.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию незаконным. В обоснование иска указывает, что 22 февраля 2018 года Департамент градостроительства Окружной Администрации г. Якутска отказал ей в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "Подводящий газопровод", расположенного по адресу:... в виду того, что согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2014 года N1335-3 N225-V "О внесении изменений в ст. 34 Закона РС(Я) "О градостроительной политике в РС(Я)" получение разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию подводящего газопровода не требуется. Между тем Управление Росреестра по РС (Я) приостановило регистрацию её права собственности на данный объект в виду отсутствия данного разрешения. Просила обязать ответчика выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, расположенного по адресу:...
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, административный истец обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, могут обратиться суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Обязанность доказывания этого обстоятельства возложена на лицо, обратившееся в суд.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ для удовлетворения требований административного истца необходима совокупность двух условий - несоответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. В противном случае в удовлетворении административного иска следует отказать.
В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (часть 1). Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (часть 10).
Согласно статье 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Окружной Администрации г. Якутска от 07 декабря 2017 года N... р Бобуховой Л.H. разрешено использование земель, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, со сроком на 10 лет из земель населенных пунктов, находящегося по адресу:.., для использования под нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, общей площадью 186 кв.м. На указанном земельном участке в 2006 году проведен подводящий газопровод низкого давления.
16 декабря 2017 года Бобухова Л.Н. обратилась в Управление Росреестра по РС (Я) с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный газопровод.
26 декабря 2017 года государственная регистрация права собственности на объект было приостановлено в связи с непредставлением разрешения на ввод его в эксплуатацию. В связи с этим 16 февраля 2018 года Бобухова Л.H. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного газопровода.
Оспариваемым решением ответчика от 22 февраля 2018 года истцу отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с ч. 6 ст. 55 ГрК РФ.
Отказывая истцу в удовлетворении административного иска и признавая законным отказ администрации г. Якутска в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию, суд первой инстанции исходил их положений статьи 55 ГрК РФ, в соответствии с которыми разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка.
Согласно ч. 6 ст. 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим ряд документов, в том числе: разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда).
Из оспариваемого ответа администрации г. Якутска от 22 февраля 2018 года следует, что Бобуховой Л.Н. отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с отсутствием доказательств полученя разрешения на строительство газопровода и его представление для принятия решения о выдаче разрешения о вводе объекта в эксплуатацию.
Частью 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрены случаи возведения объектов без получения разрешения на строительство, в их числе строительство объектов, для которых в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Соответствующий закон в Республике Саха (Якутия) был принят 29 декабря 2008 года - Закон РС (Я) 644-3 N 181-1V "О градостроительной политике в Республике Саха (Якутия)". Частью 9 статьи 34 указанного закона предусмотрены случаи, в которых не требуется выдача разрешение на строительство.
Законом Республики Саха (Якутия) от 26.10.2016 1729-3 N 1015-V "О внесении изменения в статью 34 Закона Республики Саха (Якутия) "О градостроительной политике в Республике Саха (Якутия)" в пункт 12.4 части 9 статьи 34 Закона Республики Саха (Якутия) ог 29 декабря 2008 года 644-3 N 181 -IV "О градостроительной политике в Республике Саха (Якутия)" внесено изменение, согласно которому выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства и (или) реконструкции сетей газопотребления и (или) газораспределения, предназначенных для транспортировки газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно, и их объектов.
Установив, что газопровод низкого давления относится к объектам, которым согласно вышеизложенным нормам права выдача разрешения на строительство, так и получение разрешения на ввод в эксплуатацию не требуется, администрация обоснованно, с соблюдением части 6 статьи 55 ГрК РФ отказала Бобуховой Л.Н. в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку право собственности на указанный объект может быть зарегистрировано в отсутствии акта ввода объекта в эксплуатацию.
Выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении данного административного требования являются верными.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к позиции, изложенной в поданном заявлении, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку доказательств, оцененных судом в соответствии с требованиями законодательства, выводов суда не опровергают и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 06 июня 2018 года по делу по административному иску Бобуховой Л.Н. к Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Оконешникова М.М.
Судьи Громацкая В.В.
Кычкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.