Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И,
судей Соляникова Р.В, Колбасовой Н.А.
при секретаре Егоровой С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03.05.2018 по административному исковому заявлению Лукьяненко С. В. об оспаривании решения Управления Росреестра по Республике Карелия о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что решением Управления Росреестра по Республике Карелия (далее - Управление) от 02.11.2017 был приостановлен государственный кадастровый учет и государственная регистрация права Лукьяненко С.В. в отношении здания, расположенного по адресу: (... ), в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером (... ), на котором расположен объект недвижимости, имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, дополнительное наименование: полевой участок, который может использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без возведения на нем зданий и строений. Апелляционной комиссией жалоба административного истца оставлена без удовлетворения. Полагая, что оспариваемое решение не соответствует нормам действующего законодательства, административный истец с учетом уточнения требований просил признать его незаконным, провести экспертизу земельного участка для определения реальной кадастровой стоимости, обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности объекта недвижимости.
Решением суда административный иск удовлетворен частично. Признано незаконным и отменено решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности от 02.11.2017 N. В удовлетворении остальной части иска отказано.
С решением суда не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок, на котором расположен дом административного истца, относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, дополнительное наименование: полевой участок. Вместе с этим, в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" полевой участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений, в связи с чем осуществление кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на жилой дом на полевом участке невозможно. Отмечает, что справка администрации (... ) от 06.04.2018 о включении земельного участка Лукьяненко С.В. в границы населенного пункта д. (... ) не была представлена Управлению. При принятии оспариваемого решения основания для сомнения в достоверности сведений ЕГРН о категории земельного участка не имелось.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец полагает решение суда законным и обоснованным.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Гриценко Ю.П. доводы апелляционной жалобы поддержала, пояснив, что 16.04.2018 Управлением исправлена техническая ошибка в категории земли, исключено указание на отнесение земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения. После получения справки администрации (... ) от 06.04.2018 о включении земельного участка Лукьяненко С.В. в границы населенного пункта д. (... ), Управление 27.07.2018 обратилось с соответствующим запросом в администрацию (... ) Республики Карелия, на который получен ответ от 03.08.2018 N о том, что земельный участок в соответствии с действующим Генеральным планом расположен вне границ населенного пункта д. (... ) и находится в функциональной зоне сельскохозяйственного назначения - "Крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства", а согласно Правилам землепользования и застройки относится к территориальной зоне СЗ - "Зона для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства". После получения указанного ответа, Управление 10.08.2018 отказало в государственном кадастровом учете объекта недвижимости и регистрации права собственности.
Административный истец в судебном заседании выразил согласие с решением суда.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что постановлением мэра района от 23.07.1992 N Лукьяненко С.В. для ведения личного подсобного хозяйства в собственность предоставлен земельный участок площадью 1 га.
28.07.1992 административному истцу выдано свидетельство о праве собственности на землю N (целевое назначение: для ведения личного подсобного хозяйства, прочих угодий).
18.10.2017 Лукьяненко С.В. обратился в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости: здания, назначение: жилой дом, расположенный по адресу: (... ), приложив к заявлению технический план здания.
Решением Управления от 02.11.2017 N было приостановлено осуществление кадастрового учета и государственная регистрация права собственности Лукьяненко С.В. в отношении объекта недвижимости: здание, назначение жилой дом, расположенного по адресу: (... ), со ссылкой на положения пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) до ХХ.ХХ.ХХ. В оспариваемом решении административный ответчик указал, что земельный участок с кадастровым номером (... ), на котором расположен объект недвижимости, имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, дополнительное наименование: полевой участок. Поскольку данный земельный участок сельскохозяйственного назначения не расположен в границах населенного пункта, осуществление кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости невозможно в соответствии с положениями части 7 статьи 70 Федерального закона N 218-ФЗ.
Апелляционной комиссией вышеуказанное решение административного ответчика оставлено без изменения.
26.01.2018 Лукьяненко С.В. подал заявление в Управление Росреестра по Республике Карелия о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на возведенный дом.
Решением Управления от 29.01.2018 в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление действий по постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности было приостановлено на срок до 26.07.2018.
Поскольку в свидетельстве о праве собственности от 28.07.1992 N, в постановлении от 23.07.1992 N отсутствуют указания на категорию земель, к которой относится его земельный участок, Управлением в соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ 16.04.2018 принято решение об исправлении технической ошибки, в настоящее время в ЕГРН в записи о земельном участке с кадастровым номером (... ) внесены изменения в сведения о категории, а именно с "земли сельскохозяйственного назначения" на "категория не установлена".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, исходя из наличия технической ошибки в категории земли, а также возможности Управления самостоятельно запросить у уполномоченного органа сведения о включении или невключении земельного участка в границы населенного пункта д. (... ).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьей 26 Федерального закона N 218-ФЗ, в силу пункта 7 части 1 которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 70 Федерального закона N 218-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения в Управление) до 1 марта 2020 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась).
Приостанавливая государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права, Управление исходило из того, что земельный участок, на котором административным истцом возведен жилой дом, отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, является полевым участком, на котором не предусмотрено возведение жилого дома, и находится за пределами границ населенного пункта. С учетом решения апелляционной комиссии административному истцу рекомендовано представить дополнительные документы, устанавливающие наличие, возникновение права собственности на объект недвижимого имущества.
Поскольку, как следует из материалов дела, основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права послужило неправильное указание в ЕГРН категории земли (исправленное Управлением как техническая ошибка после вынесения решения о приостановлении) и отсутствие документов, подтверждающих нахождение земельного участка в границах населенного пункта, которые были самостоятельно затребованы Управлением после вынесения решения суда, соответственно решение Управления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права по указанным в нем мотивам является необоснованным.
Пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органам, предоставляющим государственные услуги, запрещено требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов.
Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав указанные документы (часть 6 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
Довод апелляционной жалобы о том, что ранее ни орган местного самоуправления, ни Лукьяненко С.В. не обращались надлежащим образом в Управление с заявлением об изменении категории земельного участка, не может быть принят во внимание, поскольку доказательств того, что техническая ошибка была допущена по вине административного истца, суду не представлено. Судебная коллегия полагает, что непредставление органом местного самоуправления или заявителем документов и информации, в том числе сведений об изменении категории земельного участка, не может повлечь отказ в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги, кроме случаев, когда соответствующим органом предоставлен ответ об отсутствии у него запрашиваемых сведений.
В дальнейшем Управление вопреки доводам свой апелляционной жалобы самостоятельно, без наличия соответствующего заявления со стороны органа местного самоуправления и административного истца, исправило техническую ошибку о категории земли, и также самостоятельно запросило информацию о включении или невключении земельного участка в границы населенного пункта д.Ужесельга.
При этом ответ администрации (... ) от 03.08.2018 N о том, что земельный участок в соответствии с действующим Генеральным планом (... ) расположен вне границ населенного пункта д. (... ) и находится в функциональной зоне сельскохозяйственного назначения - "Крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства", а согласно Правилам землепользования и застройки (... ) земельный участок относится к территориальной зоне СЗ - "Зона для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства", а также основанный на указанном ответе отказ Управления от 10.08.2018 в государственном кадастровом учете объекта недвижимости и регистрации права собственности предметом настоящего спора не являются.
В случае несогласия с указанным отказом в государственном кадастровом учете объекта недвижимости и регистрации права собственности административный истец вправе оспорить его в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03.05.2018 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.