Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Фахрутдинова И.И,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 27 апреля 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление непубличного акционерного общества "МОСТАФ" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
- нежилого помещения, общей площадью 187,3 квадратных метра, с кадастровым номером... :2197, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, "адрес", помещение N 1004, в размере 8 499 871 рубль по состоянию на 20 мая 2016 года;
- нежилого помещения, общей площадью 1 431,5 квадратных метров, с кадастровым номером... :1764, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, "адрес" помещения, в размере 52 945 523 рубля по состоянию на 1 января 2014 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 сентября 2017 года.
В удовлетворении заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о возмещении расходов на оплату производства судебной экспертизы отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
непубличное акционерное общество "Мостаф" обратилось в суд с административным иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в виде нежилого помещения общей площадью 187,3 кв.м с кадастровым номером... :2197, поставленного на кадастровый учет 20 мая 2016 года, и нежилого помещения общей площадью 1 431,5 кв.м с кадастровым номером... :1764, поставленного на кадастровый учет 1 октября 2012 года, которые расположены по адресу: Республика Татарстан, город Казань, "адрес"
В обоснование требований указано, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером... :2197 определена по состоянию на 20 мая 2016 года в соответствии с пунктом 3.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 года N 113), рассчитана на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" и составляет 10 146 505,50 руб.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером... :1764 определена по состоянию на 1 января 2014 года, введена в действие с 1 января 2015 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" и составляет 77 667 993,66 руб.
Административный истец просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 16:50:110502:2197 в размере 7 410 869 руб, равной его рыночной стоимости по состоянию на 20 мая 2016 года, а кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером... :1764 - в размере 56 580 391 руб, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года.
Суд заявленные требования удовлетворил, решение принято в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, и настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска. По мнению заявителя апелляционной жалобы, заключение судебного эксперта федерального бюджетного учреждения "Средне - Волжский региональный центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации от 20 марта 2018 года N 837/-7-4, которое судом положено в основу обжалуемого решения, не соответствует требованиям закона о государственной экспертной деятельности и закона об оценочной деятельности в Российской Федерации. Указывается, что в экспертном заключении допущены нарушения методологии оценочной деятельности, повлекшие за собой неправильное определение экспертом рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" представило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Непубличное акционерное общество "Мостаф", Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, исполнительный комитет муниципального образования г.Казани своих представителей в суд не направили.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении таких видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
При этом законом субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (абзац 2 пункта 2 статьи 372, пункт 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ) налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2 Закон Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела видно, что непубличное акционерное общество "Мостаф" является собственником объектов недвижимости в виде нежилого помещения общей площадью 187,3 кв.м с кадастровым номером... :2197, а также нежилого помещения общей площадью 1 431,5 кв.м, расположенных по адресу: Республика Татарстан, город Казань, "адрес"
Объект недвижимости с кадастровым номером... :2197 поставлен на кадастровый учет 20 мая 2016 года.
Объект недвижимости с кадастровым номером... :1764 поставлен на кадастровый учет 1 октября 2012 года.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 16:50:110502:2197 определена по состоянию на 20 мая 2016 года в соответствии с пунктом 3.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 года N 113), рассчитана на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" и составляет 10 146 505,50 руб.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером... :1764 определена по состоянию на 1 января 2014 года, введена в действие с 1 января 2015 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" и составляет 77 667 993,66 руб.
В подтверждение своих доводов о несогласии с указанной кадастровой стоимостью объектов недвижимости административный истец представил отчет N 969/009/17 от 6 сентября 2017 года об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью Юридическая компания "Сенат" по заказу непубличного акционерного общества "МОСТАФ", согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером... :2197 по состоянию на 20 мая 2016 года составила 7 410 869 руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером... :1764 по состоянию на 1 января 2014 года составила 56 580 391 руб.
По ходатайству представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан судом первой инстанции по делу проведена судебная экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости нежилого здания, соответствия представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости нежилых помещений требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Заключением эксперта федерального бюджетного учреждения "Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" от 20 марта 2018 года N837/07-4 по результатам проведенной по делу судебной экспертизы сделан вывод о том, что представленный административным истцом отчет от 6 сентября 2017 года N 969/009/17 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом эксперт пришел к выводу, что рыночная стоимость спорных нежилых помещений определена в указанном отчете неправильно.
Отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определилрыночную стоимость спорных нежилых помещений, которая в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером... :2197 по состоянию на 20 мая 2016 года, согласно заключению, составила 8 499 871 руб. без учета НДС, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером... :1764 по состоянию на 1 января 2014 года, согласно заключению, составила 52 945 523 руб. без учета НДС.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из достаточности имеющихся в материалах дела доказательств и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в соответствии с заключением судебного эксперта от 20 марта 2018 года.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
На основании части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Как следует из материалов дела, судебный эксперт Камилова А.Ф. в установленном законом порядке предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Она обладает специальными знаниями для ответа на поставленные вопросы, что подтверждается дипломом о высшем образовании по квалификации инженер по специальности "Экспертиза и управление недвижимостью", сведениями о наличии у нее специальности в должности эксперта 16.1 "Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки" со стажем экспертной работы с 2010 года и 27.1 "Исследование объектов землеустройства, в том числе с определением их границ на местности" со стажем экспертной работы с 2013 года, а также дипломом о профессиональной переподготовке по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" от 2010 года и дипломом магистра по специальности "Юриспруденция" от 2016 года.
Выводы суда первой инстанции по оценке заключения судебного эксперта в части доказательства являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, в связи с чем оснований не согласиться с ними суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, у суда первой инстанции имелись правомерные основания не ставить под сомнение правильность и обоснованность заключения судебного эксперта, которое имеющимися в материалах дела доказательствами, кроме доводов административного ответчика, не опровергается.
С учетом изложенного обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Довод апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебного эксперта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ не влечет отмену обжалуемого решения, поскольку федеральные стандарты оценки не распространяются на судебно-экспертную деятельность, форму и содержание заключения судебной экспертизы.
Иные доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда также не содержат, так как выводов суда первой инстанции по данному делу и вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств не опровергают и фактически сводятся к повторению доводов административного ответчика, приводившихся им в обоснование своей позиции о несогласии с заключением судебного эксперта, которые в установленном законом порядке были оценены судом первой инстанции.
Имеющие значение для обстоятельства определены судом правильно, при этом нарушений норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 27 апреля 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.