Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Рочевой Е.С,
судей Мишеневой М.А, Никитиной А.В.
при секретаре Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 05.06.2018 по иску Михайлова Д. Л. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) о защите пенсионных прав.
Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Михайлов Д.Л. обратился с иском к ГУ-УПФ РФ в г..Костомукша Республики Карелия (межрайонное) по тем основаниям, что в Украине ему была назначена пенсия по старости в 2011 г..в размере 4988,46 гривен в связи с наличием у истца специального стажа на ведущих шахтерских должностях более 20 лет. С 2014 г..истцу предоставлено разрешение на временное пребывание в Российской Федерации, в 2015 г..истец приобрел гражданство Российской Федерации. Истцу была назначена страховая пенсия по старости в Российской Федерации с 03.02.2015 в размере 12065,64 руб. Письмом от 16.02.2018 ответчик уведомил истца о том, что размер его пенсии уменьшен до суммы 8560,04 руб. и с 01.03.2018 составляет 9151,43 руб. Истец считает, что ответчиком произведен неверный расчет подлежащей выплате пенсии. Примененный ответчиком порядок для расчета пенсии носит дискриминационный характер для бывших граждан Украины, за которых страховые взносы уплачивались в Пенсионный фонд Украины, а не в Пенсионный фонд Российской Федерации. Ссылаясь на положения ч.4 ст.5 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих не территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", считает, что порядок расчета пенсии для жителей Донбасса, переселившихся в Россию с получением временного убежища, а затем гражданства, не должен нарушать принцип справедливости и равенства по сравнению с жителями Крыма и Севастополя.
При определении суммы расчетного капитала для любого жителя Украины, переселившегося в Россию и получившего российское гражданство, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 01.01.2002 по 31.12.2014 включительно на территории Украины, должна определяться, исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, направляемого на финансирование страховой пенсии в размере 16% и среднемесячного заработка в размере 24245,40 руб. На основании изложенного, с учетом изменения исковых требований, истец просил определить размер пенсии, подлежащей выплате с 03.02.2015, в размере 28270,75 руб, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 03.02.2015, исходя из размера пенсии 28270,75 руб, подлежащей фактической выплате с 03.02.2015.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление, удовлетворив заявленные требования. В обоснование доводов жалобы указывает на следующие обстоятельства. Суд неправильно применил нормы международного права, а именно ст. 7 "Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992. Экономическим Судом СНГ вынесено решение N 01-1/2-07 "О толковании применения статьи 7 Соглашения от 13.03.1992, в котором даны разъяснения, что толкование данной статьи должно осуществляться в соответствии с п. 1 ст. 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969 Указанная норма предусматривает, что договор должен толковаться добросовестно, в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете его объекта и целей. В качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в статье 7 Соглашения от 13.03.1992 закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участника Соглашения. При этом статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется; гражданин сохраняет право на пенсию, предусмотренную законодательством по новому месту жительства; условия назначения пенсии не пересматриваются; выплата пенсии продолжается тем государством, откуда выехал пенсионер, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства нового места жительства. В связи с этим в отношении истца подлежат применению п.п. 5, 7, 8 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Предусмотренное статьей 7 Соглашения от 13.03.1992 положение о пересмотре размера пенсии гражданам, переселившимся из одного государства в другое, фактически является перерасчетом размера страховой пенсии по документам выплатного дела. Указывает, что в решении отсутствует указание на нормы Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которыми руководствовался суд первой инстанции при расчете индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) по состоянию на 01.01.2015 для истца, как для лица, уже имеющего статус пенсионера. При этом судом не принято во внимание, что в соответствии с п.1 ст. 36 указанного Федерального закона настоящий закон вступает в силу с 01.01.2015 и в соответствии с п.3 ст.36 данного закона Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Также указывает, что судом не были учтены положения "Всеобщей декларации прав человека" (ст.ст. 2, 7, 28). Полагает необоснованно указано на невозможность применения положений: ч.ч. 1. 3 ст. 34 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на том основании, что истцу по состоянию на 31.12.2014 не устанавливалась пенсия в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; п.п. 1, 2, 3, 4 ст.3 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на том основании, что из статьи 1 данного закона следует, что он устанавливает свое действие на граждан, указанных в данном законе.
Указывает, что имеет место нарушение прав истца на недопустимость снижения уровня пенсионного обеспечения граждан, гарантированного Конституцией Российской Федерации. Произведенные ответчиком перерасчеты пенсии истца являются незаконными и приводят к существенному уменьшению размера его пенсионного обеспечения, который он имел ранее. Поскольку размер пенсии подлежит установлению на 03.02.2015, необходимо определять ее размер по курсу гривны к рублю именно на 03.02.2015 (44,5949 руб. за 10 украинских гривен), то есть в сумме 22245,99 руб. Дальнейшие индексации и перерасчеты после 03.02.2015 должны осуществляться ответчиком от первоначальной суммы 22245,99 руб.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Гнездилов А.В, действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав пояснения представителя истца, проверив материалы дела, обозрев пенсионное дело Михайлова Д.Л, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Указанное положение закреплено и в ч.3 ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с которым в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Российская Федерация и Республика Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Как следует из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г, правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
В соответствии со ст. 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников СНГ и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст. 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Судом установлено, что Михайлов Д.Л. является получателем досрочной страховой пенсии по старости с 03.02.2015 на основании п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
До 29.07.2014 истец проживал в Украине, где с апреля 2010 г. являлся получателем трудовой пенсии по старости.
Согласно п. 11 Распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 N 99-Р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" в случае если в государствах - участниках данного Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии. При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г.
Из письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР" в случае, если в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии (независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии). Курс валюты публикуется в "Российской газете".
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался вышеуказанными нормами международного и национального права, согласно которым при определении размера пенсии размер заработка, указанный в национальной валюте иностранного государства, должен определяться путем ее перевода в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии, независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии.
При переезде истца на территорию РФ ответчиком с 03.02.2015 ему была назначена страховая пенсия по старости в соответствии действующим на указанный период пенсионным законодательством, а именно в соответствии Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Действия ответчика в полной мере соответствовали Соглашению о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при установлении пенсии ее размер подлежал определению путем перевода в рубли по курсу национальной валюты (гривны) на 03.02.2015 отклоняются судебной коллегией, поскольку Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также ранее действовавшим Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, возможность применения такого порядка расчета не предусмотрена, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие у ГУ-УПФ РФ в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) правовых оснований для назначения истцу пенсии в рублях исходя из перевода размера пенсии, установленной ему в Украине в национальной валюте.
Доводы жалобы истца относительно того, что в данном случае имело место нарушение норм права, в том числе и международного, о недопустимости ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало лицо, являются несостоятельными, так как до 03.02.2015 Михайлов Д.Л. являлся получателем пенсии на территории другого государства. Положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, подлежащие применению в рассматриваемом случае, не предусматривают возможности применения иного порядка расчета пенсии.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о соответствии размера пенсии истца требованиям Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку материалами дела подтверждено, что перерасчет пенсии истца произведен ответчиком в полном соответствии с законодательством РФ, регулирующим правоотношения по соответствующему виду пенсионного обеспечения граждан. Расчет размера пенсии истца произведен ответчиком на основании сведений о заработной плате, представленных в материалы пенсионного дела.
Доводы жалобы о том, что при определении размера пенсии подлежат применению положения Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" отклоняются судебной коллегией, поскольку указанный Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (ч. 1 ст. 1 Федерального закона).
На момент вступления в силу указанного Федерального закона (01 января 2015 года) истец не являлся получателем назначенной ему пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым, следовательно, на него не распространяются положения названного Федерального закона.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 05.06.2018 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.