Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Терентьевой Н.А, Тимошенко Е.Г,
при секретаре Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Криничного Бориса Евгеньевича об оспаривании бездействия администрации г. Ялта Республики Крым, выразившегося в не рассмотрении в установленном законом порядке заявления о предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав от 12 декабря 2017 г, оспаривании действий Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым, выразившихся в принятии решения об оставлении без рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав от 12 декабря 2017 г.
по апелляционной жалобе Криничного Бориса Евгеньевича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 апреля 2018 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, судебная коллегия
установила:
Криничный Б.Е. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя тем, что оспариваемыми действиями и бездействием административных ответчиков нарушаются его права и законные интересы.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 апреля 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления Криничного Б.Е. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной Криничным Б.Е. ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что разработанная схема генерального плана Криничного Б.Е. относится к одному из видов землеустроительной документации в силу законодательства, действующего на момент принятия решения, которое является действующим, в связи с чем, по мнению подателя апелляционной жалобы, указанный документ является основанием для завершения процедуры оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым. Разработанная схема генеральная плана не была утверждена не по вине административного истца, а в связи с действием законодательного запрета.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Отказывая в признании незаконными бездействия администрации г. Ялта Республики Крым, выразившегося в не рассмотрении в установленном законом порядке заявления о предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав от 12 декабря 2017 г, а также действий Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым, выразившихся в принятии решения об оставлении без рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав от 12 декабря 2017 г, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в отношении Криничного Б.Е. решение о даче ему разрешения на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,02 га по адресу: "адрес", органом местного самоуправления до 21 марта 2014 г. не принималось, он не имеет права на предоставление ему земельного участка в порядке завершения оформления прав в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
В соответствии с ч. 1 ст. 13 вышеназванного Закона завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014г. N313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершений оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон) (пункт 1 Порядка).
В силу п. 4. Порядка завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.
Согласно п. 8 Порядка, подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского Совета от 30 марта 2015 г. N37 были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее - Правила).
В соответствии с п. 7 Правил, Департамент проверяет заявление на соответствие требованиям пунктов 5, 6 настоящих Правил. Подача заявления с нарушением требований пунктов 5, 6 Правил является основанием для возврата заявления без рассмотрения, о чем Департамент уведомляет заявителя в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением 43-й сессии 5-го созыва Массандровского поселкового совета от 29 октября 2010 г. N 10 Криничному Б.Е. было дано разрешение на разработку схемы генерального плана земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", ориентировочным размером 0,0200 га (испрашиваемый к отводу в собственность для строительства и обслуживания жилого дома хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) (в границах существующего города).
Пунктом 2 указанного решения на Криничного Б.Е. была возложена обязанность разработанные схемы генерального плана данного земельного участка согласовать с Управлением главного архитектора Ялтинского городского совета.
В соответствии с пунктом 3 данного решения, Криничному Б.Е. необходимо было представить в Массандровский поселковый совет согласованную Управлением главного архитектора Ялтинского городского совета схему генерального плана испрашиваемого им земельного участка. После предоставления им согласованной Управлением главного архитектора Ялтинского городского совета схемы генерального плана испрашиваемого им земельного участка вынести на рассмотрение пленарного заседания сессии Массандровского поселкового совета вопрос об утверждении схемы генерального плана испрашиваемого земельного участка, отнесении к категории земель и даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность.
Во исполнение вышеуказанного решения Криничным Б.Е. разработана схема генерального плана и представлена выкопировка из топосъемки М 1:2000 согласно которой усматривается, что:
п. 1. генеральный план разработан на основании решения 43-ей сессии 5- го созыва Массандровского поссовета N 10 от 29 октября 2010 г.;
п. 2. генеральный план разработан для составления проекта отвода земельного участка;
п. 3. после проведения земельно-кадастровых работ возможна корректировка границ участка.
12 декабря 2017 г. Криничный Б.Е. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 0,0200 га, расположенного по адресу: "адрес" с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым от 19 декабря 2017 г. N 01-15/9529 поданное им заявление было оставлено без рассмотрения по тем основаниям, что выписка из решения 43-й сессии 5-го созыва Массандровского поселкового совета от 29 октября 2010 г. N10, не является основанием для завершения оформления прав на земельный участок.
Исходя из системного толкования законодательства, право на предоставление земельного участка в порядке завершения оформления прав осуществляется на условиях, указанных в решении органа местного самоуправления или органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству.
Из анализа вышеуказанных положений следует, что право на завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предоставлено только на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств административного дела, учитывая, что решение о даче Криничному Б.Е. разрешения на составление проекта землеустройства по отводу в собственность вышеуказанного земельного участка органом местного самоуправления не принималось, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что у административного истца отсутствовало право на предоставление ему земельного участка в порядке завершения оформления прав.
Административным истцом схема генерального плана испрашиваемого им земельного участка Массандровским поселковым советом утверждена не была, органом местного самоуправления разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка не принималось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что разработанная схема генеральная плана не была утверждена не по вине административного истца, а в связи с действием законодательного запрета, не находят своего подтверждения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, отказ в предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав на основании поданного лицом соответствующего заявления оформляется администрацией г. Ялта Республики Крым в виде постановления, тогда как в данном случае поданное Криничным Б.Е. 12 декабря 2017 г. заявление о предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав, письмом Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым от 19 декабря 2017 г. N01-15/9529 было возвращено административному истцу без рассмотрения, в связи с нарушением требований Правил, утверждённых решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 30 марта 2015 г. N37.
Исходя из вышеуказанных правовых норм и обстоятельств административного дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный ответчик, действуя в установленном законом порядке, письмом от 19 декабря 2017 г. N 01-15/9529 оставил заявление Криничного Б.Е. без рассмотрения по существу, поскольку пришёл к выводу о том, что решение органа местного самоуправления, которым последнему было дано разрешение на разработку схемы генерального плана земельного участка, не является основанием для завершения оформления прав на земельный участок.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения требований административного истца о возложении на администрацию г. Ялта Республики Крым обязанности повторно рассмотреть заявление Криничного Б.Е. от 12 декабря 2017 г. у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы Криничного Б.Е, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.
При указанных обстоятельствах, судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,
определила:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 апреля 2018 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Криничного Бориса Евгеньевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи Н.А. Терентьева
Е.Г. Тимошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.