Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абаниной А.Б. на решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 13 июля 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых
исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай Решетовой А.Г. от 21 мая 2018 года Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 13 июля 2018 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай - без удовлетворения
Не согласившись с вынесенным решением, защитник Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абанина А.Б. обратилась в Верховный Суд Республики Алтай с жалобой, в которой просит принятое решение отменить, производство по делу прекратить, указывая, что вина Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в неисполнении решения суда отсутствует, так как имеются существенные обстоятельства затрудняющие исполнение судебного решения.
Исследовав материалы дела, заслушав защитника Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абанину А.Б, поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 113 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Неисполнение должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 06.04.2018 года судебным приставом- исполнителем МОСП по ПОПП и розыску УФССП России по Республики Алтай Трашевым И.Ю. в отношении Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возбуждено исполнительное производство N 4414/18/04012-ИП на основании исполнительного листа серии ФС N 002977364, выданного Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай 27.03.2018 года, предмет исполнения: обязать Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставить Макарчевой В.А. из специального жилого фонда РА по договору найма специализированного жилого фонда благоустроенное, изолированное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям с учетом нормы предоставления, на территории МО г. Горно-Алтайск. Постановлением установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
17.04.2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение в добровольном порядке в установленный 5-дневный срок требований исполнительного документа.
04.05.2018 года Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай вручено требование об исполнении требований исполнительного документа, выданного Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай, в срок до 10.05.2018 года.
По факту неисполнения Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай требования исполнительного листа в срок до 10.05.2018 года, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай Трашевым И.Ю. в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении N 23 от 17.05.2018 года, который вручен Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абаниной А.Б. 17.05.2018 года.
21.05.2018 года начальником отдела - старшим судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай Решетовой А.Г. рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, и по делу вынесено обжалуемое постановление.
С учетом изложенных обстоятельств, должностное лицо, а впоследствии и суд, обоснованно исходили из того, что Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования, в срок установленный требованием судебного пристава-исполнителя, а именно не представило Макарчевой В.А. жилое помещение.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай реализует полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не единолично, а наряду с иными органами исполнительной власти Республики Алтай, не влечет отмены вынесенных по делу постановлений, поскольку участие других органов исполнительной власти в реализации государственной политики по защите имущественных прав и законных интересов детей-сирот не освобождает названный уполномоченный орган от административной ответственности за неисполнение вступившего в законную силу судебного акта.
В силу требований закона (статья 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статья 13ГПК РФ) вступившие в законную силу судебные акты обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В нарушение этих требований до настоящего времени вступивший в законную силу судебный акт от 20.12.2017 года о предоставлении Макарчевой В.А. жилого помещения не исполнен, что противоречит пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которым каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. При этом в соответствии с правовыми позициями, выработанными Европейским Судом по правам человека, Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в его Постановлении N 5 от 10 октября 2003 года "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 указанной Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.
Длительное неисполнение судебного решения противоречит интересам взыскателя и приводит к нарушению его права на эффективную судебную защиту и судопроизводство в разумные сроки, что с учетом социальной значимости защищаемых в судебном порядке прав лиц, которые относятся к наиболее уязвимому слою населения, является достаточным основанием для привлечения государственного органа, к административной ответственности по соответствующей статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, заявитель принял все меры для надлежащего исполнения исполнительного документа, а также доказательств, свидетельствующих о наличии объективно непреодолимых для должника обстоятельств, препятствующих исполнить требования данного документа, Министерством в материалы дела не представлено.
Министерством в материалы дела представлены письма, адресованные Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай, заместителю Председателя Правительства Республики Алтай, Министру финансов Республики Алтай, Министру регионального развития Республики Алтай содержащие информацию о количестве детей-сирот у которых возникло право на получение жилых помещений из специализированного жилищного фонда Республики Алтай, о выделении дополнительного финансирования на исполнение судебных решений, расходах бюджета Республики Алтай на оплату исполнительных сборов и штрафов. При этом указанные письма не содержат информации о намерении Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставить Макарчевой В.А. из специального жилого фонда РА по договору найма специализированного жилого фонда благоустроенное, изолированное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям с учетом нормы предоставления, на территории МО г. Горно-Алтайск.
Учитывая изложенное, указанные действия не свидетельствуют об отсутствии вины Министерства в совершении административного правонарушения, поскольку указанные действия не привели к исполнению решения суда в установленный срок, перечисленные меры являются недостаточными и не освобождают Министерство от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 13 июля 2018 года, по делу обадминистративном правонарушении, предусмотренномч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай оставить без изменения, жалобу защитника Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абаниной А.Б. - без удовлетворения.
Судья Верховного суда
Республики Алтай Б.Е. Антух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.