Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р,
судей Абдуллиной Г.А. и Пичуговой О.В.
при секретаре судебного заседания Дианкиной А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиГилманова Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального бюджетного дошкольного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 2 "Сказка" Менделеевского муниципального района Республики Татарстан на решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 23 мая 2018 года, которым постановлено:
исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ (Татарстан) в Елабужском, Агрызском, Менделеевском районах в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать действия (бездействия) Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, муниципального казенного учреждения "Управление образования Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района", муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 2 "Сказка" Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, выразившиеся в осуществлении деятельности в МБДОУ Детский сад "Сказка" с нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными, обязать их прекратить вышеназванные действия, устранить выявленные нарушения и обеспечить проведение капитального ремонта с заменой изношенных инженерных сетей МБДОУ Детский сад "Сказка".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ (Татарстан) в Елабужском, Агрызском, Менделеевском районах (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по РТ (Татарстан) в Елабужском, Агрызском, Менделеевском районах) в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд иском к Исполнительному комитету Менделеевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком Менделеевского муниципального района РТ), муниципальному казенному учреждению (далее - МКУ) "Управление образования Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района", муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад общеразвивающего вида N 2 "Сказка" Менделеевского муниципального района Республики Татарстан (далее - МБДОУ Детский сад "Сказка") о признании действий (бездействий) незаконными, возложении обязанности устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и провести капитальный ремонт инженерных сетей.
В обоснование иска указано, что ТО Управления Роспотребнадзора по РТ (Татарстан) в Елабужском, Агрызском, Менделеевском районах в период с 05 февраля 2016 года по 04 марта 2016 года была проведена плановая проверка в МБДОУ Детский сад "Сказка", по результатам которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, в том числе: не проведена замена отопительной системы детского сада с момента открытия, а именно с 1979 года, отопительная система учреждения изношена в значительной степени. В отношении МБДОУ Детский сад "Сказка" составлен материал об административном правонарушении по ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 10 ноября 2016 года. Проведенной внеплановой выездной проверкой установлено, что пункт 1 предписания от 10 ноября 2016 года не исполнен, в детском учреждении капитальный ремонт с заменой изношенных инженерных сетей не проведен, чем нарушены требования ст. 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". По факту невыполнения предписания МБДОУ Детский сад "Сказка" постановлением мирового судьи судебного участка N 1 по Менделеевскому судебному району Республики Татарстан было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 10.000 руб.
07 декабря 2016 года ТО Управления Роспотребнадзора по РТ (Татарстан) в Елабужском, Агрызском, Менделеевском районах выдано повторное предписание о проведении обязательных мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства за N 89/29Е со сроком исполнения до 01 августа 2017 года. В период с 25 августа 2017 года до 21 сентября 2017 года внеплановой выездной проверкой было установлено, что учреждением указанное предписание не исполнено. По данному факту МБДОУ Детский сад "Сказка" постановлением мирового судьи судебного участка N 1 по Менделеевскому судебному району Республики Татарстан было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 10.000 рублей. 25 августа 2017 года выдано третье предписание о проведении обязательных мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства со сроком исполнения до 01 сентября 2018 года, которое также осталось не исполненным.
Поскольку при изношенных инженерных сетях отопления, а также канализационной системы затрагиваются права и законные интересы несовершеннолетних воспитанников, создается реальная угроза для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
На основании изложенного истец просил признать незаконными действия (бездействия) ответчиков, выразившиеся в осуществлении деятельности в МБДОУ Детский сад "Сказка" с нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства, обязать их прекратить вышеназванные действия, устранить выявленные нарушения и обеспечить проведение капитального ремонта с заменой изношенных инженерных сетей МБДОУ Детский сад "Сказка".
В судебном заседании представители истца ТО Управления Роспотребнадзора по РТ (Татарстан) в Елабужском, Агрызском, Менделеевском районах Гайнуллина Р.Г. и Вдовин С.П. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Исполкома Менделеевского муниципального района РТ Царева Е.С. в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Представитель ответчика МКУ "Управление образования Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района" Макаров К.Г. исковые требования признал.
Представитель ответчика МБДОУ Детский сад "Сказка" Легошина Г.Н. в судебном заседании с иском не согласилась.
Суд иск удовлетворил в вышеуказанной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель МБДОУ Детский сад "Сказка" Легошина Г.Н. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В жалобе отмечается, что судом необоснованно отклонены доказательства об исполнении предписаний. Также в жалобе указывается на отсутствие доказательств изношенности инженерных сетей МБДОУ Детский сад "Сказка".
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились.
Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, а также с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно п. 3 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством контроля за выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии ч. 2 ст. 2 указанного Закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ст. 39 указанного Закона, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 24 названного Закона, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требованиями ст. 28 указанного Закона установлено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что МБДОУ Детский сад "Сказка" является юридическим лицом, целью которого является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что МБДОУ Детский сад "Сказка" допущено нарушение требований санитарного законодательства, содержащихся в СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Данные выводы суда являются правильными.
Как следует из материалов дела, ТО Управления Роспотребнадзора по РТ (Татарстан) в Елабужском, Агрызском, Менделеевском районах в период с 05 февраля 2016 года по 04 марта 2016 года проведена плановая проверка в МБДОУ Детский сад "Сказка", в ходе которой были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, в том числе необходимость замены отопительной системы детского сада в связи с износом. 04 марта 2016 года было выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 10 ноября 2016 года.
Поскольку указанные нарушения устранены не были, 07 декабря 2016 года выдано повторное предписание о проведении обязательных мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства за N 89/29Е, со сроком исполнения до 01 августа 2017 года.
25 августа 2017 года выдано третье предписание о проведении обязательных мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства со сроком исполнения до 01 сентября 2018 года, которое также осталось не исполненным.
При таком положении суд правомерно пришел к выводу о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и обеспечить проведение капитального ремонта изношенных инженерных сетей МБДОУ Детский сад "Сказка", поскольку деятельность организации создает реальную угрозу жизни и здоровью детей, посещающих МБДОУ Детский сад "Сказка", и работников образовательного учреждения.
Довод жалобы об исполнении требований предписаний ТО Управления Роспотребнадзора по РТ (Татарстан) в Елабужском, Агрызском, Менделеевском районах является несостоятельным. Доказательств, свидетельствующих об устранении ранее выявленных нарушений закона, суду апелляционной инстанции не представлено.
В остальной части решение суда сторонами не оспаривается, выводы суда в целом соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону не противоречат.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы заявителя судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 23 мая 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 2 "Сказка" Менделеевского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.