Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Хапачевой Р.А.
судей - Аутлева Ш.В, Богатыревой Е.В.
при секретаре судебного заседания - Джимовой Ю.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истицы Резниковой "данные изъяты" на решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 30 мая 2018 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении исковых требований Резниковой "данные изъяты" к Администрации муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение" о признании недействительным постановления N от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Резниковой Е.А. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и обязании поставить Резникову Е.А. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи три человека.
Заслушав доклад судьи Богатыревой Е.В, объяснения истицы Резниковой Е.А. и ее представителя по доверенности - Магдалевича Ю.С, поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика администрации МО "Краснооктябрьское сельское поселение" по доверенности - Морозовой Н.А, а также объяснения представителя администрации МО "Майкопский район" по доверенности - Белоусова А.В, возражавших против доводов жалобы и полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Резникова Е.А. обратилась в суд с иском к администрации МО "Краснооктябрьское сельское поселение" о признании постановления незаконным. Требования мотивировала тем, что с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения главы администрации Майкопского района от ДД.ММ.ГГГГ N и решения Майкопской районной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ она составом семьи из двух человек состояла в администрации Майкопского района на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. На основании постановления администрации МО "Краснооктябрьское сельское поселение" N от ДД.ММ.ГГГГ она вместе с семьей была снята с учета и исключена из данного списка в виду неправомерных действий должностных лиц органа, осуществившего принятие ее на учет в отсутствие решения уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим. Полагая, что она, как вдова военнослужащего, обладает самостоятельным правом быть обеспеченной жилым помещением и обстоятельства, по которым она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет не изменились, с учетом дополнения первоначальных требований, истица просила суд признать недействительным постановление главы администрации МО "Краснооктябрьское сельское поселение" от ДД.ММ.ГГГГ N и обязать ответчика поставить ее составом семьи из трех человек на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, исходя из состава семьи на дату гибели ее супруга, проходившего военную службу.
Решением Майкопского районного суда Республики Адыгея от 30 мая 2018 года в удовлетворении иска Резниковой Е.А. отказано.
В апелляционной жалобе истица Резникова Е.А. просит решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 30 мая 2018 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ею требований. В обоснование жалобы указывает на то, вывод суда об отсутствии решения уполномоченного органа о признании ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма при постановке на данный учет не соответствует действительности. Кроме этого суд не учел, что она относится к числу лиц, имеющих право состоять в очереди в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
В возражениях на жалобу администрация МО "Краснооктябрьское сельское поселение" просит решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 30 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истицы - без удовлетворения.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав участников судебного заседания, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения главы администрации Майкопского района от ДД.ММ.ГГГГ N истица Резникова Е.А. составом семьи из двух человек состояла в администрации Майкопского района на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Из данного распоряжения усматривается, что оно принято на основании поданного Резниковой Е.А. заявления от ДД.ММ.ГГГГ, а также решения Майкопской районной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ
Соглашением о передаче осуществления части полномочий администрации МО "Майкопский район" в сфере жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО "Майкопский район" передала администрации МО "Краснооктябрьское сельское поселение" часть полномочий в сфере жилищных отношений, а именно: по установлению размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогооблажению в целях признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; по определению дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогооблажению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; по установлению максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогооблажению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; по ведению в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; по ведению учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; по учету граждан, имеющих в соответствии с ч. 1 ст. 91.3 ЖК РФ право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ в порядке контроля за осуществлением данных полномочий первым заместителем главы МО "Майкопский район" в адрес главы МО "Краснооктябрьское сельское поселение" проведена проверка, в ходе которой выявлено нарушение, допущенное должностными лицами при принятии Резниковой Е.А. на жилищный учет.
Постановлением администрации МО "Краснооктябрьское сельское поселение" N от ДД.ММ.ГГГГ на основании Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также закона Республики Адыгея от 20 января 2006 года N 400 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", Резникова Е.А. снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в виду неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет "данные изъяты"
Поводом для принятия оспариваемого постановления послужило принятие Резниковой Е.А. на данный учет в отсутствие решения уполномоченного органа о признании ее малоимущей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Резниковой Е.А, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным в виду принятия истицы на жилищный учет в нарушение требований действовавшего на момент ее принятия жилищного законодательства.
Судебная коллегия соглашается с данными выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с п. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу пунктов 1-3 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Согласно пунктам 3-4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Из п. 7 ст. 52 ЖК РФ следует, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
Статьей 10 Закона Республики Адыгея от 20 января 2006 года N 400 "О порядке ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" предусмотрено, что к заявлению о постановке на учет, помимо перечисленных в указанной норме документов прилагаются, в том числе, документы, подтверждающие имущественное положение гражданина, а именно, решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим.
Согласно ст. 12 Закона Республики Адыгея от 20 января 2006 года N 400 "О порядке ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 марта 2005 года.
В силу ст. 6 Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, для того, чтобы гражданин был обеспечен по договору социального найма жилым помещением из муниципального жилищного фонда, он должен быть поставлен на учет нуждающихся в соответствии с требованиями ст. 40 Конституции РФ и приведенных норм ЖК РФ.
Согласно п. 3 ст. 9 Закона Республики Адыгея от 20 января 2006 года N 400 "О порядке ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" решения о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и (или) об исключении из указанных списков должны содержать основания снятия с такого учета (исключения из списков) с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ЖК РФ.
Из п. 6 ч. 1 ст. 6 ЖК РФ следует, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Пунктом 4 Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 года, предусмотрено, что отсутствие принятого в порядке, установленном законом субъекта РФ, решения органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим может служить основанием для снятия такого гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование незаконности обжалуемого решения истица в апелляционной жалобе ссылается на то, что вывод суда об отсутствии решения уполномоченного органа о признании ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма при постановке на данный учет не соответствует действительности.
Вместе с тем доказательств, свидетельствующих как о предоставлении сведений об отнесении истицы к категории малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, так и о проведении оценки ее имущественного положения, предусмотренного законом, в материалы дела не представлено.
Довод жалобы о том, что таким решением является решение Майкопской районной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, впоследствии утраченное, является несостоятельным, поскольку районная жилищная комиссия не относится к числу органов местного самоуправления, уполномоченных принимать решения о признании граждан малоимущими. Кроме этого каких-либо допустимых доказательств, свидетельствующих об утрате данного документа органом местного самоуправления суду не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд обоснованно отказал в признании незаконным постановления главы администрации МО "Краснооктябрьское сельское поселение" от ДД.ММ.ГГГГ N о снятии Резниковой Е.А. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в виду не соблюдения требований действовавшего на момент ее принятия на данный учет жилищного законодательства.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм материального права и не могут повлечь отмены либо изменения постановленного по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 30 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истицы Резниковой "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий Р.А. Хапачева
Судьи Ш.В. Аутлев
Е.В. Богатырева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.