Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл
Бабин С.В, рассмотрев жалобу ООО "ЖЭУК "Благоустройство-1" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от
19 апреля 2018 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ООО "ЖЭУК "Благоустройство-1", юридический адрес: "адрес", ИНН "... ", ОГРН "... ", КПП "... ", ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3
Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от
19 апреля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи
Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от
18 июня 2018 года, ООО "ЖЭУК "Благоустройство-1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Марий Эл в порядке статьи 30.13 КоАП РФ, ООО "ЖЭУК "Благоустройство-1" просит отменить состоявшиеся судебные постановление и решение, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование доводов жалобы указывает, что ООО "ЖЭУК "Благоустройство-1" предписано в срок до 1 февраля 2018 года производить очистку кровли, карниза дома "адрес", водоприемных воронок от наледи и снега, выполнить текущий ремонт кровли над квартирой "N" этого дома. На момент проверки (23 марта 2018 года) исполнения этого предписания доступа к указанной квартире не имелось, ввиду отсутствия собственника квартиры. В связи с чем, установить факт наличия или отсутствия протекания кровли над этой квартирой не представлялось возможным. Полагает, что сведений о неисполнении предписания не имеется. Необходимость очистки кровли от снега и наледи не являлась самостоятельным предметом предписания. Указывает также, что проверка исполнения предписания проведена только 23 марта 2018 года, в то время как срок исполнения предписания установлен до 1 февраля 2018 года. Предписание не содержит требований об устранении нарушений лицензионных требований, не указаны положения договора, которые нарушены Управляющей организацией.
В жалобе указано также, что при рассмотрении дела допущена явная несоразмерность между малозначительным характером нарушения и назначенным наказанием.
Проверив доводы жалобы, изучив дело об административном правонарушении, поступившее в Верховный Суд Республики Марий Эл
10 июля 2018 года, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Часть 14 статьи статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл "N" от 20 марта 2018 года главным государственным инспектором отдела госжилнадзора ФИО1 23 марта 2018 года в отношении
ООО "ЖЭУК "Благоустройство-1" проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено невыполнение ООО "ЖЭУК "Благоустройство-1" пункта 1 предписания, предусматривающего производить очистку кровли, карниза дома, водоприемных воронок от наледи и снега в срок до
1 февраля 2018 года. Предписание выдано ООО "ЖЭУК "Благоустройство-1" по жилому дому по адресу: "адрес"
23 марта 2018 года по факту невыполнения предписания главным государственным инспектором отдела госжилнадзора ФИО1 в отношении ООО "ЖЭУК "Благоустройство-1" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи статьи 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "ЖЭУК "Благоустройство-1" административного правонарушения, вина в его совершении подтверждаются следующими доказательствами: предписанием "N" от 9 января 2018 года, распоряжением (приказом) о проведении внеплановой выездной проверки
"N" от 20 марта 2018 года, актом проверки от 23 марта 2018 года, протоколом об административном правонарушении "N" от
23 марта 2018 года, копией договора управления многоквартирным домом от
1 сентября 2016 года, фотоматериалами, копией лицензии "N" от
15 апреля 2015 года, другими материалами дела.
Мировой судья и судья городского суда при рассмотрении настоящего дела правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям
ООО "ЖЭУК "Благоустройство-1" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "ЖЭУК "Благоустройство-1" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что необходимость очистки кровли от снега и наледи не являлась самостоятельным предметом предписания, опровергается материалами дела.
Так, согласно предписанию на ООО "ЖЭУК "Благоустройство-1" наравне с обязанностью выполнить текущий ремонт кровли (устранить протекание над квартирой "N" указанного дома), возложена также обязанность производить очистку кровли, карниза дома, водоприемных воронок от наледи и снега.
Отсутствие жалоб других собственников этого жилого дома, а также сведений о протекании над квартирой "N" на момент проверки исполнения предписания, не влияет на обязанность по очистке кровли от скопления снега и наледи, возложенную на управляющую компанию, в том числе, законом.
Доводы жалобы о том, что действия ООО "ЖЭУК "Благоустройство-1" нельзя квалифицировать по части 24 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку предписание не содержит требований об устранении нарушений лицензионных требований, и не указаны положения договора, которые были нарушены, являются необоснованными.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.Аналогичная норма также содержится в пункте 51 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которой предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110, пункт 3 которого к числу лицензионных требований относит: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как усматривается из договора управления многоквартирным домом от
1 сентября 2016 года, заключенного между ООО "ЖЭУК "Благоустройство-1" (управляющей организацией) и собственниками многоквартирного дома
"адрес", управляющая организация принимает на себя полномочия по организации учета, содержания, текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с Приложением N 1 к указанному договору крыши входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
3 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" установлен минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 7 указанного постановления в данный перечень включены работы, выполняемые для надлежащего содержания крыш многоквартирных домов: проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи.
Таким образом, выполнение управляющей организацией работ и оказание услуг по управлению многоквартирным домом в соответствии с договором управления многоквартирным домом, направленное на создание благоприятных условий проживаний граждан в доме относится к лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит лицензионному контролю со стороны органа государственного жилищного надзора.
Главный государственный инспектор отдела госжилнадзора, обязывая ООО "ЖЭУК "Благоустройство-1" производить очистку кровли, карниза дома, водоприемных воронок от наледи и снега исходил из содержания договора управления многоквартирным домом и вышеуказанных норм права.
Указанное нашло отражение в протоколе об административном правонарушении, в соответствии с которым ООО "ЖЭУК "Благоустройство-1" не выполняет условия договора управления многоквартирным домом, тем самым нарушает требования части 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 ЖК РФ.
Иных доводов, которые ставили бы под сомнение законность и обоснованность состоявшихся судебных решений, жалоба не содержит. Каких-либо неустранимых сомнений по делу не установлено. Оснований для удовлетворения жалобы ООО "ЖЭУК "Благоустройство-1" не имеется.
Административное наказание назначено ООО "ЖЭУК "Благоустройство-1" с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в размере, менее минимального размера административного штрафа, установленного санкцией части 24 статьи 19.5 КоАП РФ, что является обоснованным и справедливым.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи. 30.13, статьей 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка "N" Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 19 апреля 2018 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "ЖЭУК "Благоустройство-1" оставить без изменения, жалобу ООО "ЖЭУК "Благоустройство-1" - без удовлетворения.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Марий Эл С.В. Бабин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.