Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе
председательствующего Лаврентьева А.А,
судей Пуминовой Т.Н, Ситниковой Л.П.
при секретаре Копановой М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации города Ишима на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 11 мая 2018 г, которым постановлено:
"Исковые требования Полункина Сергея Юрьевича - удовлетворить.
Признать распоряжение заместителя Главы города Ишима по имуществу О.В. Афонасьева от 15 декабря 2017 года N 799-р об отказе Полункину Сергею Юрьевичу в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального наймам незаконным.
Обязать Администрацию города Ишима Тюменской области принять Полункина Сергея Юрьевича составом семьи два человека, в том числе Полункина Раиса Петровна, на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма с даты, подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, - с 02 ноября 2017 года.
Возвратить Полункину Сергею Юрьевичу из бюджета муниципального образования - городской округ город Ишим государственную пошлину, уплаченную при подаче искового заявления в суд, в размере 300 /Триста/ рублей".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ситниковой Л.П, судебная коллегия
установила:
Полункин С.Ю. обратился в суд с иском к Администрации города Ишима, Департаменту имущественных отношений и земельных ресурсов администрации города Ишима о признании незаконным распоряжения от 15.12.2017 N 799-р об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложении обязанности принять на учет с даты подачи заявления с составом семьи 2 человека.
Требования мотивированы тем, что 2 ноября 2017 г. Полункин С.Ю. обратился к Администрации города Ишима с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, из государственного жилищного фонда Тюменской области по категории инвалид "... " группы, однако распоряжением N 799-р ему в этом было отказано, в связи с тем, что не были предоставлены правоустанавливающие документы на занимаемые жилые помещения за последние 5 лет, а именно, на жилое помещение, расположенное по адресу: "... ". С данным распоряжением истец не согласен, поскольку занимаемое им жилое помещение ему не принадлежит, находится в здании общежития, являющегося государственным имуществом и находящегося в оперативном управление Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области "Ишимский медицинский колледж" (далее - ГАПОУ ТО "Ишимский медицинский колледж"). Считает, что Администрация города Ишима самостоятельно может запросить правоустанавливающие документы на жилое помещение.
Истец Полункин С.Ю. в судебное заседание не явился, его представитель Сухарева Е.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчиков Администрации города Ишима и Департаменту имущественных отношений и земельных ресурсов администрации города Ишима Горлова Н.В. иск не признала, пояснила, что в постановке на учет отказано по причине непредставления правоустанавливающих документов на право занимать жилое помещение, поскольку невозможно определить учитывается ли площадь данного жилого помещения при предоставлении жилья.
Представитель третьего лица Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик администрация г.Ишима. В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить в полном объеме и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указывает, что Постановлением Правительства Тюменской области от 14.04.2017 N 132-п утвержден Перечень документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии с пунктом 1.3.1 данного Перечня в случае, если заявитель является (не является) нанимателем жилого помещения по договору социального найма или найма жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения, либо проживает в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, представляются, в том числе документы, подтверждающие право проживать в занимаемом жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда (ордер, договор социального найма, договор приватизации, договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договор найма специализированного жилого помещения, договор найма жилищного фонда коммерческого использования, решение суда об установлении факта проживания), в случае, если данное право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. В связи с непредставлением заявителем документов, подтверждающих право проживать в занимаемом жилом помещении, администрацией г. Ишима правомерно вынесено распоряжение об отказе в принятии на учет.
Отмечает, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие регистрацию права собственности в Едином государственном реестре недвижимости на жилое помещение, расположенное по адресу: "... " за государством или государственным учреждением.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Полункин С.Ю, представители ответчиков Администрации города Ишима и Департаменту имущественных отношений и земельных ресурсов администрации города Ишима, представитель третьего лица Правительства Тюменской области, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще. Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 1 статьи 327 и части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия
не находит законных оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Департаментом имущественных отношений и земельный ресурсов администрации города Ишима неправомерно были запрошены с Полункина С.Ю. правоустанавливающие документы на жилое помещение, расположенное по адресу: "... ", тогда как данные документы могли и должны были быть запрошены ответчиками в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Ссылка представителя ответчиков как на основание для отказа в иске, на непредставление заявителем документов, подтверждающих право проживать в занимаемом жилом помещении, не может быть принята во внимание, поскольку данное основание для отказа не было указано в качестве такового в оспариваемом распоряжении. К тому же, данная информация могла быть запрошена ответчиками самостоятельно по межведомственному взаимодействию.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они мотивированы, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами, которым в их совокупности дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для иной оценки представленных доказательств не усматривается.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу частей 2, 3, 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в том числе, если не представлены предусмотренные 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Основанием для отказа в удовлетворении заявления истца в оспариваемом распоряжении указано на не предоставление правоустанавливающих документов на жилое помещение, расположенное по адресу: "... ". Между тем, представитель ответчика в судебном заседании ссылалась на то, что причиной отказа является непредставление заявителем документов, подтверждающих право проживать в занимаемом жилом помещении.
