Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Хапачевой Р.А,
судей: Богатыревой Е.В. и Аутлева Ш.В,
при секретаре судебного заседания - Джимовой Ю.М,
с участием прокурора Яриджанова А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Главы МО "Красногвардейский район" Османова А.Т. на решение Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 04 апреля 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление прокурора Красногвардейского района к администрации муниципального образования "Красногвардейский район" о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора на земельном участке с кадастровым номером N, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Красногвардейский район", выразившееся в непринятии надлежащих мер по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора на земельном участке с кадастровым номером N
Обязать администрацию муниципального образования "Красногвардейский район" ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора на земельном участке с кадастровым номером N и произвести рекультивацию данного земельного участка в течение восемнадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение подлежит опубликованию в районной газете "данные изъяты" в течение двух недель с момента вступления в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования "Красногвардейский район" сообщить об исполнении решения в суд и прокурору Красногвардейского района в течение одного месяца с момента исполнения решения суда.
Заслушав доклад судьи Аутлева Ш.В, объяснения представителя административного ответчика Администрации МО "Красногвардейский район" Агарковой Ю.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснение прокурора Яриджанова А.В, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации МО "Красногвардейский район", выразившееся в непринятии всех надлежащих мер по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора на земельном участке с кадастровым номером N и его рекультивации, обязать администрацию МО "Красногвардейский район" - ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора на земельном участке с кадастровым номером N, и произвести рекультивацию данного земельного участка.
В обоснование иска прокурор указал, что земельный участок с кадастровым номером N зарегистрирован за администрацией МО "Красногвардейский район" ДД.ММ.ГГГГ на праве постоянного (бессрочного пользования). В нарушение требований природоохранного законодательства на указанном земельном участке расположена несанкционированная свалка бытового мусора и отходов, однако администрацией "Красногвардейский район" надлежащих мер по ликвидации свалки на указанном земельном участке, а также по проведению мероприятий по рекультивации территории указанного объекта не принято.
При этом, свалка как место временного хранения и складирования мусора администрацией МО "Красногвардейский район" в нарушение норм действующего законодательства не регистрировалась, свалка является стихийной. Бездействие администрации МО "Красногвардейский район" по ликвидации свалки является одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Административный ответчик администрация МО "Красногвардейский район" предоставил возражения, в которых просил отказать в удовлетворении административного искового заявления прокурора.
В судебном заседании прокурор просил удовлетворить административный иск.
Представитель административно го ответчика Агаркова Ю.А. возражала против удовлетворения административного иска.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Глава МО "Красногвардейский район" Османов А.Т. просит решение суда изнить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Красногвардейского района в части проведения рекультивации земельного участка с кадастровым номером 01:03:2702001:12 отказать, а в части проведения ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора установить срок исполнения решения суда не менее трех лет, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, а также неправильным определением обстоятельств дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст....
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 13 указанного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В данном случае предметом исковых требований прокурора является ликвидация несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в муниципальном образовании "Красногвардейский район" на земельном участке с кадастровым номером N площадью 45 000 кв.м.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, земельный участок, на котором несанкционированно образована указанная свалка, учтен в Государственном кадастре с видом разрешенного использования - земельные участки полигонов промышленных и бытовых отходов и зарегистрирован за муниципальным образованием "Красногвардейский район" на праве постоянного (бессрочного) пользования с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального района, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.
Судом установлено, что администрацией МО "Красногвардейский район" надлежащих мер по ликвидации свалки бытового мусора, а также производству мероприятий по рекультивации территории указанного объекта не принято.
Согласно ч. 1 ст. 77 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Понятие рекультивации относится к земельным участкам и заключается в приведении земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, складировании и захоронении промышленных, бытовых и иных отходов, других видах порчи.
В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 указанного Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (п. 2 ст. 78 Закона).
Согласно п. 5 Приказа Минприроды Российской Федерации N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.
Из приведенных норм следует, что обязательство по рекультивации земель возникает в случае совершения противоправных действий, приведших к незаконному складированию отходов.
В деле отсутствуют разрешительные документы, подтверждающие правомерность создания свалки в данном месте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на выборочном, избирательном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 04 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главы МО "Красногвардейский район" Османова А.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий: Р.А. Хапачева
Судьи: Е.В. Богатырева
Ш.В. Аутлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.