Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Терентьевой Н.А, Тимошенко Е.Г,
при секретаре Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Амедовой Эльвиры Сейтумеровны об оспаривании действий Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым, выразившихся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка
по апелляционной жалобе Амедовой Эльвиры Сейтумеровны на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 апреля 2018 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, пояснения административного истца Амедовой Э.С, её представителя - адвоката Задкова А.И, судебная коллегия
установила:
Амедова Э.С. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя тем, что оспариваемыми действиями административного ответчика нарушаются её права и законные интересы.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 апреля 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления Амедовой Э.С. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной Амедовой Э.С. ставится вопрос об отмене судебного акта как незаконного и необоснованного.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при принятии Гаспринским поселковым советом 15 мая 2008 г. решения N22 о предоставлении административному истцу разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, у указанного органа, в соответствии с законодательством Украины, отсутствовали полномочия по установлению срока действия такого решения. Решение Гаспринского поселкового совета от 15 мая 2008 г. N 22, в котором установлен срок его действия, на момент принятия не соответствовало законодательству Украины, в связи с чем, по мнению подателя апелляционной жалобы, не подлежит применению для целей исчисления срока действия указанного решения. Действия административного ответчика по возврату без рассмотрения заявления Амедовой Э.С. о предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав, противоречит действующему законодательству Российской Федерации, и нарушает её права и законные интересы.
В судебном заседании Амедова Э.С, её представитель - адвокат пор ордеру от 30 июля 2018 г. N82-А Задков А.И. (удостоверение N) поддержали доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определиларассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения Амедовой Э.С, её представителя - адвоката Задкова А.И, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Отказывая в признании незаконными действий Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым, выразившихся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка, суд первой инстанции исходил из того, что законность установления и продления срока действия решения Гаспринского поселкового совета в установленном законом порядке не оспорена и решения в данной части не были признаны незаконными. Доказательств того, что Амедова Э.С. обращалась в Гаспринский поселковый совет для утверждения проекта землеустройства по отводу земельного участка, не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N6-ФКЗ) до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
В соответствии с ч. 1 ст. 13 вышеназванного Закона завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014г. N313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершений оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон) (пункт 1 Порядка).
В силу п. 4. Порядка завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.
Согласно п. 8 Порядка, подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 30 марта 2015 г. N37 были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее - Правила).
В соответствии с п. 7 Правил, Департамент проверяет заявление на соответствие требованиям пунктов 5, 6 настоящих Правил. Подача заявления с нарушением требований пунктов 5, 6 Правил является основанием для возврата заявления без рассмотрения, о чем Департамент уведомляет заявителя в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением 27-й сессии 5-го созыва Гаспринского поселкового совета от 15 мая 2008 г. N 22 Амедовой Э.С. было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,0400 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: "адрес".
Пунктом 2 данного решения установлено, что при оформлении документации руководствоваться решением 8-й сессии Гаспринского поселкового совета 24-го созыва от 27 декабря 2002 г. с внесением изменений к нему п. 2 решения 18 сессии 5-го созыва N 5 от 3 августа 2007 г. "Об установлении сроков на оформлении документов" п. 2 "Решения на составление проекта отвода земельного участка и в течение 12 месяцев не предоставленные материалы на утверждение поселкового совета, считать утратившими силу".
В дальнейшем решениями Гаспринского поселкового совета неоднократно продлевался срок действия решения 27-й сессии 5-го созыва Гаспринского поселкового совета от 15 мая 2008 г. N 22. В конечном итоге срок действия указанного решения был продлён до 17 октября 2013 г.
27 ноября 2017 г. Амедова Э.С. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 0,0400 га, расположенного по адресу: "адрес", в порядке завершения оформления прав на земельный участок.