Согласно статье 8.2 Закона Тюменской области от 07.10.1999 N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" документы, указанные в пунктах 1 и 3 части первой настоящей статьи, представляются гражданами одновременно с заявлением о принятии на учет. По желанию гражданина к заявлению о принятии на учет прилагаются документы, указанные в пунктах 2 и 2.1 части первой настоящей статьи. В случае если данные документы не представлены гражданином, орган местного самоуправления запрашивает их в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" у органов государственной власти, в распоряжении которых находятся указанные документы.
Документы, необходимые органу местного самоуправления для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма из муниципального жилищного фонда и (или) уполномоченному исполнительному органу государственной власти Тюменской области (в случае перераспределения полномочий) для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма из жилищного фонда Тюменской области (далее - заявитель, заявители, орган учета) определяются Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 14.04.2017 N 132-п.
Документы, предусмотренные настоящим Перечнем, предоставляются заявителем самостоятельно в орган учета или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг согласно заключенным соглашениям о взаимодействии либо находятся в распоряжении органа местного самоуправления, либо запрашиваются данным органом без участия заявителя в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных указанным органам организациях, в распоряжении которых находятся данные документы. Межведомственные запросы направляются в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные указанным органам организации, в распоряжении которых находятся данные документы, в порядке, установленном действующим законодательством РФ, с использованием автоматизированной системы межведомственного электронного взаимодействия Тюменской области. В случае невозможности направления межведомственного запроса в электронной форме направление межведомственного запроса и получение ответа на него в бумажном виде осуществляется способом, обеспечивающим направление межведомственного запроса и получение ответа на него в максимально короткие сроки. Заявитель вправе по собственной инициативе предоставить документы, которые находятся в распоряжении органа местного самоуправления либо государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных указанным органам организациях.
Пунктом 2.10.2 Административного регламента, утвержденного Постановлением Администрации г. Ишима от 29.12.2016 N 1377, установлен перечень документов, необходимых для признания гражданина относящимся к категории установленной частью 2 статьи 7 Закона Тюменской области N 137, при постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по данным категориям, в том числе пп. з, и) п. 2.10.2.3:
- правоустанавливающие документы на принадлежащие на праве собственности заявителю, его супруге (супругу) и их несовершеннолетним детям, а также их совершеннолетним детям, не достигшим возраста 23 лет, обучающимся в образовательных организациях по очной форме обучения, объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
- документы, подтверждающие право заявителя, его супруги (супруга), их несовершеннолетних детей, их совершеннолетних детей, не достигших возраста 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения, проживать в занимаемом жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда (ордер, договор социального найма, договор приватизации, договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договор найма специализированного жилого помещения, договор найма жилищного фонда коммерческого использования, решение суда об установлении факта проживания), в случае, если данное право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Материалами дела подтверждается, что 2 ноября 2017 г. Полункин С.Ю. при подаче в Администрацию города Ишима заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, из государственного жилищного фонда Тюменской области предоставил справки о наличии (отсутствии) права собственности на объекты недвижимости (л.д. 45,46), уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости (л.д. 48), выписку из Единого государственного реестра недвижимости о принадлежности Полункиной Р.П. объекта недвижимости (л.д. 50-51), решение Ишимского городского суда Тюменской области от 14.11.2016г. об установлении факта проживания.
Пункт 2.10.2 Административного регламента, на который ссылается ответчик, не содержит требования о предоставлении правоустанавливающих документов на жилое помещение не принадлежащее на праве собственности заявителю, его супруге (супругу) и их несовершеннолетним детям, а также их совершеннолетним детям, не достигшим возраста 23 лет. Сведения о том, что права на жилое помещение, расположенное по адресу: "... " не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости в материалы дела не были представлены.
По смыслу вышеприведенных норм, наличие у администрации г. Ишима на проверку представленных сведений предполагает наличие права на истребование дополнительных документов, а соответственно и обязанность самостоятельно запросить недостающие документы в порядке межведомственных запросов в соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, если ранее представленных документов недостаточно для принятия решения.
Доводы жалобы о непредставлении истцом документов, подтверждающих право проживать в занимаемом жилом помещении судебная коллегия полагает несостоятельными, так как указанные обстоятельства не являлись основанием для отказа в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как верно указал суд первой инстанции данные сведения могли быть истребованы администрацией в порядке межведомственных запросов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судебной коллегии несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 11 мая 2018г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации города Ишима - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.