Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А,
судей: Братухина В.В. и Попова Г.В,
при секретаре Демаковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Халитовой Р.Г. - Сорвачевой В.А. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл
от 23 мая 2018 года, по которому постановлено:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Халитовой Р.Г. к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в жилых помещениях и возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Халитова Р.Г. обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - администрация ГО "Город Йошкар-Ола") о признании незаконным отказа административного ответчика от 5 февраля 2018 года N "... " о признании её - вдовы участника Великой Отечественной войны (далее - ВОВ) нуждающейся в жилом помещении, просила обязать администрацию ГО "Город Йошкар-Ола" поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдову участника ВОВ. В обоснование административного иска было указано, что Халитова Р.Г. обратилась в администрацию ГО "Город Йошкар-Ола" с заявлением о признании её и членов её семьи в составе 6 человек нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в целях обеспечения жильем в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года
N 5-ФЗ "О ветеранах". Администрацией ГО "Город Йошкар-Ола" было отказано в постановке Халитовой Р.Г. на учет, поскольку на одного члена семьи приходится по 18,8 м что превышает учетную норму площади жилого помещения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Халитовой Р.Г. - Сорвачева В.А. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное. В апелляционной жалобе подробно излагаются обстоятельства административного дела, приводится позиция, избранная заявителем при рассмотрении административного дела в суде первой инстанции, в частности, указывается, что Халитова Р.Г. заявление о признании нуждающейся подавала единолично, подписи иных членов семьи в заявлении отсутствуют, что также подтверждает волю лишь заявителя. Халитова Р.Г. в настоящее время проживает в жилом помещении, принадлежащем её внуку, а поскольку она не является членом его семьи, то её могут выселить из жилого помещения по требованию собственника.
Согласно ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы лица, участвующие в административном деле, кроме представителя Халитовой Р.Г. - Сорвачевой В.А, не явились, извещались судебными повестками.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Халитовой Р.Г. - Сорвачевой В.А, поддержавшей жалобу, судебная коллегия приходит к убеждению, что оснований к отмене постановленного судом решения не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Исследовав и оценив представленные доказательства полно и всесторонне, верно установив правоотношения лиц, участвующих в административном деле, проанализировав применимое в настоящем деле законодательство, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный иск Халитовой Р.Г. не подлежит удовлетворению. В решении указаны определенные судом обстоятельства, имеющие существенное значение для административного дела, сделаны ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения. Судебная коллегия отклоняет апелляционную жалобу и отмечает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч. 2 ст. 176 КАС РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам ВОВ из числа лиц, указанных в пп. "а" - "ж" и "и" настоящего Федерального закона, предоставляется следующая мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом, обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года
N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годы" предусмотрено, что жильем обеспечиваются нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших), инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Данный Указ направлен на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета не всех участников (ветеранов, инвалидов) ВОВ, а лишь ветеранов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.В силу ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ
"О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Постановлением главы администрации г. Йошкар-Олы от 9 июня 2005 года N 1386 учетная норма в г. Йошкар-Оле установлена в размере 14,5 м
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в отношении родителей и детей установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки не требуется.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", с учетом положений п. 1 ст. 31 ЖК РФ отсутствие ведения общего хозяйства между собственником и лицом, вселенным им в спорное жилое помещение, либо прекращение ведения ими общего хозяйства само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Судом первой инстанции установлено, что Халитова Р.Г. является вдовой участника ВОВ, что подтверждается удостоверением от 6 апреля 2017 года серии В-II N 089424.
21 декабря 2017 года Халитова Р.Г. обратилась с заявлением на имя мэра г. Йошкар-Олы о признании её и членов её семьи, состоящей из 6 человек нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ, в целях обеспечения жильем ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В заявлении в качестве членов семьи были указаны: дочь - Х. З.М, дочь - Г. Л.М, зять - Г. И.К, внучка - Г. А.М.И, внук - Г. И.И.
Согласно домовой книге Халитова Р.Г. зарегистрирована по адресу: "... " (дом общей площадью 76 м Собственником данного жилого дома является Г. И.И. на основании договора дарения жилого дома и земельного участка от 23 декабря 2011 года.
Судом также установлено, что по сведениям из Управления Росреестра по Республике Марий Эл Г. И.К. является собственником 1/3 доли в праве общей собственности на "... ", общей площадью 76,5 м то есть на него приходится площадь в размере 25,5 м
Общая площадь "... " составляет
76 м доля Г. И.И. в "... " составляет 25,5 м таким образом, на Халитову Р.Г. приходится 16,9 м что выше учетной нормы, установленной постановлением главы администрации г. Йошкар-Олы от 9 июня 2005 года N 1386.
С учетом вышеуказанных обстоятельств суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска Халитовой Р.Г, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что решение администрации ГО "Город Йошкар-Ола" об отказе в признании её нуждающейся в жилых помещениях является правомерным, принятым административным ответчиком в пределах его полномочий, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Халитова Р.Г. не ведет совместного хозяйства, не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором она зарегистрирована, в любое время собственник - внук Халитовой Р.Г. может ее выселить, подлежат отклонению, поскольку данные доводы не основаны на материалах и обстоятельствах административного дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Халитова Р.Г. подавала заявление о признании только её нуждающейся в предоставлении жилого помещения как члена семьи участника ВОВ, в подтверждение этого отсутствуют подписи иных членов её семьи, отклоняются судебной коллегией в связи со следующим.
Как следует из материалов административного дела, Халитовой Р.Г. было подано заявление на имя мэра г. Йошкар-Олы о признании её и членов её семьи, состоящей из 6 человек, нуждающимися в жилых помещениях. Данное заявление написано собственноручно Халитовой Р.Г. с указанием всех членов семьи, степени их родства и дат их рождения. В заявлении о признании нуждающимися не предусмотрены подписи лиц, не имеющих льготу, они указываются как члены семьи, претендующие на жилые помещения.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств административного дела и позиции стороны административного истца, каким образом должно было быть рассмотрено административное дело.
Выводы суда, изложенные в решении, основаны на действующем законодательстве, являются достаточно мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела, подтверждаются представленными доказательствами.
Судебная коллегия считает, что с учетом изложенного решение должно быть оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Халитовой Р.Г. - Сорвачевой В.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Халитовой Р.Г. - Сорвачевой В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Петрова
Судьи В.В. Братухин
Г.В. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.