Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобы Кальченко А. А. и его защитника - ( ... ) на постановление судьи Лоухского районного суда Республики Карелия от 03.08.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Кальченко А. А.,
установил:
постановлением судьи Лоухского районного суда Республики Карелия от 03.08.2018 Кальченко А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы РФ в форме принудительного выдворения за пределы РФ.
С постановлением в части назначенного дополнительного наказания не согласны Кальченко А.А. и его защитник (... ) в поданных жалобах просят постановление в данной части изменить, применив к Кальченко А.А. административное выдворение за пределы РФ в форме самостоятельного контролируемого выезда из РФ. Не оспаривая вмененное событие административного правонарушения, указывают, что правоохранительными органами и Вооруженными силами Украины в отношении Кальченко А.А. применялись репрессии, в том числе пытки, избиения и незаконное возбуждение уголовных дел, в связи с его активной помощью ополчению ДНР и ЛНР. Поскольку Кальченко А.А. зарегистрирован в г. Соледар Донецкой области, который находится под контролем властей Украины, назначенное наказание создает реальную угрозу его жизни и здоровью и противоречит ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Кальченко А.А. был уверен в законности своего пребывания в России, поскольку получал устные консультации в миграционных органах г. Москвы, г. Петрозаводска. По его инициативе его знакомый (... ) обращался в отделение ФСБ России по Лоухскому району с заявлением о выдаче разрешения на въезд в РФ. Кальченко А.А. по собственной инициативе 02.08.2018 явился в уполномоченные органы для постановки на миграционный учет, но был задержан.
Заслушав Кальченко А.А, его защитника (... ) поддержавших доводы жалоб, представителя административного органа (... ) возражавшего против удовлетворения жалоб, проверив дело, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ повторное в течение одного года нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 7000 руб. с административным выдворением за пределы РФ.
Согласно примечанию к ст. 18.8 КоАП РФ административное выдворение за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон) срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Согласно п. 2 ст. 5 Закона временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором РФ, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство РФ иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со ст. 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в РФ такого иностранного гражданина.
Основанием привлечения к административной ответственности Кальченко А.А. послужили выявленные 02.08.2018 по адресу: Республика Карелия, пгт Лоухи, ул. Советская, д. 23 те обстоятельства, что Кальченко А.А, являясь гражданином Украины, находился на территории России с превышением установленного п. 1 ст. 5 Закона предельного 90-дневного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток. Ранее постановлением начальника отделения полиции ОМВД России по Лоухскому району от 19.04.2018 Кальченко А.А. привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина Кальченко А.А. в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении; сведениями АС ЦБДУИГ ФМС России; копией паспорта иностранного гражданина; копией миграционной карты; сообщением отделения УФСБ России по Республике Карелия в пгт Лоухи; письменными объяснениями Кальченко А.А.; его объяснениями, отраженными в протоколе судебного заседания; уведомлением о сокращении срока временного пребывания в РФ; уведомлением о неразрешении Кальченко А.А. въезда в РФ; ранее вынесенным в отношении Кальченко А.А. постановлением от 19.04.2018 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ; объяснениями представителя административного органа.
Из имеющихся в деле доказательств следует, что гражданин Украины Кальченко А.А, посещающий Россию в порядке, не требующем получения визы, с 26.04.2015 по 12.04.2018 находился в России с превышением установленного ч. 1 ст. 5 Закона предельного срока пребывания. За указанные действия при последующем въезде в РФ, состоявшемся 13.04.2018, постановлением от 19.04.2018, вступившим в законную силу 04.05.2018, был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ (л.д. 9). Несмотря на данные обстоятельства, Кальченко А.А. после вступления ранее вынесенного постановления в законную силу вновь осуществлял въезд в РФ и пребывал на территории России с 07.05.2018 по 08.05.2018, с 14.05.2018 по 25.06.2018, с 09.07.2018 по 02.08.2018 (день выявления правонарушения), продолжая нарушать требования ч. 1 ст. 5 Закона.
Доказательств наличия обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 5 Закона, Кальченко А.А. не предъявлено при рассмотрении дела и обжаловании вынесенного постановления, о наличии таковых суду не заявлено.
Событие и квалификацию административного правонарушения Кальченко А.А. и его защитник по существу не оспаривают.
При таких обстоятельствах Кальченко А.А. правомерно привлечен к административной ответственности, действия иностранного гражданина квалифицированы правильно.
Назначенное административное наказание соответствует минимальной санкции ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ. Вопреки доводам жалоб, возможности назначения административного выдворения в форме самостоятельного контролируемого выезда из РФ, санкция ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ (с учетом примечания к данной статье) не предусматривает.
Доводы подателей жалоб не находят подтверждения в материалах дела. Достаточных оснований полагать, что административное выдворение создаст реальную угрозу для жизни и здоровья Кальченко А.А, нарушив требования ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция), из материалов дела не следует. Сведений о том, что в г. Соледар Донецкой области ведутся активные военные действия, не представлено.
Отраженные в протоколе судебного заседания показания свидетелей (... ) о репрессиях в отношении Кальченко А.А, незаверенная светокопия удостоверения (... ) и выданный Кальченко А.А. выписной эпикриз не позволяют сделать определенный вывод о том, что в отношении Кальченко А.А. осуществляется преследование по политическим мотивам, в связи со следующими обстоятельствами. Так, объективные доказательства участия Кальченко А.А. в ополчении ЛНР, ДНР и военных действиях против государства гражданской принадлежности, в деле отсутствуют. За суммарный период пребывания на территории России свыше 2 лет (в течение 2015 - 2018 г.г.) Кальченко А.А. не обращался в миграционные органы с заявлениями о предоставлении временного убежища, о признании беженцем. Иным образом Кальченко А.А. не проявлял инициативу легализовать свое пребывание в России, в том числе по указанным им мотивам, об уважительных причинах подобного бездействия не сообщает.
Ссылка подателей жалоб на юридическую неграмотность Кальченко А.А. подлежит отклонению, поскольку Кальченко А.А. постановлением от 19.04.2018 привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение. Кроме того, 25.04.2018 он был ознакомлен с решением о сокращении срока временного пребывания в РФ (л.д. 12), в связи с чем положения п. 1 ст. 5 Закона, а также последствия нарушения данного срока, иностранному гражданину были известны до последнего визита на территорию России.
Уголовное преследование в отношении Кальченко А.А. в связи с причастностью к совершению преступлений и связанные с этим меры государственного принуждения сами по себе не могут рассматриваться как нарушение требований Конвенции.
Заслуживают оценки также те обстоятельства, что на территории Украины проживают близкие родственники Кальченко А.А. (мать и несовершеннолетний ребенок). Близких родственников, состоящих в российском гражданстве, он не имеет. 25.04.2018 ОВМ ОМВД России по району Черемушки г. Москвы в отношении Кальченко А.А. принято решение о неразрешении въезда в РФ.
Учитывая изложенные обстоятельства, оснований полагать о нарушении дополнительным наказанием требований международных правовых актов не усматривается, в связи с чем постановление судьи по настоящему делу является законным и обоснованным.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, дающих основания для отмены или изменения постановления судьи, в ходе производства по делу не допущено.
В связи с изложенным оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления, в том числе по доводам жалоб, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Лоухского районного суда Республики Карелия от 03.08.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Кальченко А. А. оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Судья
С.В. Щепалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.