Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И,
судей Соляникова Р.В, Щепалова С.В.
при секретаре Буш В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23.04.2018 по административному исковому заявлению Федоренко В. А. о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что Федоренко В.А, признанный вынужденным переселенцем, 29.10.2003 был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как член семьи своей матери - (... ) Решением Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 25.12.2017, вынесенным на заседании Рабочей группы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2015-2020 годы, Федоренко В.А. отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата, поскольку обладатель льготы (... ) умерла 09.02.2009, а федеральным законодательством не предусмотрен переход права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в случае смерти (гибели) обладателя льготы, в связи с чем сохранение за Федоренко В.А. даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 29.10.2003 является неправомерным.
Считая, что перенос очередности на более поздний срок нарушает право на жилище, административный истец просит признать незаконным решение от 25.12.2017.
Решением суда административный иск удовлетворен. Признано незаконным решение Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 25.12.2017 об отказе Федоренко В.А. в предоставлении государственного жилищного сертификата о предоставлении социальных выплат на приобретение жилого помещения в качестве вынужденного переселенца, нуждающегося в улучшении жилищных условий по основному мероприятию "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством. С Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
С принятым судебным постановлением не согласно Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Министерство), в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что судом неправильно применены нормы материального права. В частности указывает, что законом не предусмотрен переход права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (в том числе сохранение даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в случае смерти (гибели) самого гражданина - участника основного мероприятия.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Ткачук А.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель административного истца Казаков С.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражал.
Иные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 24.07.2002 Федоренко В.А. поставлен на учет в качестве вынужденного переселенца, срок действия статуса неоднократно продлевался, в настоящее временя продлен до 24.07.2018.
На основании заявления (... ) являющейся матерью административного истца, 29.10.2003 на заседании жилищной комиссии Пудожской городской администрации семья (... ) поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
09.02.2009 (... ) умерла, что подтверждается копией свидетельства о смерти от 11.02.2009.
Из представленной копии учетного дела следует, что Федоренко В.А, начиная с 2010 г, ежегодно обращался с заявлениями на получение жилищного сертификата (в 2010-2012 годах на состав семьи - 1 человек; с 2013 года по 2018 год - на состав семьи 3 человека).
Орган местного самоуправления также ежегодно, начиная 2007 года, предоставлял Сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", указывая в списке граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами сначала - (... ) с сыном и указанием даты постановки на учет 29.10.2003, а затем Федоренко В.А. с женой и сыном и указанием даты постановки на учет 29.10.2003.
В свою очередь Министерство ежегодно, начиная с 2008 года, по согласованию с миграционным органом утверждало Сводный список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат (далее - Список).
Так, приказом от 04.09.2008 N 152 утвержден Список, согласно которому (... ) с сыном стоят в нем под номером 42, с указанием даты постановки на учет 29.10.2003; приказом от 20.08.2009 N 153а утвержден Список, согласно которому (... ) с сыном стоят в нем под номером 38, с указанием даты постановки на учет 29.10.2003; приказом от 23.08.2010 N 167 утвержден Список, согласно которому Федоренко В.А. стоит в нем под номером 24, с указанием даты постановки на учет 29.10.2003; за 2011 г. Министерством в суд апелляционной инстанции предоставлена нечитаемая копия приказа; приказом от 27.08.2012 N 200 утвержден Список, согласно которому Федоренко В.А. стоит в нем под номером 15, с указанием даты постановки на учет 29.10.2003; приказом от 29.08.2013 N 23 утвержден Список, согласно которому Федоренко В.А. стоит в нем под номером 14, с указанием даты постановки на учет 29.10.2003; приказом от 28.08.2014 N 106 утвержден Список, согласно которому Федоренко В.А. стоит в нем под номером 11, с указанием даты постановки на учет 29.10.2003; приказом от 31.08.2015 N 204 с изменениями, внесенными приказом от 25.09.2015 N 223, утвержден Список, согласно которому Федоренко В.А. стоит в нем под номером 8, с указанием даты постановки на учет 29.10.2003; приказом от 31.08.2016 N 216 утвержден Список, согласно которому Федоренко В.А. стоит в нем под номером 8, с указанием даты постановки на учет 29.10.2003; приказом от 31.08.2017 N 237 утвержден Список, согласно которому Федоренко В.А. стоит в нем под номером 4, с указанием даты постановки на учет 29.10.2003.
