Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Вереса И.А,
судей
Гончаровой Н.В, Гулевской О.А,
при секретаре
Пушкарь О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 16 августа 2018 года административное дело по апелляционной жалобе администрации Елизовского городского поселения на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 30 мая 2018 года, которым постановлено:
административный иск заместителя Елизовского городского прокурора удовлетворить.
Возложить на администрацию Елизовского городского поселения обязанность в срок до 31 декабря 2019 года обеспечить постановку на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности автомобильных дорог местного значения: автомобильная дорога по ул. Омская, автомобильная дорога по ул. Осенняя, автомобильная дорога по ул. Осипенко, автомобильная дорога по ул. Паратунская, автомобильная дорога по ул. Партизанская, автомобильная дорога по ул. Песчаная, автомобильная дорога по ул. Пионерская, автомобильная дорога по ул. Пихтовая, автомобильная дорога по ул. Подстанционная, автомобильная дорога по ул. Попова, автомобильная дорога по ул. Полярная, автомобильная дорога по ул. Подгорная, автомобильная дорога по ул. Пономарева, автомобильная дорога по ул. Поротова, автомобильная дорога по ул. Приисковая, автомобильная дорога по ул. Прямая, автомобильная дорога по ул. Прибалтийская, автомобильная дорога по проезду Излучина, автомобильная дорога по ул. Профсоюзная, автомобильная дорога по ул. Пушкина, автомобильная дорога по ул. Рабочая, автомобильная дорога по ул. Расковой, автомобильная дорога по ул. Рахитова, автомобильная дорога по ул. Речная, автомобильная дорога по ул. Российская, автомобильная дорога по ул. Рыбачья, автомобильная дорога по ул. Рябиновая, автомобильная дорога по ул. Садовая, автомобильная дорога по ул. Санаторная, автомобильная дорога по ул. Сахалинская, автомобильная дорога по ул. Свердлова, автомобильная дорога по ул. Смоленская, автомобильная дорога по ул. Солнечная, автомобильная дорога по ул. Соловьева, автомобильная дорога по ул. Северная.
Заслушав доклад судьи Гончаровой Н.В, объяснения представителя административных ответчиков Главы администрации Елизовского городского поселения и администрации Елизовского городского поселения Клёминой В.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя административного истца прокурора Соловьевой О.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель Елизовского городского прокурора обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Елизовского городского поселения о возложении обязанности обеспечить постановку на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности автомобильных дорог местного значения.
В обоснование требований указал, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в собственности администрации Елизовского городского поселения находятся 35 автомобильных дорог общего пользования, которые не поставлены на кадастровый учет, право собственности на них не зарегистрировано. Отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Елизовского городского прокурора Лунякин С.С. требования поддержал.
Административный ответчик Глава Елизовского городского поселения участия в судебном заседании не принимал.
Представитель административных ответчиков Главы Елизовского городского поселения и администрации Елизовского городского поселения Клёмина В.В. возражала против удовлетворения требований прокурора.
Заинтересованное лицо ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" представителя в суд не направило.
Представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Камчатскому краю Жилина Т.Ю. в судебном заседании указала на возможность постановки на кадастровый учет автомобильных дорог, относящихся к пятому классу, как земельных участков, а не как сооружений.
Рассмотрев дело, суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация Елизовского городского поселения просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. Указывает, что для осуществления кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество необходимы документы, подтверждающие право собственности на объект, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Администрация Елизовского городского поселения строительство спорных автомобильных дорог не производило. Разрешительная документация на данные дороги у администрации отсутствует. Кроме того автомобильные дороги не обладают признаками недвижимого имущества, в связи с чем права на автомобильные дороги государственной регистрации не подлежат.
Выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частями 1, 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации Елизовского городского поселения от 7 октября 2015 года N 715-п утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Елизовского городского поселения.
Согласно приложению к данному постановлению в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Елизовского городского поселения включены 35 автомобильных дорог, указанных заместителем прокурора в административном исковом заявлении.
Автомобильные дороги не поставлены на кадастровый учет и право собственности на данные объекты не зарегистрировано.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", пришел к выводу о наличии у администрация Елизовского городского поселения обязанности совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет автомобильных дорог с последующей регистрацией права собственности на них. Отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги создает препятствия к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с решением суда первой инстанции и, вопреки доводам апелляционной жалобы, считает его законным и обоснованным, постановленным при правильном определении юридически значимых обстоятельств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с нормами материального права и при строгом соблюдении процессуальных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорные автомобильные дороги не являются объектами недвижимого имущества, в связи с чем права на автомобильные дороги государственной регистрации не подлежат, является несостоятельным.
В силу части 6 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ автомобильные дороги являются линейными объектами.
При этом обязательной составной частью любой автомобильной дороги является земельный участок, на котором расположена автомобильная дорога.
Соответственно, автомобильная дорога отвечает признакам недвижимой вещи применительно к требованиям статьи 130 Гражданского кодекса РФ.
Бесспорных доказательств иного суду первой и апелляционной инстанции не представлено.
Ссылки в жалобе на то, что автомобильные дороги не являются недвижимым имуществом, ввиду того, что дорожное покрытие улучшает полезные свойства земельного участка, дорожные покрытия из гравия и щебня могут быть перенесены без потери качеств, подлежат отклонению, поскольку наличие дорожного полотна не является улучшением свойств земельного участка, на котором находится дорога. Дорожное покрытие имеет функциональное назначение в виде обеспечения безопасного движения транспортных средств и является конструктивным элементом автомобильной дороги.
Возможность отделения дорожного покрытия от земельного участка, на котором располагается автомобильная дорога, не свидетельствует о возможности ее перемещения без ущерба ее назначению, поскольку как таковая автомобильная дорога никуда не переместится.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения судебного акта являются несостоятельными.
Кроме того, из материалов дела следует, что администрацией Елизовского городского поселения постановлением от 9 октября 2017 года N 964-п утверждена муниципальная программа "Управление и распоряжение муниципальным имуществом в Елизовском городском поселении на 2018 год".
Несмотря на то, что спорные автомобильные дороги не включены в план мероприятий по реализации программы, вместе с тем данной программой определено, что надлежащее оформление права собственности и наличие правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, в том числе автомобильные дороги, а также своевременная техническая инвентаризация объектов недвижимости являются залогом сохранности муниципального имущества. С целью эффективного управления муниципальным имуществом, находящимся в собственности Елизовского городского поселения, поставлена задача регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения Елизовского городского поселения в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Мероприятиями по реализации муниципальной программы предусмотрена подготовка технической документации на автомобильные дороги, формирование и проведение государственного кадастрового учета земельных участков уличной дорожной сети.
Включив спорные автомобильные дороги в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Елизовского городского поселения, административный ответчик тем самым подтвердил их функциональное назначение и соответствие определению автомобильной дороги, данному в статье 3 Федерального закона N 257-ФЗ, а также необходимость надлежащего оформления права собственности на них.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы об обратном являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах, учитывая, что порядок рассмотрения административного дела соблюден, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба администрации Елизовского городского поселения
- без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Елизовского районного суда Камчатского края от 30 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Елизовского городского поселения
- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.