Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Хапачевой Р.А,
судей Богатыревой Е.В. и Аутлева Ш.В,
при секретаре судебного заседания Енамуковой З.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Кириченко ФИО11 на решение Верховного суда Республики Адыгея от 28 декабря 2017 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Кириченко Н.В. к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 13241 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, для размещения производственного склада, находящегося по адресу: "адрес", в размере 13111503 (тринадцать миллионов сто одиннадцать тысяч пятьсот три) руб.
Датой подачи административного искового заявления Кириченко Н.В. о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка считать дату ДД.ММ.ГГГГ, что является основанием для внесения указанных сведений в Государственный кадастр недвижимости.
Настоящее решение с момента вступления в законную силу является основанием для внесения соответствующих изменений в Государственный кадастр недвижимости в части указания кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью 13241 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, для размещения производственного склада, находящегося по адресу: "адрес", в размере 13111503 (тринадцать миллионов сто одиннадцать тысяч пятьсот три) руб.
Заслушав доклад судьи Аутлева Ш.В, представителя заинтересованного лица - Администрации муниципального образования " "адрес""" по доверенности Голубенко М.Д, представителя ответчика - Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности Ожева Р.А, полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кириченко Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 13241 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, для размещения производственного склада, находящийся по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость земельного участка составляет 18149835,93 (восемнадцать миллионов сто сорок девять тысяч восемьсот тридцать пять) руб. 93 коп.
Однако его рыночная стоимость существенно отличается от установленной кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом по оценке рыночной стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, составленным ООО " "данные изъяты"", и составляет 7930000 (семь миллионов девятьсот тридцать тысяч) руб.
Налог с недвижимого имущества исчисляется из кадастровой стоимости объектов.
Полагая, что более высокая кадастровая стоимость земельного участка по сравнению с его рыночной стоимостью ведет к неправомерному начислению налога и нарушает его права и законные интересы как собственника, административный истец просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, равной рыночной.
В судебном заседании представитель административного истца Кириченко Н.В по доверенности Беляев С.А. поддержал заявленные требования.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились. В письменном отзыве на иск Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям указал, что рыночная стоимость земельного участка, указанная в отчете, недостоверна, следует установить ее по результатам судебной экспертизы. Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по "адрес" в письменном отзыве в иске просило отказать.
Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования " "адрес"" по доверенности Голубенко М.Д. полагал иск подлежащим удовлетворению частично.
Суд постановилвышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе административный истец Кириченко Н.В. просит решение Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ изменить в части установления кадастровой стоимости земельного участка, установив кадастровую стоимость земельного участка из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером N, площадью 13 241 кв.м, находящегося по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов - для размещения производственного склада, равной рыночной стоимости в размере 7 930 000 руб.
Выражает несогласие с заключением эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ, положенного судом в основу решения. Из заключения эксперта следует, что независимым оценщиком при составлении отчета от ДД.ММ.ГГГГ N допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальным образованиям, городским округам Республики Адыгея.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусматривает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из рыночной стоимости.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ) предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Также указанной статьей предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая позицию Верховного суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости, осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Таким образом, положения вышеуказанных норм допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В силу статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Кириченко Н.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 13241 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, для размещения производственного склада, находящийся по адресу: "адрес". Указанное обстоятельство подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ N
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ составляет 18149835,93 руб. 93 коп.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ была назначена судебная экспертиза, перед которой были поставлены вопросы о рыночной стоимости земельного участка и о том, допущены ли оценщиком требования ФСО и иные нарушения.
Согласно заключению судебной экспертизы N, выполненному экспертом ФИО6, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0507005:14 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 13111503 (тринадцать миллионов сто одиннадцать тысяч пятьсот три) руб.
Оценивая заключение эксперта, установлено, что экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. В экспертном заключении приведена информация по всем ценообразующим факторам, которые использованы при определении стоимости земельного участка. При определении рыночной стоимости экспертом применен сравнительный подход - метод прямого сравнительного анализа продаж. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие сделать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности.
Само заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, приведен анализ сегмента рынка, к которому принадлежит объект исследования, фактических данных о ценах предложений продаже земельных участков, приведены выводы, и на основании этого исследования даны ответы на поставленные вопросы.
Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Не доверять выводам эксперта ФИО6 у судебной коллегии оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции установил, что экспертное заключение N от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленное экспертом ФИО6, является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки - земельного участка в размере 13111503 (тринадцать миллионов сто одиннадцать тысяч пятьсот три) руб, и может быть положено в основу решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Доказательств, опровергающих изложенные в заключении эксперта выводы, не представлено. Доказательств того, что экспертом применены неправильные корректировки, использованы некорректные объекты-аналоги либо не применены подлежащие применению корректировки, в материалах дела не содержится.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость земельного участка является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка и приведены выводы о размере рыночной стоимости земельного участка.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не явились предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного суда Республики Адыгея от 28 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Кириченко Николая ФИО12 - без удовлетворения.
Председательствующий Р.А. Хапачева
Судьи Е.В. Богатырева
Ш.В. Аутлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.