Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А,
судей Литвиновой М.В, Поляниной О.А,
при секретаре Лисовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Борисовой В.В. к министерству образования Саратовской области об оспаривании протокола заседания Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников от 30 января 2018 года в части, возложении обязанности установить высшую квалификационную категорию по апелляционной жалобе Борисовой В.В. на решение Волжского районного суда города Саратова от 24 апреля 2018 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, объяснения Борисовой В.В, ее представителя Силантьевой Т.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы с учетом дополнения к ней, представителя министерства образования Саратовской области - Потаповой А.В, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Борисова В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к министерству образования Саратовской области о признании незаконным протокола заседания Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность, в целях установления квалификационной категории от 30 января 2018 года в части отказа ей в установлении высшей квалификационной категории по должности "учитель", возложении обязанности установить высшую квалификационную категорию с 30 марта 2017 года.
Требования мотивированы тем, что Борисова В.В. с 01 сентября 2005 года по настоящее время работает учителем "... " в муниципальном казенном образовательном учреждении "Школа". 22 декабря 2016 года для подтверждения высшей квалификационной категории по должности "учитель" Борисовой В.В. в отдел аттестации педагогических работников государственного казенного учреждения Саратовской области "Региональный центр оценки качества образования" подано заявление и получено уведомление о дате проведении заседания Аттестационной комиссии с указанием срока предоставления на экспертизу портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, рекомендованным для установления соответствия уровня квалификации требованиям высшей квалификационной категории. Портфолио представлено на экспертизу 23 января 2017 года. По заключению экспертизы (экспертная оценка 46 баллов) уровень профессиональной квалификации Борисовой В.В. признан соответствующим требованиям высшей квалификационной категории. Однако решением Аттестационной комиссии Саратовской области (протокол N от 27 апреля 2017 года) административному истцу отказано в установлении высшей квалификационной категории по должности "учитель" по основаниям отсутствия необходимого количества баллов на высшую квалификационную категорию. В судебном порядке названное решение отменено с возложением обязанности рассмотреть заявление Борисовой В.В. от 22 декабря 2016 года. Министерством образования Саратовской области Борисова В.В. была уведомлена о дате заседания Аттестационной комиссии Саратовской области 30 января 2018 года, сроках прохождения тестирования не позднее 28 января 2018 года, сроках сдачи портфолио не позднее 29 января 2018 года. Решением Аттестационной комиссии 30 января 2018 года N административному истцу отказано в установлении высшей квалификационной категории по должности "учитель".
Основанием к отказу явилось не прохождение Борисовой В.В. профессионального тестирования и отсутствие результатов оценки профессиональной деятельности.
Полагает, что оспариваемое решение в части отказа установления Борисовой В.В. высшей квалификационной категории по должности "учитель" не соответствует Порядку проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность", утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 года N 276 (далее - Порядок проведения аттестации).
Районным судом постановлено названное выше решение.
Борисова В.В. не согласилась с данным решением суда, в апелляционной жалобе с учетом дополнения к ней просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на обстоятельства, аналогичные тем, что и в суде первой инстанции. Считает, что требование, установленное в пункте 4.3.3 Регламента работы Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории, не основано на законе. Указывает, что Регламент не прошел правовую экспертизу в Управлении Министерства юстиции РФ по Саратовской области, а следовательно, не может применяться. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), Порядок проведения аттестации не содержат требований о проведении тестирования.
В возражениях на апелляционную жалобу министерство образования Саратовской области полагает, что решение суда является законным, Борисова В.В. не прошла профессиональное тестирование, а следовательно, в отсутствие его результатов установить ей заявленную высшую квалификационную категорию не представляется возможным.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены исходя из следующего.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что аттестация Борисовой В.В. проведена в соответствии с требованиями Закона об образовании, Порядка проведения аттестации, Регламентом работы Аттестационной комиссии. У Борисовой В.В. отсутствуют результаты оценки профессиональной деятельности и необходимое количество баллов для установления высшей квалификационной категории, от прохождения профессионального тестирования она отказалась, что свидетельствует о не соблюдении ею порядка прохождения аттестации.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона об образовании отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Статьей 2 Закона Саратовской области от 28 ноября 2013 года N 215-ЗСО "Об образовании в Саратовской области" предусматривается, что правовое регулирование отношений в сфере образования в области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 7 указанного Закона к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся, в том числе полномочия по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации.
В соответствии со статьей 48 Закона об образовании педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.
Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (часть 4 статьи 49 Закона об образовании).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 года N 276 утвержден Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее - Порядок аттестации педагогических работников), который определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций.
Пунктами 25, 26, 27, 28 Порядка аттестации педагогических работников предусмотрено, что аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - аттестационные комиссии).
При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников. В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза.
Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет". В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из переданных им полномочий, вправе принимать акты, регулирующие вопросы, в том числе формирования аттестационных комиссий для проведения аттестации педагогических работников в целях установления квалификационных категорий, а также регламент работы аттестационных комиссий.
Пунктом 37 Порядка аттестации педагогических работников предусмотрено, что высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2013 года N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"; выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы (пункт 38 Порядка аттестации педагогических работников).
В силу пункта 39 Порядка аттестации педагогических работников по результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория); отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).
На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети "Интернет" (пункт 44 Порядка аттестации педагогических работников).
Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 45 Порядка аттестации педагогических работников).