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым от 26 декабря 2017 г. N01-15/9732 поданное административным истцом заявление было оставлено без рассмотрения по тем основаниям, что представленное им решение органа местного самоуправления по состоянию на 18 марта 2014 г. утратило силу, в связи с чем у Амедовой Э.С. отсутствуют основания для завершения оформления права на земельный участок.
Законом Украины от 16 сентября 2008 г. N 509-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству" были внесены изменения в Земельный кодекс Украины, в частности, статья 151 Земельного кодекса Украины была изложена в новой редакции, часть 11 которой предусматривала, что срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований по его отводу составляет один год и может быть продлён однократно на такой же срок. В случае, если в течение установленного срока проект отвода земельного участка не представлен на утверждение в соответствующий орган, разрешение на разработку проекта отвода земельного участка и требования по его отводу считаются аннулированными.
В соответствии с п. 3 Раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16 сентября 2008 г. N509 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству" (вступил в силу 14 октября 2008 г.), принятые и не исполненные до вступления в силу этого Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка сохраняют силу на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона.
Исходя из системного толкования законодательства, действующими решения соответствующих органов местного самоуправления о разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка являются те, которые приняты в период с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г. (за исключением решений, в которых указан срок их действия).
Административный истец, получив решение органа местного самоуправления от 17 октября 2012 г. N12 (которым срок действия решения 27-й сессии 5-го созыва Гаспринского поселкового совета от 15 мая 2008 г. N 22 был в очередной раз продлён до 17 октября 2013 г.), с заявлением о дальнейшем продлении срока его действия в орган местного самоуправления не обращался. Доказательств того, что Амедова Э.С. обращалась в Гаспринский поселковый совет для утверждения проекта землеустройства по отводу земельного участка, материалы административного дела не содержат, как и доказательств наличия объективных причин, препятствующих Амедовой Э.С. реализовать решение в установленный срок.
При таких обстоятельствах, поскольку решение 27-й сессии 5-го созыва Гаспринского поселкового совета от 15 мая 2008 г. N 22, которым было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу оспариваемого земельного участка, срок действия которого неоднократно продлевался (в конечном итоге срок действия указанного решения был продлён до 17 октября 2013 г.), не было исполнено административным истцом в установленный срок, то данное решение по истечении указанного срока утратило силу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательств признания незаконными либо отмены в установленном законом порядке пунктов решений Гаспринского поселкового совета, которыми был установлен и неоднократно продлевался срок действия решения от 15 мая 2008 г. N 22, материалы дела не содержат и административным истцом не представлено.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне за границами территории г. Ялта (за обводной трассой) и на него распространялось действие решения 8-й сессии 6-го созыва Ялтинского городского совета от 16 июня 2011 г. N111, материалы дела не содержат.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, отказ в предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав на основании поданного лицом соответствующего заявления оформляется администрацией г. Ялта Республики Крым в виде постановления, тогда как в данном случае поданное Амедовой Э.С. 27 ноября 2017 г. заявление о предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав, письмом Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым от 26 декабря 2017 г. N01-15/9732 было возвращено административному истцу без рассмотрения, в связи с нарушением требований Правил, утверждённых решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 30 марта 2015 г. N37.
В компетенцию Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым не входит предоставление в собственность земельных участков.
Исходя из вышеуказанных правовых норм и обстоятельств административного дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный ответчик, действуя в установленном законом порядке, письмом от 26 декабря 2017 г. N01-15/9732 возвратил заявление Амедовой Э.С. без рассмотрения по существу, поскольку пришёл к выводу о том, что решение органа местного самоуправления, которым последнему было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность, является недействующим. Между тем, заявление о предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав возвращается подателю без рассмотрения в течение трёх дней со дня его поступления.
Суд первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильно принял решение по заявленным административным истцом требованиям.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на судебную практику отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учётом представленных доказательств.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Доводы Амедовой Э.С, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,
определила:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 апреля 2018 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Амедовой Эльвиры Сейтумеровны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи Н.А. Терентьева
Е.Г. Тимошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.