Приказом Министерства от 25.10.2017 N 294 утвержден сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов на 2018 год, Федоренко В.А. (состав семьи из двух человек) состоит в нем под номером 4, указана дата постановки на учет - 29.10.2003.
На заседании Рабочей группы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2015-2020 годы, состоявшемся 25.12.2017, принято решение об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата Федоренко В.А. в связи с тем, что в отношении категории граждан, признанных установленным порядком вынужденными переселенцами, федеральным законодательством не предусмотрен переход права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (в том числе с учетом сохранения даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий)) в случае смерти (гибели) обладателя федеральной льготы - (... ) Участником подпрограммы являлась (... ) а не Федоренко В.А. Признание Федоренко В.А. нуждающимся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) с сохранением за ним даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которая была у его матери (29.10.2003), является неправомерным.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец имеет статус вынужденного переселенца, с 29.10.2003 состоял на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма совместно со своей матерью (... ), после смерти матери ежегодно обращался с заявлениями на получение жилищного сертификата, до настоящего времени не обеспечен постоянным жильем на территории Российской Федерации, обязательства государства по обеспечению истца жильем не исполнены.
У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела, основаны на объективной оценке представленных сторонами доказательств и правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законом не предусмотрен переход права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (в том числе сохранение даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в случае смерти (гибели) самого гражданина-участника основного мероприятия, не могут повлечь за собой отмену решения суда в силу следующего.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во время вынесения оспариваемого решения действовало постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, регулирующее Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы (далее - подпрограмма), с последними изменениями от 28.07.2017 N 893.
Согласно пункту 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу подпункта "б" пункта 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина-участника подпрограммы признаются следующие граждане: в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил: проживающие с гражданином-участником подпрограммы независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 18 Правил выдачу сертификатов осуществляют: гражданам-участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "е"- "и" пункта 5 настоящих Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).
Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), документы, предусмотренные пунктом 19 Правил.
Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти (пункт 21 Правил).
Пунктами 24 и 26 Правил предусмотрено, что в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным подпунктами "е"-"к" пункта 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (за исключением списка граждан, указанных в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил).
Списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируются: в отношении граждан-участников подпрограммы, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, - в хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с учетом их права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди, установленного законодательством Российской Федерации.
В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан-участников подпрограммы, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане-участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
Сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, до его утверждения подлежит согласованию с органами по контролю в сфере миграции.
Таким образом, на федеральном уровне права и обязанности в указанной сфере определены следующим образом:
органы местного самоуправления, наделенные в установленном законом порядке отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, осуществляют постановку на учет и учет граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата, формируют и утверждают списки таких граждан, формируют списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают единый список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, формируют сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год, а также сводный список граждан-получателей сертификатов в планируемом году.
Порядок принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрен статьей 52 ЖК РФ, в силу части 7 которой порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно статьям 3 и 5 Закона Республики Карелия от 06.02.2006 N 958-ЗРК "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия" принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется по единому списку исходя из времени принятия таких граждан на учет.
При этом ни нормы федерального законодательства, ни нормы регионального законодательства не предусматривают возможность изменения даты принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, снятия их с учета в связи со смертью основного участника подпрограммы.
Более того, согласно пункту 46 Правил в случае смерти владельца сертификата член его семьи, действующий на основании нотариально заверенной доверенности других совершеннолетних членов семьи, обращается в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата и приложением копии свидетельства о смерти, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты. При принятии органом исполнительной власти решения о замене сертификата расчет размера социальной выплаты производится исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, действующего на дату выдачи нового сертификата.
Таким образом, в связи со смертью основного участника подпрограммы Правилами предусмотрен лишь перерасчет социальной выплаты на оставшихся членов семьи основного участника подпрограммы, а не лишение права членов его семьи на получение жилищного сертификата либо необходимость вновь начинать процедуру сбора документов с утратой очередности.
Тем более, административный истец не просто являлся членом семьи основного участника подпрограммы, но и сам имеет статус вынужденного переселенца.
Следовательно, поскольку административный истец на момент вынесения оспариваемого решения являлся одновременно и членом семьи вынужденного переселенца, ранее поставленного на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и сам имеет статус вынужденного переселенца, был поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, включен органом местного самоуправления в соответствующий Список, поданный в уполномоченный орган государственной власти, включен в Сводный список, составляемый административным ответчиком, своевременно подал заявление о желании получить сертификат, постольку оспариваемое решение как противоречащее указанным выше нормам права является незаконным и нарушает права административного истца.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23.04.2018 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.