Приказом министерства образования Саратовской области N 2336 от 29 сентября 2014 года в соответствии с частью 3 статьи 49 Закона об образовании, приказа Министерства образования Российской Федерации от 07 апреля 2014 года N 276 "Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" и полномочиями министерства образования Саратовской области, определенными постановлением Правительства Саратовской области от 10 июля 2007 года, утвержден Регламент работы Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории (далее - Регламент).
Проекты Приказа министерства образования Саратовской области N 2336 от 29 сентября 2014 года "Об утверждении Регламента работы Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории" и приказов о внесении в последующем в него изменений направлялись в прокуратуру Саратовской области для проведения антикоррупционной экспертизы. Противоречий федеральному законодательству в представленных на экспертизу документах установлено не было.
Регламент определяет последовательность действий Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории.
Согласно пункту 4.2 Регламента процедура всестороннего анализа профессиональной деятельности учителей русского языка, литературы, иностранного языка, математики, физики, химии, биологии, географии, претендующих на установление квалификационной категории, осуществляется в следующих формах (в редакции, действующий на момент возникновения спорных правоотношений): 1) профессиональное тестирование; 2) аттестационная экспертиза портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, рекомендованным для установления соответствия уровня квалификации требованиям заявленной квалификационной категории (пункт 4.2.1 Регламента).
Профессиональное тестирование проводится в предметной области; количество баллов, определяющих успешное прохождение тестирования, не может быть менее 90 баллов на высшую категорию. Учителя - предметники, не набравшие необходимого количества баллов по профессиональному тестированию, указанных в пункте 4.3.2 Регламента, не допускаются к аттестационной экспертизе портфолио профессиональных достижений (далее - портфолио) (пункты 4.3, 4.3.2, 4.4 Регламента). Аттестационная экспертиза портфолио осуществляется привлеченными специалистами в составе экспертной группы в соответствии с рекомендованными критериями результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников, соответствие которым подтверждается документами и материалами, представленными в портфолио; привлеченные специалисты по результатам аттестационной экспертизы портфолио оформляют и подписывают выводы в протоколе экспертной группы (пункты 4.5, 4.6 Регламента).
Разделом 5 указанного выше Регламента определен порядок работы Аттестационной комиссии. Согласно пункту 5.1 Регламента основанием для проведения аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории является заявление педагогического работника, которое может подаваться непосредственно педагогическим работником в аттестационную комиссию, либо иным способом определенным пунктом 5.2 раздела.
Анализ профессиональной деятельности педагогического работника в целях установления квалификационной категории осуществляется Аттестационной комиссией на основе отчетов о профессиональном тестировании и протоколов экспертной группы о результатах оценки портфолио (пункт 5.3 Регламента).
Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании Аттестационной комиссии, о чем письменно уведомляет Аттестационную комиссию. При неявке педагогического работника на заседание Аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие (пункт 5.5 Регламента).
Решение об установлении либо отказе в установлении первой (высшей) квалификационной категории оформляется в соответствии с пунктами 5.8, 5.9, 5.10 Регламента протоколом, который подписывается председателем, заместителями председателя, секретарем и членами Аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании; на основании решения Аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников Министерство издает приказ об установлении квалификационной категории педагогическим работникам.
Из материалов административного дела следует, что Борисова В.В. по настоящее время работает учителем "... " в муниципальном казенном образовательном учреждении "Школа".
22 декабря 2016 года для подтверждения высшей квалификационной категории по должности "учитель" административным истцом в отдел аттестации педагогических работников государственного казенного учреждения Саратовской области "Региональный центр оценки качества образования" подано заявление.
Аттестационной комиссией Саратовской области Борисова В.В. уведомлена о дате заседания 30 января 2018 года, сроках прохождения тестирования не позднее 28 января 2018 года, сроках сдачи портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, рекомендованным для установления соответствия уровня квалификации требованиям высшей квалификационной категории не позднее 29 января 2018 года.
Борисова В.В. отказалась от прохождения профессионального тестирования.
Решением Аттестационной комиссии 30 января 2018 года N административному истцу отказано в установлении высшей квалификационной категории по должности "учитель". Основанием к отказу явилось не прохождение ею профессионального тестирования и отсутствие результатов оценки профессиональной деятельности.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушения прав Борисовой В.В. Так, право на участие в заседании аттестационной комиссии она использовала, однако правом на прохождение профессионального тестирования распорядилась по своему усмотрению, а именно: отказалась от его прохождения, в связи с чем отсутствуют результаты оценки профессиональной деятельности. Препятствий для соблюдения процедуры прохождения аттестации непосредственно административным истцом не имелось. Со стороны административного ответчика названная процедура соблюдена.
Административным истцом оспаривались приказы министерства образования Саратовской области от 01 марта 2016 года N 638, 05 июля 2016 года N 2106, 14 сентября 2016 года N 2905, 25 ноября 2016 года N 3758, 01 марта 2017 года N 595 которыми вносились изменения в приказ от 29 сентября 2014 года N 2336 об утверждении Регламента. Однако апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 09 ноября 2017 года названные требования оставлены без удовлетворения.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таких оснований не установлено.
Выводы районного суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям материального закона.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке ее автором представленных доказательств и неправильному толкованию норм действующего законодательства, что само по себе не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Каких-либо нарушений судом процессуального закона судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 24 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Борисовой В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.